"Никто, кроме Богочеловека, не может сделать того удовлетворения, которым человек спасается".
В Средние Века было принято, чтобы избранные епископы демонстрировали протест в знак своей скромности. Когда Ансельм, итальянский монах из Нормандии, был избран архиепископом Кентерберийским, он тоже протестовал. Епископский посох пришлось прижать к его сжатому кулаку. Но его отказ был искренним: для Ансельма стать архиепископом означало меньше времени для учёбы. Его интуиция оказалась верной: Ансельма помнят сегодня не только как Великого архиепископа, но и как одного из самых глубоких мыслителей Средневековья.
Притянут на более высокий пост
Борьба между учёной жизнью и высокой должностью началась в ранние годы Ансельма. Его отец, Гундульф, хотел видеть его в политике и запретил ему входить в местное аббатство. Когда аббат отказался принять 15-летнего мальчика без согласия отца, Ансельм молился, чтобы ему стало плохо: он рассуждал, что может войти, если ему грозит смерть. Он действительно серьёзно заболел, но ему всё равно отказали.
После долгих скитаний по Европе, стремясь расширить свой кругозор, Ансельм поселился в Нормандии, в Беке, чтобы учиться у Ланфранка, известного учёного. Ансельм чувствовал, что здесь он сможет вести монашескую жизнь в безвестности, поскольку слава Ланфранка затмит его возможные достижения.
Но Ансельм всё равно сиял. Через три года Ланфранк покинул аббатство и стал архиепископом Кентерберийским, а Ансельм сменил его на посту Приора. Он проводил время за чтением и размышлениями о богословских тайнах. Под его руководством монастырь прославился своим схоластическим совершенством. Когда административные обязанности мешали его желанному призванию, он умолял местного епископа освободить его от некоторых обязанностей. Вместо этого епископ велел Ансельму готовиться к более высокой должности.
Доказательство Бога
В Беке Ансельм сделал свой первый большой интеллектуальный вклад: он попытался доказать существование Бога. Он изложил свой знаменитый онтологический аргумент в «Прослогионе». Бог - это "то, о чём нельзя помыслить ничего большего", утверждал он. Мы не можем думать об этой сущности иначе, как о существующей, потому что Бог, который существует, больше, чем тот, кто просто является идеей. Этот аргумент, хотя и оспаривался почти сразу же, как был написан, оказал влияние на философов даже в двадцатом веке.
Ансельм также глубоко задумался о связи веры и разума. Он пришёл к выводу, что вера является предпосылкой знания (credo ut intelligam, "я верю, чтобы понять"). Он не презирал разум, он даже использовал его во всех своих трудах. Он просто считал, что знание не может привести к вере, а знание, полученное вне веры, не заслуживает доверия.
Сражаясь против короля
В 1066 году норманны вторглись в Англию, и Вильгельм Завоеватель отдал монастырю в Беке несколько участков английской земли. После вторжения Ансельма трижды вызывали через Ла-Манш, где он произвёл впечатление на английское духовенство. Когда Ланфранк умер в 1089 году, они заставили Вильгельма II назначить Ансельма архиепископом (формально это была прерогатива папы, но на практике архиепископ Кентерберийский был назначенцем короля). Ансельм отказался, как и Вильгельм II по политическим причинам, и должность оставалась незанятой в течение четырёх лет. Но однажды король серьёзно заболел и, опасаясь ада, назначил Ансельма, не смотря на его неоднократные просьбы.
Ансельм немедленно оказал давление на короля: он отказался делать что-либо священническое для Вильгельма, пока король не вернёт земли Кентербери, не признает архиепископа Верховным в духовных вопросах и не присягнет на верность папе Урбану II (который был втянут в борьбу за власть с Англией). Король, которого также звали Вильгельм Руфус, согласился, но отказался от своих обещаний, когда оправился от болезни. На самом деле он даже не позволил Ансельму посетить Рим. Когда Руфус в третий раз отказал ему в разрешении, Ансельм благословил его и всё равно покинул Англию.
Продуктивно в изгнании
Ансельм, несомненно, почувствовал облегчение. Он ненавидел своё положение в Кентербери. Он старался не ввязываться в споры и даже часто заболевал, когда от него требовали разрешения разногласий. С другой стороны, если один из монахов отводил его в сторону и задавал теологический вопрос, он сразу же приходил в восторг и, объясняя свой ответ, у него поднималось настроение. Поэтому, находясь в изгнании, он снова умолял папу освободить его, но папа ответил, что ему нужен богословский ум Ансельма.
Находясь в изгнании, Ансельм написал "Почему Бог стал человеком?", который стал самым влиятельным трактатом об искуплении в Средние Века. Он отстаивал "теорию удовлетворения". Ранние богословы, такие как Ориген и Григорий Нисский, придерживались "теории выкупа": человечество находилось в плену греха и смерти сатаны, по крайней мере, до тех пор, пока Христос не заплатил выкуп Своей смертью и в воскресении не разорвал власть сатанинских цепей. Вместо этого Ансельм утверждал, что не сатана должен что-то, а Бог. В Адаме все люди согрешили против божественной святости. Более того, будучи одновременно конечными и грешными, люди были бессильны возместить ущерб. Это мог сделать только Христос: "никто, кроме Богочеловека, не может сделать того удовлетворения, которым человек спасается".
С восшествием на престол Генриха I в 1100 году Ансельма пригласили обратно в Кентербери. Но когда король потребовал от епископов почтения, Ансельм отказался и не стал посвящать епископов, которые сделали это. Спор продолжался шесть лет, но Ансельм, в конце концов, победил.
Последние два года он мог учиться в относительном покое. На смертном одре, в Вербное воскресенье 1109 года, Ансельм сказал своим монахам, что готов умереть, но прежде он хотел решить вопрос Августина о происхождении души. "Я не знаю никого, кто смог бы выполнить эту работу, если бы я этого не сделал", - сказал он им. Но к утру вторника Страстной недели он был мёртв.
Категория: История |
Просмотров: 681 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/3 |
| ИСТОЧНИК |