Я наблюдаю за печальным спуском человека, которого моя семья знала долгое время. Зараженный постоянным неправильным выбором и яростно неумолимый по отношению ко всем, кто, по его мнению, причинил ему зло, он теперь по медицинским показаниям направляется на психиатрическую помощь, потому что он стал калекой с точки зрения жизни.
Эта очень печальная ситуация напоминает мне фразу из ныне почти забытого фильма “Последний из могикан”, где Соколиный Глаз говорит о своём враге Магуа: "Его сердце настолько искажено ненавистью, что он стал похож на то, что исказило его".
Короче говоря, наш друг достиг тревожного состояния, когда зло всецело побеждает его.
Это не значит того, что вы думаете, что это значит
Из-за безжалостной духовной войны, которая стоит за всеми нашими социальными страданиями, и неизбежного менталитета “мы против них”, который она порождает в умах христиан, мы так часто интерпретируем высказывание Павла в конце Римлянам 12: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (стих 21), как боевой клич для нас, чтобы дать отпор злу поверхностного уровня в нашей культуре, такому как порнография, аборты и т.д.
Но это не то, что это значит.
Вместо этого это более личное и колючее, направленное на вас и меня, чтобы мы справлялись с нашим плохим обращением со стороны других и трудностями, которые обрушиваются на нас, так, как того хочет Бог.
Как всегда при толковании Библии, контекст отрывка определяет его значение. Посмотрите на стихи, которые непосредственно предшествуют стиху 21: “никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья’” (ст. 17-20).
Мы побеждаем зло добром, когда решаем не позволять негативным людям или создающим трудности ситуациям отравлять наши души своей кислотой и вместо этого реагировать благочестиво. Имея это в виду, скажите мне, что легче сделать: выступить с протестом против абортов или сопротивляться нанесению ответного удара тому, кто причинил вам боль, а затем обращаться с ним по-доброму?
И что, никакой борьбы?
Но вот в чём дело: если вы не подчинитесь — каким бы жестким это иногда ни было — принципу, изложенному в этих нескольких стихах, рано или поздно зло одолеет вас и, подобно Магуа, превратит в то самое, что вы ненавидите.
Не злой, но и не боксерская груша
Комментируя преодоление зла добром, "The Bible Knowledge Commentary" ссылается на труднопреодолимый пример этого принципа в действии.
В 1 Царств 24 нам рассказывается, что у Давида была прекрасная возможность лишить жизни Саула, который долгое время пытался убить его. Несмотря на то, что его люди подстрекали его убить Саула, Давид смягчился и не позволил злу одолеть его.
Но на этом история не заканчивается.
Давид использует своё добро как возможность противостоять Саулу по поводу его злых поступков и пытается примириться: “Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, как говорит древняя притча: «от беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе. Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей” (1 Цар. 24:13-16).
Это важный момент. Преодоление зла добром не приравнивается к тому, чтобы быть боксерской грушей для ваших врагов.
Подставлять другую щеку (Мф. 5:39), благословлять, когда на нас клевещут (1 Кор. 4:12), и другие библейские наставления, которые предполагают противостояние, не означают, что мы должны “стоять там и принимать это”, скорее от нас ожидают благочестивой реакции, чтобы 1) мы не позволяли ни одному корню горечи или гнева поселиться в нашей душе и, 2) у нас был шанс в какой-то момент одержать победу над нашим противником.
Прекрасную иллюстрацию этого можно найти в Деяниях 16, где с Павлом грубо обращается тюремщик тюрьмы, в которую он был брошен. Вместо того, чтобы злиться на него (и на Бога) за то, что произошло, он заканчивает тем, что поёт гимны, которые могли слышать все, включая тюремщика, а затем, после божественного освобождения от оков, обращает человека, который надругался над ним.
Мартин Лютер Кинг всегда говорил, что его метод борьбы с теми, кто выступал против него, заключался в агрессивном решении проблем, а не вовлеченных в них людей.
Это хороший совет, которому следует следовать, особенно если наша цель состоит в том, чтобы “всё сие преодолевать силою Возлюбившего нас” (Рим. 8:37), а не быть сокрушительно побежденным злом.
|