Римлянам 14:15, вместе с соответствующими текстами в 1 Коринфянам 8 и 10, содержит то, что часто называют принципом “камня преткновения”. Принцип христианской жизни и поведения заключается в том, что всё, что мы делаем или говорим, не должно становиться препятствием для веры и жизни брата или сестры-христианина.
Трудность, которую этот принцип создал для многих христиан, связана не столько с пониманием его значения, сколько с его реализацией. Какие указания даёт апостол на этот счёт? Как мы можем знать, действительно ли то, что мы едим (или пьём, или носим, или в чём участвуем), просто оскорбляет собратьев-христиан и отвергается ими как неподобающее, или заставляет собратьев-христиан спотыкаться и падать в своём религиозном паломничестве и, возможно, даже отвергать веру?
Это именно те вопросы, которые Павел рассматривает в Римлянам 14. Мы внимательно проследим за его аргументацией, завершив это исследование выводами из 1 Коринфянам, где Павел борется с аналогичными проблемами.
В предыдущих главах этого послания (Римлянам 12-13) Павел изложил основные принципы христианского поведения как внутри церковного сообщества, так и в более широком мире человеческих взаимоотношений. В братстве мы должны больше заботиться о других, чем о себе (Рим. 12:3, 10). В более широком человеческом обществе мы должны отвечать на зло добром (Рим. 12:14) и таким образом преодолевать зло (Рим. 12:21). Оба этих “принципа” христианского поведения основаны на самом главном принципе: “Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона” (Рим. 13:10).
Именно с этим принципом Павел сейчас сталкивается с проблемой, которая стояла очень остро в нескольких молодых церквях. Для христиан-язычников вопрос заключался в том, могут ли они есть мясо, которое продавалось на открытом рынке, но было от животных, принесённых в жертву в языческих храмах. Это была очень конкретная проблема в контексте их продолжающихся социальных отношений с соседями и друзьями-язычниками. Для христиан-евреев, в контексте общения с христианами-неевреями, существовало противоречие между еврейскими церемониальными законами, касающимися “чистой” и “нечистой” пищи, и свободой верующих-неевреев от этих предписаний. Мы видим, как ранние иудео-христиане боролись с этим вопросом в Деяниях, рассказывающих о видении Петра (Деяния 10) и Иерусалимском соборе (Деяния 15).
Скорее всего, Павел писал послание к Римлянам из Коринфа. Таким образом, его взгляды на проблемы, с которыми сталкиваются верующие в Риме, несомненно, были основаны на том, как он относился к этому вопросу в церкви в Коринфе. Там (1 Кор. 8, 10) он говорит о “слабых”, о тех, кто молод в вере, чья совесть нежна, кто всё ещё склонен, из-за своего языческого происхождения, устанавливать связь между идолом и мясом, приносимым в жертву идолу. “Сильные” - это те, кто знает, кто чётко убеждён, что идолы (и боги, которых они представляют) не имеют реального существования. Поэтому для них мясо, приносимое в жертву этим богам, нейтрально. Оно не может осквернить человека. “Сильные” явно “правы” в своей теологии; “слабые” определённо “неправы”. И всё же, утверждает Павел, те, кто обладает правильным знанием, должны заботиться о том, чтобы их знание не привело к гибели брата или сестры (1 Кор. 8:7-9). Ибо свобода “сильных” в этом вопросе может привести “слабых” к возвращению в сферу идолопоклонства (1 Кор. 8:10-13; 10:23-32).
Мы должны признать, что Павел здесь не озабочен тем, чтобы просто оскорбить других, сделав что-то, с чем они не согласны или что они считают неуместным или неприемлемым для христиан. Скорее, он беспокоится о вечном благополучии этих “слабых” христиан, о поступках, которые приводят их к падению на их духовном пути, приводя к разрушению их молодой веры (1 Кор. 8:9, 11-13; 10:32).
Принципы, которые излагает Павел, идентичны тем, которые даны в Римлянам 12-13: Не делайте ничего, что может привести к гибели единоверцев (1 Кор. 8:13; 10:32); напротив, созидайте их в любви (1 Кор. 8:1); ищите блага других (1 Кор. 10:24, 33).
Исходя из ситуации в Коринфе, мы теперь готовы последовать аналогичному аргументу Павла в Римлянам 14. Там “слабыми”, по-видимому, являются иудео-христиане, которые ещё не смогли освободиться от ритуальных и церемониальных законов, касающихся чистой или нечистой пищи (Рим. 14:1-6) или соблюдения особых дней (вероятно, имеется в виду соблюдение субботы – Рим. 14:5). Большинство тех, кто находится в напряжении со слабыми, скорее всего, являются христианами-язычниками, для которых не существует такого понятия, как “нечистая пища” или особые дни, которые следует соблюдать.
Их конфликт друг с другом, по-видимому, проявлялся в высокомерии или духовном превосходстве верующих-неевреев и в осуждающем духе по отношению к ним верующих-евреев. Павел жестко критикует и то, и другое по трём причинам: (1) Бог уже принял и то, и другое (Рим. 14:3); (2) в конечном счёте, мы несём ответственность в этих вопросах перед Богом и не зависим от ограниченных взглядов друг друга (Рим. 14:4, 10-12); и (3) поскольку участие в Царстве Божьем не определяется тем, что мы едим или пьём, ни воздержание, ни причастие не являются поводом для осуждения (Рим. 14:13, 17).
Показав, что и сильные, и слабые должны быть виноваты в своём отношении друг к другу (Рим. 14:10), Павел, тем не менее, проявляет особую заботу о слабых (Рим. 14:15-16). В этом он явно соответствует особой божественной заботе о “слабых” на протяжении всего Ветхого и Нового Заветов. Сильная вера менее уязвима, чем вера слабая. В гонке веры к финишной черте (см. Фил. 3:13-14) у сильных меньше шансов споткнуться о какое-либо препятствие, чем у слабых. Следовательно, употребление в пищу продуктов, которые слабые считают нечистыми, является деянием, потенциально опасным для тех, у кого молодая вера (Рим. 14:13-14). Это нелюбезный поступок со стороны сильного, если другой христианин “за пищу огорчается” (Рим. 14:15). В свете остальной части стиха (“Не губи своей пищей брата твоего, за которого умер Христос”) перевод NIV “огорчается”, вероятно, слишком мягкий. Греческое слово lypeoμ, в дополнение к “скорбеть”, “боль”, “дистресс”, может также означать “ранить”, “нанести ущерб” (как в RSV). Нанесение ущерба чужой вере может привести к её окончательному разрушению.
Как и в 1 Коринфянам, так и здесь Павел глубоко обеспокоен ростом христиан к зрелой вере и их вечному благополучию. Императив любви (Рим. 14:15) означает, что христиане должны действовать так, чтобы укреплять друг друга, а не так, чтобы разрушать друг друга (Рим. 14:19-20), так, чтобы поддерживать друг друга и помогать друг другу, а не так, чтобы заставлять других “страдать", "спотыкаться” и “упасть” (Рим. 14:20-21).
Основой такого рода христианского поведения является принцип, согласно которому “каждый из нас должен угождать своему ближнему для его блага, чтобы созидать его”, который Павел формулирует в заключение обсуждения (Рим. 15:2) и обосновывает в жизни Иисуса: “Ибо и Христос не Себе угождал” (Рим. 15:3). В конечном счёте, христианское поведение основано на самоотдаче, жертвенной любви Христа (Рим. 15:8).
Павел не говорит нам, как конкретно распознать, когда наше поведение нанесёт ущерб духовной жизни единоверца и, возможно, приведёт к попаданию в сферу господства греха. Во что он, по-видимому, действительно глубоко верит, так это в то, что когда мы живём в общении со Христом, движимые Его любовью, стремясь подражать Его жизни, тогда у нас будет такая чувствительность друг к другу, которая удержит нас от пагубных поступков.
Hard Sayings of the Bible
|