Что нам делать с тем фактом, что Библия часто говорит о «гневе Божием»? Конечно, нужно учитывать и то, что, говоря о Боге, мы используем человеческий язык. Однако это не устраняет самого вопроса, что Бог ужасно оскорблен нанесенной Ему обидой. И Бог-Отец не только пострадавшая сторона, Он также гневается на наш грех.
Но почему это должно нас тревожить? Нередко можно услышать следующее рассуждение, которое представляет собой ужасное искажение библейской доктрины искупления: Есть Бог-Отец, Который не знает меры в Своем гневе на человека. Но Бог-Сын настолько тесно соединяется с нашей падшей и ограниченной природой, а Его любовь и терпение, и страдания кажутся нам настолько сильными и глубокими, что превосходят по своей силе чувства Отца, так что Иисус в каком-то смысле принимает нашу сторону и, действуя как Посредник, «смягчает» гнев Отца. Это значит, что существует несогласованность или раскол внутри Самого Божества, как будто Отец имеет одни намерения, а Сын убеждает Его их переменить. Отец гневается и говорит: «Я накажу и отправлю в ад всех». А Сын говорит: «Пожалуйста, не делай этого. Накажи лучше Меня. Пусть я займу их место. Позволь Мне не только выступать посредником спора, но и принять на Себя гнев. Обрушь его на Меня, а не на них. Позволь Мне стать громоотводом, который примет на себя Твою ярость».
Такое рассуждение может показаться нелепым, но его решительно защищают многие теологи, подводя под него сложное теоретическое обоснование. Однако меня удивляет не только тот факт, что такое представление о спасении получило широкое признание среди христиан. Мне часто приходится убеждаться в том, что евангельские христиане в целом склонны к унитарианству по отношению ко второму Лицу Святой Троицы: в то время как Иисусу Христу выражается такая преданность и любовь, Богу-Отцу уделяется чрезвычайно мало внимания и в христианском образовании, и в христианской молитве, и в христианском богослужении. Почему так происходит? Может быть, причиной тому служит ощущение, что Иисус — это единственный, Кому мы нужны. А что касается Отца, то мы, конечно, не можем совсем забывать Его, но Он — Тот, от Кого исходит гнев. Но кто же в таком случае решает, что мы должны иметь Посредника? Кто посылает Посредника? Может быть, Посредник Сам принимает решение, Он приходит к Отцу и говорит: «Послушай, я устал смотреть на твой гнев. Я собираюсь сойти вниз, и отведу ярость от этих людей, и это утолит Твой гнев, если только Ты Мне позволишь принять его на Себя.»
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» Он отдал. «…что Он послал…» Эти два слова, два глагола вы снова и снова, и снова находите в Библии. Отец посылает Сына. Отец отдает Сына ради нашего искупления.
Отрывок из статьи Спраула «Крест Христов»
|