«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего».
Такие способы выражения кажутся грубыми и резкими. Зачем Богу ожесточать сердца Израиля? Будет ли Он по-прежнему считать израильтян ответственными за то, что произошло в результате этого ожесточения?
Некоторые думали, что здесь были представлены неверующие, так как слова настолько резкие и грубые. Но связь слов не допускает такого толкования, ибо пророк утверждает, что в результате их немощей они были посрамлены и признали свои ошибки.
Но почему же тогда они обвиняют Бога? Жан Кальвин правильно выразился. Он сказал :
«И действительно, когда они прослеживают свои грехи до гнева Божьего, они не намерены освобождать себя от вины или откладывать свою вину. Но пророк использует часто встречающийся способ выражения, ибо в Священных Писаниях часто говорится, что Бог вводит людей в заблуждение (2 Фес 2:11), “предает их уму нечестивому” (Рим 1:28) и “ожесточает их" (Рим 9:18). Когда верующие говорят таким образом, они не имеют намерения сделать Бога виновником ошибки или греха, как если бы они были невинны, или освободить себя от вины; но они смотрят выше и скорее признают, что это их собственная вина, что они отчуждены от Бога и лишены Его духа, и что это причина, по которой они погружены во всякое зло.
Те, кто говорят, что Бог вводит нас в заблуждение лишением, то есть лишением Своего Духа, не воспринимают настоящего замысла, ибо Сам Бог, как говорится, ожесточает и ослепляет, когда Он отдает людей на ослепление сатане, который является служителем и палачом Его гнева. Без этого мы были бы подвержены ярости сатаны; но так как он ничего не может сделать без повеления Бога, чьему владычеству он подвластен, то нет ничего неуместного в том, чтобы сказать, что Бог является автором ослепления и ожесточения, как это также утверждается во многих местах Писания (9:18). И всё же нельзя сказать или объявить, что Бог является автором греха, потому что Он наказывает неблагодарность людей, ослепляя их таким образом. [Жан Кальвин, комментарии Кальвина, вып. 3, Исайя (Grand Rapids, Mich.: Associated Publishers and Authors Inc., n.d), стр. 843-44].
См. также комментарий к Исходу 9:12; 2-е Коринфянам 3:14