Дорогие друзья, 22 апреля 2016 года, вечером заходит один из самых важных праздников в Израиле – ПЕСАХ (Пасха). Он не будет для вас чем то новым, потому что весь Христианский мир празднует Пасху. Разница в том, что Израильтяне празднуют Исход - выход из Египетского рабства. А христиане празднуют выход из духовного рабства – и радуются тому, что Христос совершил для нас, а именно умер и в третий день воскрес для нашего оправдания.
Исход из Египта является, на мой взгляд, самым ярким пророческим образом нашего духовного освобождения из царства тьмы.
Итак, как же евреи празднуют Песах?
"Песах" в переводе с иврита буквально означает «миновал, обошел». В память о том, что Ангел губитель миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта. В книге Исход, Бог повелел Моисею, чтобы все еврейские семьи взяли агнца, закололи его и при помощи иссопа помазали кровью агнца косяки домов, чтобы смерть не коснулось Еврейских домов.
Это чудесный образ для нас, что сегодня мы отмечены кровью Божьего Агнца – Иисуса Христа и это знак для всего духовного мира, что Господь покрыл нас, мы покрыты кровью жертвенного Агнца, нам прощены грехи и никакое зло не имеет права прикоснуться к нам. Кровь Завета защищает и оберегает нас – указывая на то, что мы Божий народ. Писание говорит, что после того, как евреи совершили Пасху, то они вышли из Египта и не было в коленах их болящих. Бог в одну ночь исцелил свой народ, через принятие жертвенного агнца и его крови. Пс.104:37И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
Для евреев Песах, как и все еврейские праздники, имеет не только религиозное, но и национальное значение. Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. Бог вывел свой народ и привел евреев к Завету с Ним. Для всего еврейского народа – это праздник Свободы.
В Израиле каждый еврей должен знать историю Исхода и передать ее детям, потому что освобождение из Египта – величайшее событие прошлого. Поэтому во время праздничного ужина самый младший из детей должен задать отцу четыре вопроса о празднике и в своих ответах , отец расскажет об Исходе из Египта.
В эти дни праздника,Тора запрещает евреям употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ, «хаме́ц» - квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки). Один из иудейских раввинов - дает этому следующее объяснение. Хамец – квашеное тесто, которое подымается и всходит, – как бы символизирует эгоистические начала в человеке. Его чванство, спесь, непомерные претензии, самомнение и пренебрежительное отношение к окружающим. В противоположность этому тесто мацы, приготовленное из муки и воды, без дрожжей, не всходят – напоминая нам о скромности и непритязательности, чуткости, заботе о ближнем и смирении.
В дни праздника во всех магазинах Израиля, отделы, где продается квасное - закрыты, и можно купить только мацу, поэтому те, кто не соблюдают этот праздник должны запастись хлебом впрок. Потому что в Израиле этот праздник длится 7 дней, и у детей в школах начинаются весенние каникулы.
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма, массы иудейского народа совершали паломничество в Иерусалим. И сегодня множество туристов наполняют Израиль в дни Песаха.
Во время праздника еврейской Пасхи к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель -ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку. Даже в нерелигиозных семьях Песах — это повод провести генеральную уборку. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси и т.д.).
Еврейские мудрецы говорят, что в канун праздника Песах евреи не должны ограничиться только поисками хлебных крошек – «хамец» – в уголках квартиры. Но каждый еврей должен очистить душу от самомнения и эгоизма, и беспристрастно проверить свое отношение к людям... Это хороший образ для нас, что бы мы вспоминая о том, что сделал для нас Господь, исследовали свои сердца, чтобы они были очищены от старой закваски.
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Если старший сын в семье еще не достиг совершеннолетия, то пост исполняет отец.
Центральное событие праздника - это пасхальный вечер (лайла-седер или седер-песах).
Седер - в переводе означает «порядок». То есть, существует определенный порядок проведения праздничного вечера.
Центральное место в седере занимает Пасхальная жертва, которая называется «корба́н пе́сах». Согласно Пятикнижию Моисея, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна была съесть одного ягнёнка в ночь на 15 нисана ( дата Песаха по еврейскому календарю). Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть обязательно зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (горькими травами). Нельзя было ломать у жертвы кости. И до утра от жертвы не должно было ничего остаться.
Таковы предписания, однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на праздничной трапезе, а на столе её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень (куриное крыло, горло или ножка) которые не употребляются в пищу, но участвуют в самом седере.
Во время праздничного ужина существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Их должен выпить даже самый бедный человек. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Малахия 4:5).
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
Во время праздничного ужина рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
- Почему едят опресноки в этот вечер?
- Почему едят горькие травы в этот вечер?
- Почему травы обмакиваются в соленую воду?
- Почему следует возлежать в этот вечер?
И отец начинает свой рассказ: « Рабами мы были в Египте….»
В наши дни на Песах принято ставить на стол обязательные продукты :
1) Мацу – три целые мацы (предпочтительно круглые, изготовленные вручную). Маца символизирует исполнение Божьих заповедей
2) Вино или виноградный сок - по четыре бокала для каждого члена семьи.
Вино рекомендуется выбрать по возможности наилучшее и предпочтительно красное – в память о крови еврейских младенцев, зарезанных фараоном.
3) Мясо ("зроа") – небольшой кусок мяса с костью (обычно кусочек куриного горлышка, иди баранья нога), пропеченный на огне. Он символизирует Пасхальное жертвоприношение.
4) Яйцо – сваренное вкрутую в память о храмовых служениях. Оно символизирует второе праздничное жертвоприношение, совершавшееся в каждый из трех основных праздников. Обычно заготовляют несколько яиц, но для обряда достаточно одного.
5) «Марор» – салат-латук, базилик. Символизирует горечь Египетского рабства
6) «Харосет" – смесь из тертых яблок и молотых орехов, перемешанных с вином до тестообразного состояния, внешне напоминающая глину, – в память о порабощении евреев, которых заставляли работать, изготовляя кирпичи из глины.
7) «Карпас" – лук или очищенная вареная картофелина. Он символизирует скудное питание во время рабства в Египте
8) «Хазерет" – тертая зелень. Так же символизирует горечь Египетского рабства.
Христианская Пасха берет свое начало от Иудейской и посвящена воскресению Иисуса Христа из мертвых, так как христиане имеют откровение и понимание, что Египетский Агнец был пророческим образом Господа Иисуса Христа, которые пролил свою драгоценную кровь ради нашего духовного спасения от грехов. Пророк Иоанн Креститель сказал об Иисусе: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.(Иоан.1:29).
Иисус был распят именно на Песах и это не совпадение, а Божий план спасения для всего человечества. Во время вечери Иисус сравнивает себя с пасхальным ягненком и, произнося традиционное благословение над вином (Киддуш), уподобил вино Своей крови, а мацу – Своему телу. Апостол Павел писал в 1Кор.11:23Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Поэтому для нас этот день - святое причастие к Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа, в этот день важно собраться семьей и совершить хлебоприломление, возвещая смерть и воскресение, поблагодарить Господа за то, что Он совершил для нас.
Исход евреев из Египта символизирует для нас - наш духовных исход. Евреи были спасены из рабства, затем прошли через Чермное море, что символизирует для нас рождение свыше и водное крещение. Когда море сомкнулось за ними, это был символ, что пути назад нет. Когда евреи выходили из Египта – они шли чтобы совершить служение Богу – это образ для нас, что, будучи освобождены, мы призваны в служение Богу. Нам важно быть в вере и следовать за Богом, чтобы не погибнуть в пустыне как ропотники., не дойдя до земли обетованной...
Евр3:12Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. 13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. 14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". 16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. 17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА!!!
Мы обязательно молимся и делаем причастие и благодарим Господа не только за выход с духовного Египта, а за "землю обетованную" за Крест, Воскресение, Спасение и обетования во Христе...