Термины и их значения всегда менялись по мере изменения культур. За последние несколько лет некоторые из наиболее значительных споров на общественных площадях были связаны с использованием и значением слов, будь то в отношении сексуальности, пола, политических убеждений или многих других примеров.
В настоящее время одна из самых оживленных языковых дискуссий в нашей культуре посвящена личным местоимениям. В рамках этого разговора некоторые группы расширяют семантический диапазон "они", включив в него субъект единственного числа, а не только субъект множественного числа — лингвистический скачок, ранее отсутствовавший в языке.
Многие христиане (включая меня) не одобряют это семантическое расширение по законным и значительным антропологическим основаниям. Не существует такого понятия, как бесполый человек, и поэтому нет необходимости использовать бесполое местоимение по отношению к человеку. Тем не менее, поскольку в настоящее время “они” широко используются в языке как местоимение единственного числа, недавно меня спросили о последствиях для христианского богословского языка. Если “они” могут стать единственным субъектом, уместно ли использовать “они” применительно к триединому Богу?
Проще говоря, ответ - нет. На мой взгляд, введение в наш богословский дискурс бесполого, личного местоимения единственного числа не является ортодоксальным. Основная причина: Бог открыл Себя в словах Писания, и христиане должны использовать библейский язык, чтобы ссылаться на Него, когда это возможно.
Давайте немного углубимся в то, почему.
Прежде всего, Бог свят. В Своём вечном существе Он полностью отделён от всего и всех, кого Он создал. Это разделение между Богом и творением создаёт затруднение для теологической терминологии. Каждое слово, которое мы используем по отношению к Богу — будь то существительное, глагол или местоимение, — уже имеет значение из нашего контекста в рамках творения.
Например, когда мы говорим, что Бог есть Отец, Сын и Святой Дух, у нас уже есть предвзятое представление о том, что означает слово "Сын", исходя из нашего понимания человеческого сыновства. Если мы примем это человеческое значение и применим его по прямой аналогии к Божественному Сыну, мы совершим серьёзные, неортодоксальные ошибки.
Вместо этого мы можем позволить нашим словам и понятиям соответствовать из уважения к Божьей святости. Мы можем приблизиться к Богу с открытым смирением и позволить Ему определить Себя для нас, как Он открывает Себя нам в Своём Слове.
Христианский богословский язык полностью зависит от самооткровения Бога в Писании. Это означает, что вся богословская речь должна исходить из библейского текста, в котором Он дал о Себе знать. Божье откровение неразрывно личное и чётко сформулированное. Через слова Библии Бог отдаёт Себя лично нам.
Таким образом, библейская терминология не является произвольной по отношению к вечному бытию Бога. Он охотно решил раскрыть Себя с помощью этих конкретных терминов, поскольку Святой Дух вдохновил авторов Писания написать их (2 Пет. 1:21). Таким образом, в нашей теологии христиане должны использовать один и тот же язык по отношению к Богу. Мы должны говорить о Боге теми словами, которые Он говорил о Себе.
Мы можем применить этот принцип к местоимениям Бога. Библейские свидетельства использует местоимение мужского рода единственного числа для обозначения Бога с абсолютной последовательностью как на греческом, так и на иврите. Хотя бытие и сущность Бога не разделены по половому признаку, использование мужской терминологии не является произвольным. Бог есть Отец и Сын, и эти термины лингвистически мужского рода. Таким образом, местоимения мужского рода уместно использовать по отношению к Богу.
Хотя божественное Отцовство и Сыновство совершенно отличаются от человеческого отцовства и сыновства, Бог избрал эти созданные творением лингвистические концепции, чтобы раскрыть Себя. Он овладевает этими человеческими терминами и преобразует их. Христиане призваны интерпретировать значение этих слов в контексте Евангелия Христа и в соответствии с Писанием.
Мы не можем заменить местоимение мужского рода по отношению к Богу так же, как не можем заменить термины "Отец" и "Сын". Односторонняя замена этих слов — и идей, стоящих за ними, — оказала бы значительное влияние на наше понимание вечного бытия Бога. Мы не можем отделить личное содержание Божьего самооткровения от лингвистической формы библейского текста. Мы не владыки теологического языка; только Бог. Ибо через это Он счёл нужным раскрыть Себя.
Я могу придумать два потенциальных контраргумента против того, чтобы отвергнуть “они” как подходящее местоимение единственного числа по отношению к Богу.
Во-первых, в библейских языках для обозначения людей не используется личное местоимение, не определяющее род, в единственном числе. Если бы у библейских авторов была такая возможность, воспользовались бы они ею? У нас нет возможности ответить на гипотетический вопрос об уме библейских авторов. Мы можем знать их мысли только так, как они записаны в тексте.
Тем не менее, Бог специально выбрал эти языки, этих авторов и эти исторические времена, чтобы явить Себя. Его действия не были беспорядочными или случайными. Мы можем доверять Его благим намерениям в словах, которые Он выбрал.
Во-вторых, мы обычно используем небиблейскую терминологию в нашем богословском дискурсе, такую как термин "Троица". Разве использование “они” более проблематично, чем использовать “Троица” для обозначения Бога?
Это местоимение отличается от таких терминов, как Троица, тремя способами.
Во-первых, историческое развитие этих небиблейских теологических терминов произошло потому, что не было библейской альтернативы. Поскольку ранняя церковь осознала необходимость разъяснения Евангелия в соответствии с Писанием, они разработали такие термины, как Троица или ипостасный союз, чтобы помочь христианам понять Бога в их контексте.
Во-вторых, использование "они" применительно к Богу не создаёт нового термина; оно заменяет библейский термин. Библия уже использует личное местоимение мужского рода по отношению к Богу. У нас нет права на поиск новой терминологии.
Наконец, использование "они" вносит ненужную и вредную неясность в наш богословский дискурс. Даже если использование "они" в качестве единственного субъекта станет культурно нормативным, использование "они" в качестве субъекта множественного числа будет продолжаться. Это означает, что если бы человек регулярно использовал это местоимение, некоторые слушатели не смогли бы определить, был ли субъект (Бог) в единственном или множественном числе без уточнения.
Теологические ставки здесь высоки. Наш триединый Бог - это единое существо в трёх лицах. Он не является коллективом из трёх существ. Поэтому термины, которые мы используем по отношению к Богу, чрезвычайно важны.
Бог открыл Себя через слова Писания. Даже когда наш современный язык меняется, христиане должны обращать внимание на неизменную природу Божьего Слова, чтобы мы могли видеть Его таким, какой он есть.
Christy Thornton имеет докторскую степень по систематическому богословию в Юго-Восточной баптистской теологической семинарии, где она является директором программы ThM и заместителем директора программы PhD. Она живет в Уэйк-Форест, штат Северная Каролина, где является членом церкви The Summit.