У евангельского мышления о конце времён есть проблема
Мы не должны отвергать Второе пришествие Христа с помощью причудливых теорий о том, как оно произойдёт
В последние десятилетия многие христиане прилагали все усилия, чтобы подчеркнуть, что вера во Христа - это нечто большее, чем просто “билет” в вечную жизнь. Это привело к тому, что мы вновь сосредоточились на значении веры здесь и сейчас. Однако в то же время это может также заставить нас преуменьшить значение упоминаний в Новом Завете о надежде, основанной на будущем событии — Втором пришествии Иисуса.
Крис Дэвис, пастор баптистской церкви Гроветон в Александрии, штат Вирджиния, был среди тех, кто избегал темы Второго пришествия из-за смущения от диких спекуляций и споров, которые иногда вдохновляет эсхатология. Но в то время, когда надежда была на исходе, он вернулся к этой теме и заново открыл для себя, как она фокусирует наши надежды и желания на Иисусе. Кульминацией этого путешествия стала новая книга "Светлая надежда на завтрашний день: как ожидание возвращения Иисуса придаёт сил на сегодняшний день".
Тодд Биллингс, автор книги "Конец христианской жизни" и профессор теологии Западной теологической семинарии в Холланде, штат Мичиган, поговорил с Дэвисом о его книге.
Ваша книга начинается с рассказа. Вы были пастором в течение 10 лет и переживали различные проблемы со здоровьем и в семье. Вы и ваша жена мечтали о предстоящем двухмесячном отдыхе. Как Вы пишете, “Нашей ежедневной целью было просто дожить до того дня, когда отдых всё расставит по своим местам”.
Что произошло, когда наступил Ваш отдых? И в чём значение нашей склонности с нетерпением ждать какого-то момента, когда всё, предположительно, встанет на свои места?
Случилось то, что мы взяли себя в отдых. А это означало, что за эти два месяца мало что изменилось. Хотел бы я знать, почему люди ожидают, что всё станет лучше. Мне хотелось бы думать, что это укоренившееся чувство, что Бог работает над созданием чего-то нового в мире. Тем не менее, точно так же, как мы извлекли личность Иисуса из христианской антропологии в нашей культуре, я думаю, в широком смысле, мы извлекли Иисуса из нашей надежды.
Мартин Лютер Кинг-младший, как известно, сказал, что “дуга нравственной вселенной длинна, но она склоняется к справедливости”, и он мог бы сказать это как христианский священник. Но теперь мы вывешиваем эту цитату на его мемориале здесь, в Вашингтоне, округ Колумбия, без какой-либо ссылки на Иисуса. Я думаю, что как у людей, по какой бы то ни было философской причине, у нас есть надежда, что всё наладится, без какой-либо реальной логики, стоящей за этим.
Многие христиане сегодня с подозрением относятся к надежде, возлагаемой на будущее. Они слышали, как проповедники противопоставляют веру, связанную с тем, что происходит здесь и сейчас, и веру, связанную с грядущим веком. С этой точки зрения надежда на будущее может показаться неуместной. Итак, на что это похоже для христиан - выйти за рамки простого заявления о том, что они верят в возвращение Христа, пожимая плечами?
Когда дело доходит до возвращения Иисуса, у нас возникает проблема “не выплескивайте ребёнка вместе с водой из ванны”. И это понятно. Эсхатология входит в тот список областей, где церковь наиболее вопиюще скатывается к причудам. Это становится цирком, а также интермедией, где мы сделали декорации Второго пришествия более важными, чем главный герой, которым является Иисус.
Временами я сам испытывал чувство вины за то, что выплескивала ребёнка вместе с водой из ванны, и я понимаю, почему другие чувствуют необходимость сделать то же самое. Мы не хотим ассоциировать себя с более причудливыми представлениями о конце времён. Моё приглашение в этой книге состоит в том, чтобы переориентироваться на личность Христа и найти связь между тем, что Он уже присутствует с нами посредством Духа, и тем, что Его возвращения ещё нет. Я думаю, что вполне возможно жить в обоих аспектах Царства.
Мы должны помнить блестящие слова К. С. Льюиса из “Просто христианство” о том, что "христиане, которые больше всего сделали для нынешнего мира, были как раз теми, кто больше всего думал о будущем".
Ещё одно препятствие, которое я вижу на пути христиан, думающих о возвращении Христа и надеющихся на него, заключается в том, что грядущий день Господень по-настоящему пугает их. Как мы можем перейти от состояния страха к состоянию надежды?
Рискуя скатиться к фразе “Иисус - мой парень”, с которой многие из нас выросли в молодежных группах, я думаю, что метафора помолвки, которая приводит к браку, одновременно библейская и полезная. Это напоминает нам о том, что начало отношений завета теперь уступит место завершению, которое намного превосходит то, что мы можем себе представить с точки зрения радости, близости, принадлежности и процветания.
Мы с женой жили на расстоянии 1000 километров друг от друга, когда были помолвлены, и разница между разговором по телефону и фактическим пребыванием вместе почти “не стоит сравнения”, выражаясь языком Павла в Римлянам [8:18]. Итак, если мы используем сегодняшнее близкое общение со Христом Духом в качестве основы и осознаем, что личное общение со Христом будет неизмеримо более славным, тогда, я думаю, мы можем ожидать Его возвращения с глубокой и неизменной надеждой.
Вы обсуждаете четыре библейских образа Христа, когда Он вернётся: жених, царь-воин, судья и воскресший. Какой портрет показался Вам самым удивительным во время исследования и написания книги?
Безусловно, это был образ Иисуса как судьи. Это была та глава, в которой я почувствовал, что пришло время взять себя в руки. Пришло время обратиться к действительно сложным аспектам возвращения Иисуса.
Но когда вы исследуете ожидание Павлом возвращения Иисуса в качестве судьи, вы не обнаруживаете, что он боится этого. Вместо этого он приветствует это! Мы видим это в его письмах к Коринфской церкви. У Коринфян была юношеская, неосведомленная критика в адрес их духовного отца Павла. И это сокрушило его.
И всё же Павел основывал всё своё чувство одобрения в служении на том моменте, когда Иисус будет судить его. Подвергаясь резкой критике со стороны своих духовных детей, Павел с нетерпением ожидал момента, когда Иисус прольёт свет на все его мотивы и поступки, и “тогда каждый получит свою похвалу от Бога”, как он говорит в 1 Коринфянам 4:5.
Это потрясло меня! И в контексте трудностей служения это глубоко воодушевило меня.
Вы часто напоминаете читателям, что когда речь заходит о надежде на возвращение Христа, то “Духом мы вкушаем эту надежду сейчас”. Каким образом нам нужно обновленное богословие Духа, чтобы воплотить надежду на возвращение Христа?
Многие из нас выросли с представлением, что Иисус живёт в наших сердцах. Но это может заставить нас забыть, что Иисус находится на небесах и что средство, с помощью которого Иисус действительно пребывает в наших сердцах, - это Дух. Святой Дух необходим для надежды. Потому что именно Духом мы вкушаем присутствие Христа с нами сейчас, как первоначальный взнос, первый плод, гарантию нашего окончательного наследства, которое заключается в пребывании в присутствии Иисуса при Его возвращении.
Я говорю в книге, что явная надежда, на которую мы взираем, - это невыразимая, славная радость в нашем личном общении с Иисусом при Его возвращении. Святой Дух - это средство, с помощью которого мы сейчас получаем вкус этой радости.
В одном разделе книги исследуются некоторые способы, которыми мы, как церковь, можем культивировать надежду на возвращение Христа с помощью различных практик. К ним относятся собрания, пост и отдых. Какие из них, по вашему мнению, особенно нужны евангелистам сегодня для восстановления?
Я предполагаю, что среди этих практик евангелисты меньше всего практикуют пост и отдых. Что касается меня лично, то, когда я практикую отдых, я должен напоминать себе, что я отдыхаю, чтобы предвкушать возвращение Иисуса, искупление трудов, завершение Божьего правления и нашу вечную радость в Его присутствии.
В то же время Новый Завет недвусмысленно учит, что наши собрания должны иметь эсхатологический оттенок. В Евреям 10:25 церковь описывается как “не пренебрегающая собраниями, как это принято у некоторых, но ободряющая друг друга, и тем более по мере приближения Дня” — это заглавная буква “Д”, поскольку День Господень "приближается" (ESV). Точно так же, как мы, вероятно, пренебрегаем постом и отдыхом, мы также пренебрегаем тем аспектом еженедельных собраний по воскресеньям, который включает в себя указание друг другу на нашу надежду на возвращение Иисуса.
Итак, моим желанием было бы, чтобы мы восстановили дисциплины, которые мы оставили на обочине. Более того, я хочу, чтобы мы восстановили намерение нашего собрания вместе, которое отчасти заключается в том, чтобы напомнить друг другу, подобно Халеву, что если Господь благоволит к нам, Он избавит нас (Числа 14:8).