После бессмысленного убийства детей и школьных учителей 24 мая снова возникает вопрос “почему”. Если Бог действительно существует и если Он действительно добр, почему Он позволяет подобным вещам происходить? Для некоторых людей ответ прост: Бога вообще нет. Вот почему происходят подобные вещи. Мы просто должны признать эти факты.
Проблема, конечно, с исключением Бога из уравнения заключается в том, что теперь всякая надежда потеряна.
Если Бога нет, то мы всего лишь конечные результаты неуправляемого, случайного эволюционного процесса, а наш мозг - не что иное, как срабатывающие нейроны.
В жизни нет настоящей цели, нет большего смысла в нашем повседневном существовании. На самом деле, если вы уберёте Бога из картины, то на не будет проблемы страдания и зла. Паук убивает муху; лев убивает зебру; грабитель убивает свою жертву — вот что делают случайные продукты неуправляемой эволюции!
Что плохого в том, что выживает сильнейший? Почему это не может быть правильным?
Но если у вас есть хоть какое-то чувство, что в жизни есть цель, смысл и мораль, тогда вы признаете, что страдание и зло действительно представляют проблему. Сам факт, что мы говорим о зле убийства, означает, что внутри каждого из нас есть определённое чувство правильного и неправильного. Это наш Создатель вложил в нас это чувство.
Однако, если вы уберёте Бога из картины, не только всё станет бессмысленным. Также нет искупления, нет прочного добра, которое могло бы произойти из зла. Нет грядущего мира, где права были бы установлены правильно, нет окончательного наказания за зло, нет окончательной награды за праведность, нет окончательного избавления для страдающих.
Поговорите о чём-нибудь мрачном и безнадежном. Это мир без Бога.
Конечно, это не значит, что мы просто создаём Бога, чтобы заполнить пустоту, или что мы изобретаем грядущий мир, которого на самом деле не существует.
Вместо этого, как могут засвидетельствовать бесчисленные миллионы, только с Божьей милостью и помощью мы можем вынести ужасы и трагедии этой жизни. Именно потому, что Он реален, мы можем найти в Нём прибежище.
Этот мир наполнен смертью и злом, но Бог может создать жизнь из смерти и добро из зла.
Говоря о своём суровом заключении, Александр Солженицын сказал: “Я питал там свою душу, и я говорю без колебаний: "Благослови тебя, тюрьма, за то, что ты была в моей жизни!"
Покойный игрок НФЛ Дэррил Стингли был искалечен жестоким ударом в предсезонной игре, но позже, сидя в инвалидном кресле, сказал: “Я думаю, что в результате … я получил от жизни больше, особенно на эмоциональном уровне. … И в результате я чувствую, что моя жизнь стала гораздо более наполненной”.
Библия рассказывает нам, как братья Иосифа намеревались причинить ему зло, продав его в рабство, но Бог взял этот жестокий поступок и использовал его, чтобы спустя годы поставить Иосифа в такое положение, когда он в конечном итоге спас много жизней, в том числе жизни тех же самых братьев.
Происходит ли это в случае каждой трагедии? Конечно, нет. Но Писания ясно говорят об этом: если мы отдадим свою жизнь Богу и переждём бурю вместе с Ним, Он сделает так, чтобы всё сработало на высшее благо, как в этом мире, так и в мире грядущем, каким бы невозможным и нелогичным это ни казалось (Римлянам 8:28).
“Но, - скажете вы, - Ты всё ещё не объяснил, почему Бог создал мир, в котором так много страданий. Что Ты скажешь семьям в Буффало, оплакивающим убийство своих родителей, бабушек и дедушек? Что Ты скажете жителям Увальде, которые в шоке и агонии из-за убийства своих детей?”
Им я говорю следующее: у меня нет простых ответов. И у меня, конечно, нет дешевых ответов. Я скорблю вместе с вами и молюсь о той благодати и утешении, которые могут прийти только свыше.
Но я также скажу вот что: Сам Бог пострадал от трагедии и страдания, а Иисус был даже разгневан этим. По словам Исайи, “Во всякой скорби их Он не оставлял их” (Исайя 63:9а).
Он может и не объяснить нам всех причин наших страданий или не сказать нам, почему Он, по-видимому, не вмешался - хотя, безусловно, Он весьма определённо вмешивается, как могли бы подтвердить многие читатели. Но одно можно сказать наверняка: Он глубоко переживает и страдает вместе с нами.
Вам не нравится, как устроен этот мир? Богу тоже. На самом деле, Он ненавидит определённые вещи, но Он действует во имя благих целей в разгар всего этого. И, повторяю, в конце концов, Он принесёт что-то хорошее из зла, потерь и боли. Как выразилась парализованная Джони Эрексон Тада, “Бог позволяет тому, что Он ненавидит, достичь того, кого Он любит”.
Вы расстроены и опечалены болью человеческой расы? Бог тоже есть!
На самом деле, некоторые исследователи Нового Завета утверждают, что в Марка 1:41 не следует читать, что Иисус был “движим состраданием” и исцелил прокаженного (хотя Библия неоднократно говорит нам, что Он исцелял больных из сострадания). Скорее, в Марка 1:41 следует читать: “Он пришел в ярость” и исцелил этого человека.
Почему Иисус был разгневан? По словам исследователя Нового Завета Роберта Гелича, гнев “должен быть вызван причиной болезни и тем, что она представляла собой искажение Божьего творения силами зла... . Следовательно, гнев Иисуса - это "праведный гнев", который распознает работу Лукавого как в больных, так и в одержимых“.
Итак, когда Иисус увидел этого человека в его страданиях и уродстве, Он увидел в этом ужасное искажение Божьего намерения в отношении человеческой расы, сатанинское искажение, если хотите, и это привело Его в гнев, а затем к акту исцеления. Вот почему Иисус тратил так много времени на исцеление больных: Он указывал на Божий идеал для человечества.
И именно через Иисуса Бог входит в наши страдания, неся нашу боль, неся наши болезни, демонстрируя Свою любовь, умирая за наши грехи. Вы хотите обвинить Бога в своих страданиях, но вот Он здесь, стоит прямо рядом с вами, изливая Себя на смерть, чтобы мы с вами могли освободиться от рабства и жить вечно. Очевидно, что это не Он виноват.
Как выразился пастор Тим Келлер: “Если мы снова зададим вопрос: "Почему Бог позволяет злу и страданиям продолжаться?" и посмотрим на крест Иисуса, мы всё равно не знаем, каков будет ответ. Однако мы знаем, что ответ не таков. Не может быть, чтобы Он нас не любил. Не может быть, чтобы Он был безразличен или отстранён от нашего состояния. Бог так серьёзно относится к нашим несчастьям и страданиям, что готов был взять их на Себя”.
Вот почему лидер англиканской церкви Джон Стотт заявил: “Я сам никогда не смог бы поверить в Бога, если бы не крест”.
В конце концов, именно на этом мы должны сосредоточиться, и именно там мы можем найти благодать и помощь. Это выражение сердца Божьего и любви Божьей: Он отдаёт Свою жизнь за нас.
(Чтобы посмотреть мои дебаты 2010 года с проф. Барт Эрман о Библии и проблеме страдания, перейдите сюда).
|