Элис Т. Отт определяет ключевые моменты глобальной экспансии христианства.
Когда Иисус передал “Великое Поручение” небольшой группе учеников, они, возможно, задались вопросом, как они должны были нести Его Евангелие до краёв земли. И всё же они распространились по всем странам, привлекая новообращённых и насаждая церкви повсюду, куда бы они ни направлялись. Элис Т. Отт, профессор миссий и мирового христианства в Школе евангельского богословия Троицы, рассматривает ключевые моменты этого процесса в “Поворотных моментах распространения христианства: от Пятидесятницы до настоящего времени”. Джей Райли Кейс, историк миссий в Университете Мэлоун, поговорил с Элис об общей картине и мелких деталях глобального продвижения христианства.
Что вас заинтересовало в истории распространения христианства?
Мой интерес - результат моего собственного опыта. Я любила историю с тех пор, как была подростком. Я провела 21 год своей взрослой жизни в качестве миссионера в Германии. После того, как мы с мужем вернулись в Соединённые Штаты, я защитила докторскую диссертацию и начала преподавать курсы по истории миссии и христианства в незападном мире. Книга выросла из моих исследований для этих курсов, а также из моего преподавания и общения со студентами.
Распространение христианства - это невероятная история, но рассказать её непросто. Почему вы выбрали “Поворотные моменты” в качестве основы?
Моё вдохновение пришло от книги Марка Нолла "Поворотные моменты: решающие моменты в истории христианства". Я убедилась, что подобный подход был бы отличным способом упростить широкую и сложную историю христианской экспансии. Вместо того, чтобы пытаться охватить все аспекты христианской экспансии, я сосредотачиваюсь на важнейших событиях и тенденциях — на ключевых, решающих моментах, когда что-то кардинально меняется.
В вашей книге рассматриваются многие повторяющиеся темы в истории христианской экспансии. Можете ли вы назвать пару, которые кажутся особенно значимыми для христиан сегодня?
В заключение я расскажу о пяти различных темах, которые снова и снова всплывают в истории христианской экспансии. Одна из них - тема миссионерского богословия. Я верю, что теология оказывает глубокое влияние на миссионерскую практику. Другими словами, богословие часто было основным фактором, определяющим, активно ли различные ветви церкви занимались миссионерской деятельностью в определённое время и в определённых местах. В разное время в истории церкви христиане придерживались нескольких теологий, которые фактически ослабляли их мотивацию к миссионерству. Одной из них — и это может удивить некоторых людей — была вера в то, что “Великое Поручение” относилось только к первым апостолам, а не ко всем христианам во все века.
Ещё одна тема, которую я обсуждаю, касается агентов и структур миссии. На протяжении всей истории распространение христианства было не просто западным или даже миссионерским предприятием. Скорее всего, с самого начала церковь росла благодаря усилиям различных миссионеров: западных и незападных миссионеров, а также свидетельству местных христиан-мирян.
Евангелие распространяется быстрее в межкультурном пространстве, когда существуют хорошие и подходящие структуры для миссионерства. В поздней античности и Средневековье монашеское движение и более поздние религиозные ордена обеспечивали организацию миссии, структуру и персонал Римско-католической церкви. Протестантам изначально не хватало подобной организационной структуры для миссионерства. Протестантское миссионерское движение возникло только после того, как они приспособили свои уже существующие добровольные религиозные общества к конкретным потребностям миссионерства.
Конференция в Лозанне 1974 года может стать поворотным моментом, который больше всего находит отклик у читателей — возможно, потому что она самая последняя. Что вы находите в этом наиболее важным?
Ключевой целью Билли Грэма и руководящего комитета Лозаннской конференции было подтверждение евангельского основания для миссионерства. Но ещё одним важным аспектом является то, что Лозанна 74-го года отразила растущую мультикультурную, глобальную идентичность евангелизма. В то время как евангелизм сегодня иногда едва держится на Западе, он стремительно развивается во многих частях Африки, Латинской Америки и Азии. И миссионеры прибывают со всех континентов и возвращаются с них.
Лозанна ’74 также вдохновила и способствовала росту миссионерских движений во многих важных незападных странах. В этой книге я сосредоточусь на Нигерии, Южной Корее и Бразилии, в каждой из которых сегодня работает большое количество межкультурных миссионеров. В Бразилии, например, больше иностранных миссионеров, чем в любой другой стране, кроме Соединённых Штатов.
В вашей книге также освещаются исторические события, которые могут быть довольно туманными в нашем сознании, если мы вообще их вспоминаем. Я, например, почти ничего не знал о восточно-сирийской миссии в Китае, а Генри Венн - не совсем нарицательное имя. Почему христиане должны знать об этих непонятных событиях и людях?
Восточно-сирийская миссия в Китай фактически стала кульминацией ранней и многовековой экспансии христианства на восток. Напоминание об этой экспансии на восток помогает нам развеять ложное впечатление о том, что христианство с самого начала было в основном западным или европейским явлением. В действительности в первом тысячелетии процветали церкви в Северной Африке, Сирии, Персии, Афганистане, Центральной Азии, Китае, Индии — местах, где сегодня Евангелие менее широко известно.
Что касается Генри Венна, то он жил и служил в середине 19 века, примерно в двух поколениях протестантского миссионерского движения. Венн был одним из первых и наиболее влиятельных стратегов миссионерства. Он разработал теоретические и практические принципы миссионерства для достижения конечной цели миссии — соответствующей культуре, коренной, независимой, национальной церкви на миссионерском поприще. Его принципы “трёх с” провозглашали, что независимая церковь коренных народов на миссионерском поприще должна быть самодостаточной, самоуправляемой и самораспространяющейся. Тогда это было новаторское понимание, и оно по-прежнему актуально сегодня.
С какими сюрпризами или новыми открытиями вы столкнулись, работая над этой книгой?
Как евангелист, я была удивлена и обрадована, прочитав оригинальные труды двух святых пятого века: Патрика Ирландского и Нарсая Персидского, представителя Восточно-Сирийской церкви. Исповедь Патрика и проповеди Нарсая содержали тщательно разработанную и основанную на Библии теологию миссионерства, которую многие христиане полностью приняли бы сегодня.
Ещё одним приятным сюрпризом стало открытие того, что распространенное сегодня мнение о том, что миссионерам предыдущих эпох не хватало культурной чувствительности, не всегда было правдой. Вот два примера. Миссионеры-иезуиты 16 века в Китае и Японии попытались донести христианское послание до местных религиозных культур довольно продвинутым и замечательным способом. Что касается протестантов, то Уильям Кэри и баптистская миссия в Серампуре, Индия, придерживались удивительно прогрессивных взглядов на задачи миссии и на расширение возможностей местных жителей проповедовать Евангелие. Баптистские миссионеры Серампора заключили завет друг с другом, чтобы хорошо изучить индуистскую культуру, чтобы они не были “варварами” для местного населения.
Многие из нас воспринимают межкультурную экспансию христианства на протяжении всей истории как нечто само собой разумеющееся, как будто она просто развивалась естественным образом. Что мы должны лучше понять в этом процессе?
В христианской истории были некоторые периоды, когда Евангелие, казалось, распространялось естественным образом — например, в ранней церкви. Но обычно это не так. Бог, безусловно, может выбрать использование неподготовленных или плохо подготовленных миссионеров для приведения людей в Его Царство, особенно если они полны любви и заслужили уважение и доверие местных жителей. Но, вообще говоря, наиболее эффективные миссионеры погрузились в местную культуру и достигли значительного уровня языковой и культурной компетентности. Это важный урок, который следует усвоить, когда мы пытаемся привлечь мир ко Христу.