Уроки от первого влиятельного христианина о том, как руководить, когда тебя ненавидят
|
После Иисуса, конечно, апостол Павел является самой известной фигурой христианской веры. Бесстрашный апостол, насаждатель церквей, богослов, пастор, писатель. Павел - наш герой. Он является примером веры для нас.
Но внимательное чтение его писем показывает, что у него было много врагов как внутри церкви, так и за её пределами, и, похоже, христиане его времени находили его противоречивым. Секторы христианства его времени страстно оспаривали и даже презирали Павла и его служение. Например, когда Павел-узник пишет филиппийцам, он сообщает им, что некоторые верующие вокруг него как бы говорили о Христе, просто чтобы навредить Павлу (Фил. 1:15-17). Они хотели разрушить его служение, они хотели погубить его.
Возможно, наиболее очевидное место, где следует искать тотальный конфликт между Павлом и конкурирующей формой христианства, находится во 2 Коринфянам, где Павлу пришлось защищаться от нападок так называемых “суперапостолов” (11:5). Они оклеветали его, утверждая, что у него не было нужных компетенций. Они говорили, что они сильны, а Павел слаб. Они хотели, чтобы христианство Павла было меньшим, а их христианство - большим. Похоже, что существовали христианские группы, которые постоянно пытались уничтожить влияние Павла, втоптать его имя в грязь и отвлечь от него его “детей”.
На протяжении многих лет я задавался вопросом, как Павел относился к тому, что его ненавидели, клеветали и постоянно унижали другие христиане? Мы все хотим нравиться как можно большему числу людей. Мы хотим, чтобы наши идеи и ценности находили отклик. Но там, где есть большие идеи и планы, есть и критики. С увеличением числа платформ критика становится всё более распространённой, что иногда может привести к необходимой ответственности.
Общественная критика существовала со времён до Павла и до сих пор. Он тоже был окружен шумом, который говорил ему, что он нежеланный гость, неправильный, даже коррумпированный. Как он справлялся с этим? Как выглядела его форма устойчивого лидерства? Сегодня пасторы и другие лидеры сталкиваются со шквалом негатива, который может показаться ошеломляющим. В социальных сетях так много шума — хорошего, плохого и нейтрального, — что трудно понять, кого слушать, перед кем извиняться и куда направить свой голос. После двух десятилетий изучения Павла я сформировал моё понимание того, как его жизнь в первом веке говорит с нами сегодня.
Поддерживайте свою форму
За последние полдесятилетия или около того я стал футбольным фанатом. Я смотрю европейский футбол, смотрю южноамериканский футбол и болею за свою местную команду в Орегоне. Есть фраза, которую вы услышите от тренеров и комментаторов о том, как борющаяся команда должна преодолевать препятствия в своей игре: поддерживайте свою форму. Когда фишки на исходе, когда шансы складываются против вас, когда вы проигрываете 0-3 - следуйте плану игры, оставайтесь на назначенных позициях, доверяйте другим товарищам по команде и оставайтесь сосредоточенными.
Павел, похоже, был лидером типа “держи себя в форме”. Под этим я подразумеваю, что, когда он видел, что что-то идёт не так в церквях, которые он основал или за которые он нёс ответственность, он не набрасывался на конкретных церковных лидеров. Возможно, что ещё более поразительно, когда речь шла о внешних врагах или нарушителях спокойствия (как, по-видимому, в случае с Посланием к Галатам, 2-м Посланием к Коринфянам и, возможно, Филиппийцам), Павел сосредоточился на формировании своих людей; он не тратил свою энергию на исправление своих врагов.
У нас есть около дюжины писем, которые Павел написал церквям и отдельным церковным лидерам, таким как Тимофей и Тит. Но у нас нет никаких писем, которые Павел писал своим врагам. Конечно, он мог бы это сделать. Он мог бы отчитать их, он мог бы предупредить их, пригрозить им, поспорить с ними. Но, похоже, он этого не делал. Вместо этого он, как лазер, сосредоточился на создании церквей и укреплении веры своих людей.
Да, конечно, он беспокоился о негативном влиянии посторонних, но его внимание было сосредоточено не на них. Он оставался верен своей миссии и служению, он сохранял форму своего призвания и отказывался отвлекаться на участие в богословских войнах за территорию, чтобы успокоить всех. Это невозможно, и мы это знаем, хотя иногда и пытаемся. Павел не спускал глаз со своей общины и обращал свой голос к ней.
Не сравнивайте
Павел знал свои ограничения. Бог призвал его к чему-то, у него были определенные дары, но у него были и слабости. Коринфяне (как и многие из нас!) любил ранжировать лидеров и объединяться вокруг определённых (Павел или Аполлос). Аполлос был крутым новичком на районе. Он был изысканным и элегантным оратором, настоящим Андреа Бочелли в проповеди. Павел таковым не был. Павел мог бы выстрелить в Аполлоса, чтобы увеличить свой собственный запас, но вместо этого он попытался представить всё это в перспективе для христиан Коринфа: я должен сыграть свою роль, Аполлос - свою, Бог - это тот, на ком мы действительно должны быть сосредоточены. Он делает так, чтобы всё это произошло (1 Кор. 1:10-17).
Иногда социальные сети могут напоминать баскетбольный матч — я выигрываю, только если ты проигрываешь. Но когда Павла не любили, отвергали или ненавидели, он не играл в игру, чтобы отвлечь от себя негативное внимание, переключив его на кого-то другого. Он не играл в игру “победа-поражение” с другими лидерами. Он активно не поощрял сравнение своего служения с другими. Все мы, сказал Павел, должны быть за команду Иисуса.
Пригласите других “проверить вас”
Павел не боялся защищаться, когда его обвиняли в сомнительном поведении или проступках. Но он не занимался поливанием грязью и не набрасывался на других. Он бы просто сказал: "Иди, посмотри на меня". Моя жизнь - открытая книга. Я не провожу закулисных теневых сделок, я не скрываю свою деятельность. Например, у фессалоникийцев, по-видимому, были свои подозрения относительно поведения Павла.
Не защищаясь и не сердясь, он сказал: “Как вы знаете, и как Бог наш свидетель, мы никогда не приходили со словами лести или с предлогом для жадности; и мы не искали похвалы от смертных, будь то от вас или от других” (1 Фес. 2:5-6, NRSV). Позже он напомнил им о своём общественном труде: “Мы трудились день и ночь, чтобы не обременять никого из вас, проповедуя вам Евангелие Божье. Вы свидетели, а также Бог, насколько чистым, праведным и непорочным было наше поведение по отношению к вам, верующим” (2:9-10).
Вас могут презирать, не любить или отвергать, но лучшая защита - это честная жизнь., когда нечего скрывать. Павел не потерял хладнокровия по отношению к фессалоникийцам. Он предложил им испытать его жизнь и запомнить его поведение.
Будьте осторожны, называя имена
Есть ещё одно важное замечание о том, как Павел навлёк на христианский мир обвинения и подозрения: он не называл имен. То есть, хотя он говорит о нарушителях спокойствия и врагах в нескольких своих посланиях в Новом Завете, мы не знаем ни одного из их имён. Наша современная культура социальных сетей наслаждается любой возможностью бросить гранату, называя (и помечая) правонарушителей, тех людей, которые заслуживают того, чтобы их назвали. Конечно, лица, совершающие преступления или совершающие явно неэтичное поведение, должны быть привлечены к ответственности. Это не то, о чём я здесь говорю. Такие деструктивные люди должны быть названы и осуждены. Но мы часто начинаем клеветать или высмеивать любого, кого считаем раздражающим, оскорбительным или неправильным.
Конечно, Павел постоянно сталкивался с подобными людьми. И что ещё хуже, он имел дело с настоящими лже-евангелистами. Люди, которые могут нанести серьезный ущерб церкви и здравому богословию. Но мы не знаем ни одного из их имён. Павел регулярно предупреждал о ложных лидерах, но он гораздо больше заботился о том, чтобы удержать свой народ на здоровом и истинном пути, чем о проведении процессов над ведьмами и инквизицией, чтобы изгнать еретиков того времени. (Конечно, это никогда не означает закрывать глаза на несправедливость и злоупотребления, против которых нас призывает выступать совесть).
Павел не хотел составлять список людей, которых его люди должны избегать или ненавидеть. В конечном счёте он хотел научить их мыслить и различать самостоятельно, стать мастерами Евангелия, чтобы они могли распознать фальшивую теологию.
Показывайте слабость
Я достаточно взрослый, чтобы помнить рекламу антиперспирантов 80-х: “Никогда не позволяй им видеть, как ты потеешь”. Что на самом деле подразумевало: не показывай усилий или слабости; наденьте стоический фасад совершенства и силы. Павел был тем, кто не боялся показать свою хрупкость, свою слабость и свои потребности. Он хвастался своими неудачами и ограничениями (“хвастовство слабостью”), срывая любые попытки создать культ вокруг его личности. Он не пытался отразить все критические замечания. Иногда он поглощал их, находя возможность разрядить грязную игру.
Павел не боялся говорить о своих разочарованиях и трудностях. Он разделял моменты страха, печали и уязвимости. Он говорил о своей печали при мысли о смерти своего друга Эпафродита (Фил. 2:27). Он признался коринфянам, что их напряженные отношения с ним довели его до слёз (2 Кор. 2:4). Одна из самых душераздирающих частей писем Павла - это когда он сообщает своему другу Тимофею, что, когда он предстал перед судом, никто не пришёл ему на помощь; он мог положиться только на Господа (2 Тим. 4:16-17) и врача Луку, который навещал его в тюрьме (ст. 9).
Быть уважаемым и стойким лидером не должно и не может включать в себя создание защитного пузыря, блокирующего наши неудачи, трудности и слабости от внешнего мира. Павел смело и открыто говорил о том, что он не был совершенным и безгрешным. Он гордился своим служением, но никогда не притворялся кем-то большим, чем был на самом деле. У него были сожаления. У него были тяжелые времена. Он был гордо слаб.
Никто не хочет, чтобы его ненавидели, отвергали или высмеивали. Иногда людям необходимо уйти из центра внимания и внимания общественности. Но для остальных из нас “шум” публичного позора и насмешек является нормой. Древняя мудрость и модель Павла, по-видимому, обеспечивают путь, который позволяет избежать резких контратак, с одной стороны, и полного отчаяния - с другой.
Обращаясь к филиппийцам, Павел однажды написал, что он старается не оглядываться назад и не зацикливаться на своих прошлых ошибках. Возможно, он также предупреждает нас о том, чтобы мы не тратили слишком много времени на то, чтобы смотреть, что все думают о нас. Скорее, стремитесь к тому, что ждёт вас впереди, исполняя своё призвание (Фил. 3:13).
Nijay K. Gupta - профессор Нового Завета в Северной семинарии в Лайле, штат Иллинойс. Он является автором нескольких книги.
|