Бог сказал иди, но возгневался, что он пошел (Числа 22:20-22)
Было ли Валааму разрешено пойти к Моавитянам, чтобы проклясть Израиля или нет? Вначале кажется, что Бог дал разрешение, а потом передумал в том, что сказал.
Этот рассказ имеет несколько удивительных аспектов. Прежде всего удивительно узнать, что пророк Иеговы живёт в Верхней Месопотамии в регионе, откуда вышел Авраам в Харан по пути из Ура Халдейского в землю обетованную.
Фактически, это настолько изумительно и неожиданно, что у Бога был не еврейский пророк, что часто предполагается, что Валаам был бару, священник-предсказатель, которые обычно истолковывал сны и знамения и предсказывал будущее. Но Библия, похоже, не поддерживает эту точку зрения, потому что Валаам использовал имя Иеговы - имя, которое подразумевает личные взаимоотношения. Хотя Валак поручил ему проклясть Израиль, следует напомнить, что провозглашение благословений и проклятий очень эффективно в библейском учении (Бытие 48:14-20, Судьи 17:1-2, Матфея 21:18-22).
Был ли Валаам воплощением зла или же он был в основном хорошим человеком? Возможно, как и в случае со многими другими, он был смесью и хорошего и плохого. Он действительно знал истинного, личностного Бога Израиля, и как многие другие верующие язычники, о которых в Писании сказано не много (например, Мелхисидек, Иофор, Раав), он действительно верил в спасение своей души. Но фактически, Бог использовал его не только чтобы защитить Израиль от проклятия, но он также был инструментом великого мессианского пророчества относительно «Звезды Иакова», путеводного света для восточных мудрецов, которые потом разыскали нового царя Израиля.
Что теперь делать с противоречиями в этом отрывке? Решение лежит в самом тексте, а не в предположениях или согласованиях.
Валаам уже принял одну царскую делегацию в Числах 22:7-14. Валаам правильно отвечает, что Господь не дал ему разрешения пойти с князьями Валаковыми проклясть Израиль. Но что на самом деле Валам упустил упомянуть, была Божья причина: «ибо он (Израиль) благословен». (Числа 22:12). Сказав об этом, можно было, по-видимому, прекратить попытки Моавитян проклясть народ, благословенный Богом. Валам пытается играть на две стороны; он умышленно оставляет дверь открытой, возможно надеясь, что как-то сможет извлечь выгоду из служения.
Как и ожидалось, вторая делегация пришла к Валааму с предложением, как говориться, вписать любою сумму в чек. Здесь некоторые усматривают важность различия между тем, какое использовано имя: Бог и Иегова. То, что Валаам претендует знать Иегову как своего Бога (как в Числах 22:18-19) рассматривается как подделка, потому что не Иегова пришел к нему, но Элохим (Числа 22:20). Это решение кажется искусственным, ибо Числа 22:22 говорят, что это был Элохим, который воспылал гневом. Особо усердные в этой теории отмечают, что Самаритянское Пятикнижие и некоторые важные манускрипты Септуагинты имеют «Иегова» вместо «Элохим» здесь.
Возможно это и так, но не совсем сходиться, если читать текст сам по себе и не видеть резкой границы между Богом и Иеговой. Наоборот, текст подчёркивает, что разрешение Валааму было условное. Синодальный перевод говорит: «если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе» (Числа 22:20). Валаам, однако, был слишком заинтересован пойти, не дожидаясь, когда люди позовут его; он оседлал осла и пошел искать их. 20-ый стих лучше описывается в переводах NIV: «пока эти люди не пришли» и в переводе RSV: «Если эти люди пришли», потому что следующий стих, Числа 22:21, ясно даёт понять, что Валам сам инициировал действие и не дожидался условия, данного Богом. Там говориться: «Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями Моавитскими». Он «возлюбил мзду неправедную» (2 Петра 2:15).
Большинство комментаторов признают, что наилучшее значение еврейского «im» - это «если»; однако неправильно предполагать, что Моавитяне уже позвали или пригласили Валаама пойти, таким образом нет причины предполагать, что был какой-то дополнительный призыв. Следовательно, как многие предполагают, что слово «если» является уступительной частицей со значением «пока не». Но что упускают эти исследователи, это признать тот факт, что Ваалам попросил этих людей остаться на ночь, пока он не спросит Господа.
Эта короткая передышка дала Валааму ещё один шанс почувствовать Божью волю – в этом случае, отказ делегации Моавитян, которые уже упаковали вещи и ушли бы утром, не принесло бы Валааму особых проблем. Вместо этого Валаам взял инициативу Божью, данную через руки Моавитян («если люди сии пришли») и таким образом доказывает своё желание неповиноваться.
Несмотря на резкое заявление Валаама в стихе 18, что «хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего», его упоминание о деньгах и преступлении повеления Господа поднимает вопрос, что он не делал точно, но что планировал сделать, если бы это было возможно.
Этот отрывок, как многие другие, учит нас различать между прямой и позволяющей волей Божьей. Прямая Божья воля ясно видна в словах: «не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». Это настолько ясно, что не даёт поводу исключениям. Но когда Валаам продолжает просить Бога, Бог испытывает его желание послушаться (и показать что он имеет серьёзные проблемы со знанием Божьей воли). <…><…>
Любовь Божья не остановилась на этом месте, но была явлена в ещё трёх предупреждениях, что он идёт по неправильному пути. Даже хотя это было достаточно, чтобы отвадить Валаама от его миссии, это не избавило его в дальнейшем от будущих трудностей, от которых Бог пожелал избавить Валаама.
Конец служение Валаама был трагичен: после того как он послужил Богу, благословив Израиль, он стал инструментом и для падения Израиля и своего собственного (Числа 31:7-8, 15-16). Но за всё это стоит ему стоит винить только себя, а не Бога, потому что он был настойчиво предупреждён. Порой Бог даёт нам желания нашего сердца после того как мы просим и просим об изменении Его воли, но результат часто приводит к плохим последствиям в нашей духовной жизни.
Но за всё это стоит ему стоит винить только себя, а не Бога, потому что он был настойчиво предупреждён. Порой Бог даёт нам желания нашего сердца после того как мы просим и просим об изменении Его воли, но результат часто приводит к плохим последствиям в нашей духовной жизни.
Вот она глубина! так оно и есть...Поэтому надо искать Его волю! Потому что только Господь знает, что нам во благо, а что во зло. Сережа за перевод