Первая статья, которую я написал в семинарии, была посвящена проблеме зла. Это была и остаётся для меня очень личной темой.
Содержание этой статьи содержит знакомые аргументы в пользу примирения Бога и зла, выдвинутые многими христианскими мыслителями, включая современного философа Элвина Плантингу в его книге "Бог, свобода и зло". Его книга - всего лишь одна полезная книга на тему теодицеи, которая является проблемой номер один, которую нехристиане поднимают с эмоциональной точки зрения, когда речь заходит об отрицании существования Бога.
В то время как большинство скептиков и атеистов продолжают полагаться на проблему зла и страданий в качестве аргумента номер один против присутствия всеблагого и могущественного Бога, наблюдается растущая тенденция среди неверующих, признающих интеллектуальное банкротство этого аргумента. Как отмечает философ Питер Ван Инваген, "Раньше широко распространялось мнение, что зло несовместимо с существованием Бога: что ни один возможный мир не содержит одновременно Бога и зла. Насколько я могу судить, эта диссертация больше не защищена"1.
Когда вы смотрите на этот предмет с библейской точки зрения, вы обнаруживаете, что мы усерднее работаем над примирением Бога и зла, чем наш Создатель. Прямо говоря, защита, подобная аргументу о свободе воли, выдвинутому Плантингой, явно отсутствует на страницах Библии. Например, вместо черно-белого ответа на зло книга Иова содержит серию из шестидесяти с лишним вопросов от Бога к Иову, поскольку книга завершает тему. Более того, на страницах Ветхого Завета вы находите Бога, ясно заявляющего такие вещи, как: “Нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это” (Ис. 45:6-7).
Это становится особенно интересным в одной части Писания Нового Завета, где Иисус обращается к теме Бога и зла. Его учение на эту тему, скорее всего, не то, чего многие ожидают.
Отрывок
Давайте прочитаем ту часть Писания, где Иисус обращается к теме зла:
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»
Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её»" (Луки 13:1-9).
Стиль Иисуса в этом отрывке знаком – наставление, за которым следует притча, иллюстрирующая и подкрепляющая Его учение.
Учение
В этом коротком отрывке на тему зла обратите внимание, что Иисус ссылается на оба вида зла, с которыми мы сталкиваемся в жизни: моральное и естественное.2
Сначала Он получает известие о человеческом злодеянии, совершенном Пилатом, когда правитель приказал римским солдатам убивать нееврейских верующих в храме. Трудно найти лучший пример морального зла (человеческой порочности), чем этот.
Затем он переходит к тому, что страховые компании сегодня всё еще называют “Деяниями Божьими". Очевидно, одна из башен Силоамского акведука (построенного внутри юго-восточной части Иерусалимской стены) рухнула и убила нескольких прохожих. Это событие, наряду с другими, такими как погодные катаклизмы, болезни и т. д., является примером природного зла.
В отношении обеих ситуаций то, что мы получаем от Иисуса, несколько удивительно. Люди сегодня ожидали бы, что Он даст извиняющееся объяснение того, почему Бог позволил этим вещам произойти, но вместо этого Христос не прилагает никаких усилий, чтобы примирить рассматриваемые события с добрым и всемогущим Творцом.
Иисус также полностью разрушает концепцию кармы, где всё, что происходит, происходит само собой. Идея личной катастрофы, являющейся результатом индивидуального греха, глубоко укоренилась в еврейском сознании (например, Иов 4:7; 8:20; 11:6; 22:5-10; Иоанна 9:20), но Христос отбрасывает и эту концепцию в сторону.
Иисус не даёт нам ответов на вопрос, почему Бог допускает зло, но вместо этого Он даёт отрезвляющее предупреждение о том, чтобы обратиться от греха к Богу, прежде чем на нас обрушится какая-то подобная форма трагедии.
Притча
Чтобы подчеркнуть Своё предупреждение, Он приводит притчу о смоковнице, которая не приносит плодов. Часто в Писании фиговое дерево представляет Израиль, и хотя нет никаких сомнений в том, что в этой истории оно изображает народ Израиля, есть веские основания полагать, что притча распространяется и на всех остальных.
Иллюстрация дерева, не приносящего плодов, много раз упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете. Она представляет жизни, в которых нет никаких свидетельств покаяния и перемен; никаких трансформационных доказательств, когда речь идёт о духовной жизни.
Обычно смоковнице требовалось три года, чтобы принести плоды. Тот факт, что общественное служение Иисуса длилось три года и подходило к концу, скорее всего, не является случайным. У Израиля закончилось время, и грядёт суд, как для них, так и, в конечном счёте, для всех остальных.
Урок
Во время пандемии теолог Уоррен Вирсбе спросил друга в соседнем городе о смертности в его городе. Его друг ответил: “Через одного”, а затем добавил: “Умирают люди, которые никогда раньше не умирали”.
Неоднократные предупреждения Иисуса как в Его учении, так и в притче перекликаются с тем, что сказано в Екклесиасте 9:12: “Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них”.
Если центральным уроком стихов 1-5 является "Покайся и спасешься", то притча, содержащаяся в стихах 6-9, гласит: "Покайся и спасись сейчас!"
Хотя в этом отрывке нам не даётся весомых объяснений проблемы теодицеи, нам сообщают хорошие новости. Когда Он произнёс это учение, Христос направлялся в Иерусалим, чтобы быть преданным в руки Пилата и чтобы Его кровь не смешивалась с жертвой, как в случае с убитыми язычниками, но была самой жертвой.
Подобно умоляющему виноградарю в притче, Христос - наш великий Заступник, который вмешивается от нашего имени, когда речь идёт о суде. Однако, хотя Бог очень терпелив, Его терпение не длится вечно. Обратите внимание, что Иисус просит отсрочки для дерева, не приносящего плодов, а не для его дальнейшего бесплодного существования.
Что насчёт вас? Если вы христианин, приносит ли ваша жизнь плоды и демонстрирует ли истинную спасительную веру (ср. Иакова 2)? Если нет, то почему?
Если вы читаете это, а не являетесь христианином, я хотел бы почтительно попросить вас не использовать проблему зла как беспечный способ запугать Бога. Если эта тема вызывает искреннюю озабоченность, то знайте, что доступно много превосходного материала, который приносит как интеллектуальное, так и эмоциональное удовлетворение.3
Но не откладывайте больше; ваша и моя “Силоамская башня” может ожидать нас сегодня. Взывайте к Богу сейчас.
Ссылки:
[1] Peter Van Inwagen, "The Problem of Evil, the Problem of Air, and the Problem of Silence, Philosophical Perspectives, vol. 5: Philosophy of Religion, ed. James E. Tomberlin (Atascadero, CA: Ridgeview Publishing, 1991), pg. 135.
[2] Некоторые добавляют в список “сверхъестественное зло”, в котором упоминается сатана и его деятельность.
[3] Доступны отличные работы, такие как книга Плантиги, а также "Трудные вопросы" Уильяма Лейна Крейга, "Реальные ответы" и аналогичные работы.