Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Могут ли книги по самопомощи действительно помочь?
Книги по самопомощи пользуются огромной популярностью, в том числе среди христиан. Но смогут ли они сдержать своё обещание улучшить нас?
Небеса помогают тем, кто помогает себе сам” - так открывается книга Сэмюэля Смайлза "Самопомощь" 1859 года "С иллюстрациями характера и поведения" — самоизданная работа, положившая начало современному жанру.

Сегодня ежегодно продаётся более 10 миллионов книг по самопомощи, тематика которых варьируется от тайм-менеджмента до популярной психологии и поиска своего истинного призвания. В то время как некоторые сосредотачиваются на том, как строить карьеру или отношения (вспомните книгу Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" 1936 года), другие ведут читателей к успеху путём реформирования или переоценки их уникальных внутренних миров (например, книга Брене Браун "Дары несовершенства" 2010 года). Что объединяет жанр, так это послание о самосовершенствовании, переданное лично уверенным в себе человеком, который вдохновляет читателей стремиться к “лучшей жизни сейчас”.

Но если небеса помогают тем, кто помогает себе сам, в чём именно заключается роль “небес”? И как граждане рая должны читать эти книги — если мы вообще должны их читать?

Несмотря на свою нынешнюю популярность, литература по совершенствованию не нова. В Древнем Египте были книги по поведению, такие как "Максимы Птаххотепа", в то время как Рим оставил нам "Об обязанностях" Цицерона. Библия содержит свою собственную форму “самопомощи” в жанре литературы мудрости: Притчи, Экклезиаст и даже Иов помогают читателям разобраться в мире и своей роли в нём. А в средние века “книги вежливости” учили придворных ориентироваться в социальных нормах дворца.

На протяжении большей части истории подобные сочинения были доступны только высшим классам и предназначались для обучения и развития будущих лидеров. (Птаххотеп, например, был визирем, высокопоставленным чиновником, аналогичным премьер-министру). Но сегодняшние книги по самопомощи решительно эгалитарны, они учат массы управлять собой. Самосовершенствование теперь доступно — и ожидается — от всех нас.

Этот сдвиг уже происходил в эпоху Смайлза. Его работы появились в контексте викторианской социальной реформы, с отчётливым акцентом на способности человека преодолевать свои обстоятельства. Он сопереживал тяжелому положению рабочих и низших слоев общества, но критиковал тех, кто, по его мнению, потворствовал им — например, политиков, которые продавали культуру жертвенности, чтобы остаться у власти.

Для Смайлза личный успех был делом рук отдельного человека, а не социальных или политических систем. “У каждого человека есть великая миссия, которую нужно выполнить, благородные способности, которые нужно развивать, огромное предназначение, которое нужно осуществить”, - сказал он в речи 1845 года, которая станет основой самопомощи. “У него должны быть средства для образования и свободного проявления всех сил его богоподобной натуры”.

Это ощущение “богоподобной природы” человека может объяснить, почему так много христиан сегодня тяготеют к книгам по самопомощи. В книге "Евангельское воображение" учёный Карен Своллоу Прайор прослеживает взаимосвязь между постреформационной “улучшающей литературой” и современным христианством.

“Неслучайно, что Евангельское Пробуждение (которое стало евангельским движением) началось в том же столетии, когда появились роман, промышленная революция и сама идея социальной мобильности”, - сказала она мне. “Та же самая евангельская ценность каждой отдельной души, которая привела к акценту на индивидуальном обращении, естественным образом привела к акценту на индивидуальном совершенствовании”.

Учитывая эту связь, неудивительно, что некоторые из самых известных книг по самопомощи были написаны религиозными лидерами. "Сила позитивного мышления" (1952) была написана рукоположенным реформатским священником Норманом Винсентом Пилом (который также имел тесные связи с семьёй Трамп). Стивен Р. Кови, автор книги "7 привычек высокоэффективных людей" (1989), был лидером Церкви Иисуса Христа святых последних дней. И гуру менеджмента Джон К. Максвелл, автор книги "21 неопровержимый закон лидерства" (1998), является рукоположенным уэслианским священником со степенью доктора служения в Теологической семинарии Фуллера.

Сегодня пропасть между книгами о самопомощи и духовной жизни почти не существует, и читатели и авторы преодолевают её без особых усилий. Например, книга Рэйчел ХоллисДевушка, умойся” 2018 года (подзаголовок которой призывает читателей "Перестать верить лжи о том, кто ты есть, чтобы стать той, кем тебе предназначено быть") была выпущена евангелическим издателем Томасом Нельсоном. В ней Холлис пишет: “Вы, и только вы, в конечном счёте несёте ответственность за то, кем вы становитесь и насколько вы счастливы”. Книга разошлась тиражом более 4,5 миллионов экземпляров и заняла 1-е место в списке бестселлеров научной литературы New York Times.

В то время как общая социальная история частично объясняет, почему христиане тяготеют к светской самопомощи, автор и пастор Шарон Ходд Миллер считает, что современный спрос подпитывается чем-то другим.

“Одним из следствий Евангелия является то, что мы восстанавливаемся в правильных отношениях с Богом, и мы восстанавливаемся друг к другу”, - сказала она. “Но мы также восстанавливаемся к самим себе и в самих себе”.

По словам Миллер, церковь, в которой она и её муж Колид намеренно используют понятие “я” в духовном формировании, потому что они видели, что в других общинах этим пренебрегают. “Мы хотели рассказать о полном значении Евангелия для нашей жизни. Я действительно думаю, что в некотором смысле самопомощь является очень важной подкатегорией значения Евангелия”.

По мнению Миллер, когда церкви не в состоянии чётко сформулировать, как Евангелие восстанавливает "я", светские (или функционально светские) авторы и издатели заполняют пробел. Согласуются ли эти послания с Евангелием, не имеет значения для многих читателей, стремящихся стать лучше, чем они могут.

Миллер призналась, что испытывает дискомфорт от этого жанра, поскольку “я” становится самоцелью — настолько, что она написала свою книгу "Освободись от я", чтобы бросить вызов этому фокусу. “Одна из причин, по которой я написала свою первую книгу, - сказала она мне, — заключалась в том, что я чувствовала, что большая часть формулировок о самопомощи — её видение - было слишком узким”. Цитируя Августина, она отметила, что христианство исторически понимало самость как “сосредоточенность на себе, и что делает благодать Божья, так это разворачивает наши души и переориентирует нас обратно к Богу — к любви к Богу и любви к другим”.

Опасения Миллер по поводу жанра небезосновательны, особенно учитывая взаимосвязь между способом передачи и сообщением. “Форма во многом определяет содержание, - написал мне Прайор, - и это в не меньшей степени относится к форме (или способу передачи) книг. Чтение — это (как правило) уединённое, индивидуальное занятие, которое формирует у человека чувство собственного достоинства и чувство личной свободы действий”. Другими словами, книги по самопомощи по самой своей природе предполагают, что личностный рост - это индивидуальное стремление, продукт нашей собственной свободы действий.

Аластер Робертс, автор и преподаватель Теополисского института, долгое время изучал литературу по самопомощи, ориентированную на молодых людей, - такие книги, как "12 правил жизни" Джордана Питерсона. Он тоже считает, что за привлекательностью жанра стоит вопрос свободы воли.

Когда современная эра возвестила о социальной мобильности и возможности изменить свою жизнь, это также принесло своего рода социальную фрагментацию и дезориентацию, когда люди изо всех сил пытаются найти себя в “здоровых отношениях с реальностью, с Богом и с самим собой”, - сказал мне Робертс.

“Но”, продолжил он, - отчасти это связано с тем, что свобода воли действительно важна. Это восстановление своей активной вовлечённости в реальность. Когда люди чувствуют, что они потеряли это, когда они не чувствуют, что у них есть связь с реальностью, возникает чувство скуки или отчуждения”. Робертс указывает на Библию, отмечая, что восстановление “чувства причастности и инвестирования в реальность - это то, о чём говорит Литература мудрости”.

К сожалению, утверждает Робертс, чрезмерная сосредоточенность на личной свободе воли также может привести к своего рода близорукости, при которой индивид оказывается неспособным ориентироваться в мире или найти в нём своё место. “Если [молодые люди] чрезмерно зациклены на себе, это в конечном итоге может подорвать их чувство самостоятельности в мире”, - сказал он. “Что им действительно нужно, так это что-то, что могло бы их привлечь”. Что им нужно, так это общество.

Таким образом, нынешний бум литературы по самопомощи может противоречить более масштабному социальному перевороту, когда люди были предоставлены самим себе ориентироваться в мире. “Общеизвестное” больше не является общепринятым. А народная мудрость, когда-то передававшаяся из поколения в поколение, теперь находится в ведении экспертов, которые передают её по цене 19,95 доллара за том.

Это несоответствие не только формирует форму и содержание книг по самопомощи; оно также может препятствовать нашей способности внедрять изменения, о которых мы читаем. Мы можем стремиться к личностному росту, и книга может донести некоторую правду, но без сообщества вероятность реальных изменений невелика. Однако, по иронии судьбы, именно отсутствие общинных уз заставляет многих из нас обращаться за наставлениями к незнакомцам.

Конечно, век цифровых технологий позволил авторам, занимающимся самопомощью, сформировать своего рода сообщество вокруг своих книг. Однако в некоторых случаях трудно сказать, что служит чему: онлайн-аудитории или издательскому контракту. По мере роста числа подписчиков и общего объема продаж они становятся взаимно необходимыми друг другу, а сообщества товарищества превращаются в торговые площадки.

Работа писательницы Гленнон Дойл является хорошим примером того, как объединяются онлайн-сообщество и самопомощь. Её призыв к смелости и приверженности своему истинному "я" начал привлекать последователей в 2009 году, когда она начала вести блог о проблемах отцовства, брака и психического здоровья.

По мере роста числа поклонников читатели находили друг друга в разделе комментариев и, в конечном счёте, в социальных сетях. Завязалась настоящая дружба, и Дойл привела своё сообщество к совместной благотворительной и политической деятельности. Когда в 2013 году она выпустила свою первую книгу "Продолжай, воин", она продавалась скромно. Но её следующая книга "Воин любви" (в 2016 году) была выбрана книжным клубом Опры, а её мемуары 2020 года "Неукротимый" дебютировали под номером 1 в списке бестселлеров New York Times, оставаясь там в течение семи недель.

Возможно, что ещё более важно, путешествие Дойла показывает, насколько тесно собственный процесс изменений автора формирует предлагаемые им советы. Когда Дойл начала вести блог, она была замужем за мужчиной и писала с явно христианской точки зрения. Однако десять лет спустя она развелась, снова вышла замуж за женщину и стала вести духовных, но нерелигиозных последователей. И всё это разыгрывалось на публике.

Она была и, безусловно, находится в процессе становления, причем трансформация сама по себе, пожалуй, является единственной постоянной величиной, и её роль влиятельного человека в сфере самопомощи, похоже, создала цикл обратной связи, который постоянно продвигает эти изменения вперёд.

Но даже в лучшем случае онлайн-сообщество может предложить поддержку только в наших индивидуальных путешествиях. Мы можем подбадривать друг друга, но работа по-прежнему лежит на наших плечах и только на наших. И здесь действительно начинает проявляться слабость жанра самопомощи: если личностный рост в пределах нашей досягаемости, что это значит, когда мы не растём? Что происходит, когда проблемы с психическим здоровьем или неврологические различия, такие как СДВГ, делают невозможным управление временем и повышение эффективности? Что происходит, когда брак не удаётся спасти, несмотря на все хорошие советы в мире?

Разрыв между тем, что обещают книги по самопомощи, и тем, что они на самом деле могут дать, устраивает не всех представителей этого жанра. Посетителям веб-сайта автора бестселлеров и профессора богословской школы Дьюка Кейт Боулер задают вопрос: “Вы сейчас живёте своей лучшей жизнью? Не всегда? [Тогда работа Боулера] для вас”.

Используя собственные инструменты отрасли — социальные сети, подкастинг и выступления с докладами, Боулер ниспровергает типичный подход к самопомощи, бросая вызов его основным предположениям. Она называет свой посыл всегда стремиться вверх, всегда находить источник “токсичного позитива”. Вместо этого Боулер регулярно напоминает своим читателям, что жизнь прекрасна — и трудна.

Несмотря на свой издательский успех, Боулер не привыкать к страданиям. Она уже интересовалась духовным напряжением, заложенным в риторике вокруг личного успеха (её докторская работа была посвящена "Евангелию процветания"), когда в возрасте 35 лет у неё был диагностирован рак IV стадии.

Вопреки всем ожиданиям, она выжила и в настоящее время свободна от рака. Но пережитое оставило у неё глубокое чувство человеческой уязвимости и нашей неспособности контролировать многое в своей жизни.

“Мы можем быть людьми, преисполненными глубокой надежды”, - заметила она в интервью Washington Post в 2021 году. “Это не то же самое, что сказать, что наша жизнь наладится. Как верующий человек, я верю, что Бог ведёт нас к будущему, которое по сути является историей любви и спасения мира. Это не то же самое, что сказать, что моя жизнь во всех её особенностях, во всех моих надеждах и мечтах сложится так, как я себе представляла”.

Даже христианам может быть трудно отличить ядовитый позитив от благочестивой надежды. И это может быть особенно трудно для тех, кто привык читать Библию как книгу по самосовершенствованию.

Несмотря на тот факт, что Библия говорит о страданиях — особенно в книге Иова, книге Екклесиаста и страстях самого Христа, — сам факт обращения к тексту в поисках личных перемен формирует наши ожидания относительно того, как происходят перемены. В этом смысле читатели-христиане могут быть однозначно настроены воспринять послание книг по самопомощи, потому что они уже испытали своего рода самосовершенствование посредством чтения.

Среди книг, которые, по словам Прайора, сформировали склонность евангелистов к самосовершенствованию, - классическая книга Джона Буньяна 1678 года "Путешествие Пилигрима". Как пишет Прайор в “Евангелическом воображении”, аллегория Буньяна имеет несколько общих черт с романами того периода, в том числе акцент на персонаже, "находящемся в угнетающих обстоятельствах, трудящемся благодаря индивидуальной воле и целеустремленности".

Примечательно, что книга открывается изображением Пилигрима с “книгой в руке”. Эта книга - Библия, и содержащееся в ней предупреждение о грядущем суде - то, что отправляет Пилигрима в его личное путешествие. Другими словами, чтение начинает его прогресс.

Для современных христиан это, возможно, и не удивительно, но во времена Буньяна массовая грамотность не была нормальной, как и библейская грамотность. Соответственно, христианский рост не считался индивидуальным стремлением — настолько, что, когда Буньян последовал зову совести и стал проповедовать вне рамок Англиканской церкви, его бросили в тюрьму. Но справедливо ли будет сказать, что мы, современные христиане, читаем Библию так же, как книги по самопомощи? И если мы это делаем, разве это неправильно? Разве мы не должны читать Библию и изменяться под её влиянием?

Автор и обозреватель CT Джен Уилкин, убеждённая сторонница библейской грамотности среди мирян, считает, что “Библия для всех”. (Название её последней книги, написанной в соавторстве с пастором Дж. Т. Инглишем, гласит: “Ты - богослов”). Несмотря на это, Уилкин предостерегает от чтения Библии как проекта самосовершенствования. “Это правда, что Библия меняет нас”, - сказала она мне. “Но это может произойти не в те сроки, которые мы бы потребовали. Многие привыкли ожидать, что Библия существует для того, чтобы они чувствовали себя лучше в небольших порциях, часто за десять минут или меньше. Но Библия не предназначена для быстрого эмоционального исправления”.

Другими словами, хотя Библия содержит тексты, которые улучшат нас — если мы им позволим, — цель не в том, чтобы предлагать лайфхаки. Цель - трансформация. Когда мы беседовали, Робертс утверждал, что литература о библейской мудрости всегда стремится к воплощенной мудрости. Цель таких книг, как Псалмы, Притчи и Экклезиаст, “в значительной степени заключается в движении через закон к интернализации”, - сказал он. “Ты принял Закон, обдумал его, и он стал частью тебя”.

В этом смысле настоящие перемены - гораздо более масштабное мероприятие, чем предлагается в большинстве книг по самопомощи. Проблема не в том, что эти книги предусматривают слишком многое для нашей жизни, а в том, что они предусматривают слишком мало.

Христианская традиция утверждает, что работа по преобразованию личности настолько масштабна, что требует участия всего сообщества (Еф. 4:11-13). Книги по самопомощи затрагивают универсальные вопросы, но они делают это в индивидуальном масштабе. Как нам ориентироваться в проклятом мире? Как мы можем сделать нашу работу более эффективной? Как мы можем залечить наши самые глубокие раны и печали?

Для многих, включая Сэмюэля Смайлза, ответ начинается с того, что каждый человек самостоятельно делает выбор и формирует привычки. Более масштабные социальные реформы происходят по мере того, как каждый из нас реформирует себя. Но точно так же, как Библию нельзя читать для быстрого исправления или изолированно, наши пути совершенствования также не являются быстрыми, прямолинейными или одиночными. Как сказала Уилкин, “Мы должны изучать Библию для себя, но не сами по себе. Библия предназначена для понимания в сообществе — как сообществе поместной церкви, так и сообществе святых”.

В этом смысле наибольшую озабоченность христиан, читающих книги по самопомощи, может вызывать не содержание и даже не цель самосовершенствования. Это может быть метод — как мы реализуем проект по улучшению нашей жизни и что мы делаем, когда не можем.

В конце концов, если у нас есть возможность улучшить себя, мы начинаем думать, что обязаны это сделать. Как автор Алан Ноубл резюмировал тяжелое положение современных людей в своей книге “Ты сам себе не принадлежишь", "Практически каждый... голос, с которым мы взаимодействуем, скажет нам: "Нет. Продолжайте стремиться. Вы сделали недостаточно. Если вы сейчас уйдете, ваша жизнь будет потрачена впустую. Сделайте что-нибудь ещё, чтобы сделать её стоящей”. Но не все проблемы в человеческих силах контролировать. Даже многие из наших личных проблем мы не в силах решить сами.

Итак, нам нужно общество не только для того, чтобы расти; нам также нужно общество, когда мы не можем расти. Нам нужна поддержка других и любовь святых-единомышленников, которые идут рядом с нами в нашей борьбе и скорбят вместе с нами, когда жизнь продолжает быть тяжелой, несмотря на все наши усилия.

Таким образом, чтение книг по самопомощи как христианина означает делать это в сообществе, с прицелом как на скорбь, так и на преображение. Это означает признание нашей зависимости от Бога и других людей таким образом, который одновременно уважает наши пределы и способствует нашему росту.

В следующий раз, когда вы возьметесь за книгу по самопомощи, помните, что это только первый шаг к переменам. Следующим шагом может быть сбор читательской группы или рассказ о своей жизни с надёжным другом. Или, как говорит Павел Галатам 6:2: “Несите бремена друг друга, и таким образом вы исполните закон Христов”. Небеса помогают не столько тем, кто помогает себе сам, сколько небеса помогают нам помогать друг другу.

Hannah Andersonписательница, живущая в горах Блу-Ридж в Вирджинии.
Категория: Статьи | Просмотров: 113 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: библия, самопомощь, помощь, книги
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 41
500

Онлайн всего: 75
Гостей: 75
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024