Его забота и сострадание исходят из удивительно разнообразных источников. |
Согласно Писанию, у всех нас семь матерей. Помимо наших биологических матерей, есть по крайней мере шесть физических или юридических лиц, которых Библия описывает как “мать” Божьего народа: Ева, земля, церковь, пасторы, Христос и сам Бог. Каждый пример имеет теологический подтекст.
Писание описывает Еву “матерью всех живущих” (Быт 3:20). На иврите она - хава, источник дыхания, дарующая жизнь человечеству. Учитывая, что её главным достижением на данный момент является поедание запретного плода и передача его своему мужу, это довольно примечательное заявление, но её имя дано как обещание надежды. Адам - человек-прах, чей грех приносит смерть. Ева - женщина жизни, чье семя вступит в войну со Змеем и сокрушит его голову.
Позже в Ветхом Завете появляется ещё одно упоминание о матери: заявление Иова о том, что он “вернётся” нагим в утробу своей матери (1:21). Как заметил Джонатан Эдвардс три столетия назад, это не может быть его биологическая мать; вместо этого это должны быть “недра его матери-земли, из которых сделан каждый человек”. Сегодня идея Матери-Земли звучит язычески для наших ушей. Во многих контекстах это так. Но это имеет глубокие библейские корни, и не только в книге Иова. Позже Павел описал творение как роженицу, трудящуюся над созданием нового мира, где наши тела будут искуплены и проклятие снято (Рим. 8:22).
В другом месте Павел наиболее явно указывает на материнскую связь в Писании: “вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам” (Гал. 4:26). Это известное утверждение и происходит по мере того, как Павел исследует многочисленные уровни связи между Измаилом и Исааком, Агарью и Сарой, Синаем и Сионом, плотью и обетованием, рабством и свободой. Однако в его основе лежит простой контраст. Если мы стремимся быть под законом, мы ведём себя как рабы — как сын Агари Измаил, зачатый естественным путем через плоть. Но мы дети Сарры, как и Исаак, зачатые сверхъестественным образом по Божьему обетованию. Наша мать — свободнорожденная женщина — вышний Иерусалим, церковь, - а это значит, что мы тоже свободны. Североафриканский епископ Киприан Карфагенский увидел последствия: “У того, у кого нет Церкви в качестве матери, не может быть Бога в качестве отца”.
Это обобщённый образ, но есть и индивидуальное измерение. В предыдущих стихах Павел представляет себя как мать Галатам: “Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!” (Гал. 4:19). Фессалоникийцам он писал: “как кормилица нежно обходится с детьми своими” (1 Фес. 2:7). В той мере, в какой Павел характеризовал себя и своих коллег-пасторов как отцов, защищающих и обучающих своих детей, он также использовал материнские образы, такие как труд, грудное вскармливание и воспитание. В этом смысле наши “матери” - это наши пасторы: те, кто даёт нам рождение в Евангелии, заботятся о нас, когда мы больны, и кормят нас, когда мы голодны.
С другой стороны, наша мать - это Господь Иисус Христос. Он сам так говорит: “Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!” (Луки 13:34). Ансельм прекрасен в этом: “Господи, мать моя, Ты собираешь своих цыплят под свои крылья. … Ибо Твоей кротостью утешаются сильно напуганные, Твоим сладким запахом оживляются отчаявшиеся, Твоё тепло оживляет мёртвых, Твоё прикосновение оправдывает грешников”.
Наконец, и это наиболее важно, наша “мать” - это Бог Отец. Немногие места в Писании вызывают больший эмоциональный резонанс, чем Исайя 49:15-16: “Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною”. Как мы знаем, к Богу обращаются как к “Отцу” на протяжении всего Нового Завета (в том числе и через Иисуса), и именно так Церковь всегда обращалась к Нему. Но ни один образ не выражает сострадание Бога к Своему народу лучше, чем кормящая мать, баюкающая своего новорожденного и обещающая преданность на всю жизнь.
Будем же почитать наших отцов и матерей.
|