Только Иисус может насытить как овец, так и волков
Добрый Пастырь прерывает рассказ о нашем голоде и представляется как Хлеб Жизни
В своей последней беседе с апостолом Петром Иисус спрашивает, любит ли Его Петр. “Да, Господи, - говорит Пётр, - Ты знаешь, что я люблю Тебя”. Иисус отвечает: “Паси Моих агнцев” (Иоанна 21:15-19). Пётр подчиняется, правдиво рассказывая о жизни и служении Иисуса слушателям-евреям, и пересекает культурные границы, чтобы донести это также и до аудитории из числа язычников. Церковь формируется как этнически, лингвистически и географически неоднородное сообщество, питаемое свидетельством, которое было переведено в разных культурах, чтобы питать каждое племя и язык.
Современные христиане продолжили проект ранних верующих, направленный на то, чтобы сделать свидетельство об Иисусе доступным для любой культуры, и Западная церковь не является исключением. Но, возможно, мы выводим это начинание за его законные пределы. Поскольку Иисус и Его учения вновь проявляются в виде товаров для дома с духовным уклоном, доступных от наших любимых звёзд социальных сетей, профессионально разработанных культовых мегахитов, которые в первую очередь обогащают их создателей, и компонентов прибыльных личных брендов, нам не мешало бы спросить себя, чего именно мы добиваемся.
Наши методы свидетельства могут заключаться в перенаправлении преданности, которая должна проявляться к Иисусу, и привлечении её к нам самим. Мы рискуем больше не кормить овец Христа, а вместо этого питаться ими самими.
Иисус понимал, что наши кажущиеся проявления преданности могут стать прикрытием для хищничества. “Остерегайтесь лжепророков”, - предупредил он. “Они приходят к вам в овечьей шкуре, но внутри они свирепые волки”. (Мф. 7:15). Это вызывающий воспоминания образ, напоминающий о множестве способов творческого злоупотребления религиозной властью: Офни и Финеес используют еду и сексуальные услуги в храме (1 Цар. 2:12-25); Папа Урбан II предоставляет индульгенции в обмен на участие в крестовых походах; лидеры Южной баптистской конвенции выбирают самозащиту ценой жестокого обращения с членами церкви.
Для волков в овечьей шкуре служение привлекательно из-за того, как легко может быть съедено стадо.
Есть ли у нас какой-нибудь способ узнать, превратились ли мы в тех людей, которых Иисус предостерегал Своих слушателей избегать? Певец Джей Коул бьётся над этим вопросом в своем сингле 2016 года “Лжепророки”. Он начинает с излияния обид, направленных на музыкантов, которых он любил до того, как их одаренность принесла им признание, которое позволило бы реализовать их самые разрушительные порывы. “Эго отвечает за каждый шаг, он звезда, - сокрушается Коул, - и мы не можем отвести взгляд из-за тех дней, когда он покорил наши сердца”.
Для христиан, которые хотя бы поверхностно знакомы с последними десятилетиями церковных кризисов, мы могли бы поделиться этим стихом с любым количеством людей. Это может быть связано с Марком Дрисколлом, или Рави Захариа, или Карл Ленц, или Джерри Фалуэлл-младший, или слишком много других номинальных руководителей христианских конфессий или учреждений, национальных или местных, которые заслужили, а затем разрушили доверие всех, кто обращался к ним за поддержкой. В Псалме 144:15 Давид восхваляет Господа как кормильца всего живого, говоря: “Очи всех уповают на Тебя, и Ты даёшь им пищу их в своё время”. Лжепророк в изображении Коула похож на извращённый рифф на тему Давида. Он привлекает последователей, а затем использует их, чтобы наесться.
Интересно, что тексты песен Коула быстро отходят от обвинений и переходят в режим интроспективного самообвинения. Хочет ли он также питаться за счёт людей, которые его обожают? Он размышляет о том, как трудно ему избежать моральной двусмысленности своего положения иконы хип-хопа. “Я делаю это из любви к музыке или во мне есть что-то большее?” спрашивает он. “Хочу ли я, чтобы эти [зрители] поклонялись мне?”
В конце песни “Лжепророки” Коул поставил себя в один ряд с людьми, чьи аппетиты опустошили их самих и их последователей, придя к выводу, что никто не застрахован от возможности морального краха.
Это возвращает нас к разговору Иисуса с Петром. То, что поначалу кажется прямым призывом заботиться о тех, кто находится в служении Петра, начинает вызывать беспокойство. Почему Иисус говорит Петру накормить своих овец не один раз, а трижды? Почему их диалог записан для церкви? Нужно ли нам тоже это напоминание?
Возможно, призыв пасти овец Иисуса повторяется для нас отчасти потому, что ему так трудно верно следовать. Австралийский учёный Марион Мэддокс утверждает, что немногие из нас невосприимчивы к притяжению духовной знаменитости и структур, которые её поддерживают. Даже если мы формально выступаем против Евангелия процветания или считаем социальные платформы ужасным местом для ученичества, мы, вероятно, смотрели на изображения влиятельных пасторов-мужчин и их традиционно привлекательных жен, просматривали видеоролики об их дорого обставленных домах и хотели всё это для себя. Она утверждает, что изображения знаменитых христианских пар “заменили более традиционную иконографию Иисуса, Марии и Иосифа” в западной культуре.
Даже если мы ненавидим то, насколько религия превратилась в индустрию со своими собственными брендами и магнатами, эта индустрия преуспевает, потому что мы хотим того, что она продаёт, — или хотим преуспеть на её условиях. Как и Коул, Мэддокс видит, что все мы уязвимы для того, чтобы стать тем, чему мы противостоим. Бог призывает людей быть Его овцами, но при наличии подходящей возможности мы можем действовать как волки.
Мы можем смириться с нашей общей моральной слабостью, зная, что все мы подвержены искушению вести себя по-волчьи, но это не делает тех из нас, кто поддаётся, менее виновными. Иисус был особенно суров с теми, кто злоупотреблял религиозной властью. “Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях…и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них” (Луки 11:43, 46). Он предупредил, что от них потребуется кровь замученных пророков, посланная для исправления поколений нераскаявшихся религиозных лидеров.
Однако главное послание Иисуса не об опасностях, которые мы представляем друг для друга. Напоминая нам о необходимости пасти Его овец и остерегаться волков, Он, в конечном счёте, готовит нас к пониманию Его роли в нашем повествовании.
Сквозной темой в рассказах Иисуса об овцах и волках в овечьей шкуре является проблема их голода. Овец нужно кормить, и в этом заключается их уязвимость. Волки ненасытны, и в этом заключается их способность ко злу. Иисус, Живое Слово, воплощение всего, что Бог когда-либо хотел сказать человечеству, прерывает историю нашей ненасытности и представляет себя как Хлеб Жизни (Иоанна 6:22-40).
Иисус описывает Cебя словами: “Плоть моя - настоящая пища, и кровь моя - настоящее питье” (Иоанна 6:55). Он снова повторяет эти слова, прежде чем предложить Своё тело на распятие (Мф. 26:26-29). Даже в Своём младенческом обличье Иисус, только что родившийся и всё ещё безмолвный, говорит нам, кто Он такой, покоясь в корыте, предназначенном для кормления животных.
В первые дни "Излияния в Эсбери" — спонтанного студенческого пробуждения в Университете Эсбери в Кентукки весной 2023 года - студент семинарии Мэдисон Пирс опубликовал широко распространённый пост в Facebook о том, чему он стал свидетелем в университетской часовне. “Я нахожу интересным, - писал он, - что Бог отметил это излияние... руководством, подчеркивающим защитное смирение в отношениях с властью для поколения, глубоко пострадавшего от злоупотребления религиозной властью”.
Пирс был однимизнескольких комментаторов, которые со смесью восхищения и облегчения отмечали атмосферу смирения, культивируемую в кампусе Эсбери. Билли Коппедж, пишущий об Эсбери для Лозаннского движения, признался, что одной из его “самых ранних мыслей было то, что это может быть очень выгодно [университету]. Они могли бы извлечь выгоду из всех этих посетителей и внимания средств массовой информации”. Он сказал, что тогда было “замечательно”, что “отношение на протяжении всего процесса не было таким: "Как мы можем использовать это для целей Эсбери?" но скорее: “Как нам не прикоснуться к славе?”"
Заявления Пирса и Коппеджа одновременно вселяют надежду и отрезвляют. Коппедж был восхищён простодушием, которое он увидел в университете, потому что оно сильно контрастировало с его ожиданиями от религиозного учреждения, готового расширить свою власть. Пирс был настолько поражен “лидерством, подчеркивающим защитное смирение”, что привёл это как свидетельство божественного посещения — не потому, что религиозного лидерства не хватало, а из-за того, как часто он видел, как религиозные лидеры оказывались насильниками.
Что это говорит нам о церкви на Западе? Мы сделали религиозных знаменитостей и учреждения повсеместными в нашей культуре, но мы не всегда кормили людей, вверенных нашей заботе. Фоном в каждой статье о смирении излияния является масса людей, которые были травмированы тем типом руководства, который осуждал Иисус. Подтекст этих историй - овцы без пастуха.
Наставления Иисуса Петру могут быть восприняты как приглашение, так и вызов. “Паси моих овец”, - говорит Иисус, но это задача космической сложности. Может ли кто-нибудь сделать это, не превращаясь в волка? Если мы уверены в своей способности сделать то, о чём Он просит, нам следует подумать ещё раз — может быть, подумать трижды.
Yi Ning Chiu - автор, пишущий для журнала "Христианство сегодня", и обозреватель журнала "Экстасис".