Вопросы и ответы со специалистом по религиоведению Эриком Ванденом Эйкелем об истории, тайне, мемах и значении мудрецов в Евангелии от Матфея
Сколько волхвов посещают Иисуса в Библии? Откуда они берутся?
Ответы для многих так же легко запомнить, как первую строку любимого рождественского гимна: “Мы - три короля Востока”. И всё же в Евангелии от Матфея их не трое. Также не указан регион, выходящий за рамки самого общего “востока”. Кроме того, они не короли.
Волхвы стали неотъемлемой частью иконографии Рождества, но, как утверждает религиовед Эрик Ванден Эйкель в своей новой книге "Волхвы", разница между общепринятыми образами и текстом Евангелия поучительна. Мы можем узнать кое-что о толковании Библии, посмотрев на все способы, которыми люди читали историю волхвов. CT поговорил с Ванденом Эйкелем о библейском повествовании от Матфея 2:1-12, многочисленных интерпретациях и творческих пересказах, а также о дарах, которые Волхвы могут дать внимательному читателю сегодня.
Как бы изменилась рождественская история, если бы у нас не было волхвов? Что бы мы потеряли, если бы их не было в Евангелии от Матфея?
Они там как свидетели — волхвы предоставляют это в Евангелии от Матфея, а пастухи предоставляют это в Евангелии от Луки.
В Евангелии от Матфея, без волхвов, Иосиф и Мария просто дома.
Когда волхвы входят в историю, они подтверждают, что рождение имело место и что родился определенный тип человека. Это не просто ребёнок. Интерес волхвов связан с царём Иудейским, поэтому Матфей заставляет их признать, что этот человек Иисус не только родился, но и был признан царём.
Я считаю, что это очень политизировано.
Каким образом библейский рассказ о волхвах является политическим?
Как современные читатели, мы были приучены читать это как историю о людях, ищущих Бога, но я просто не думаю, что Матфей здесь делает именно это. В Евангелии от Луки пастухи отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть божественную фигуру, но в Евангелии от Матфея этого нет.
Приходят волхвы и спрашивают о царе. А до этого генеалогия в Евангелии от Матфея полностью посвящена Давиду и установлению происхождения Иисуса от царской линии Давида.
Также у нас есть звезда. В еврейской литературе Матфей знает, что звёзды связаны с такими правителями, как царь Вавилона и тот, кто является звездой, восходящей от Иакова.
В римском контексте вы обязательно должны обратить внимание на звезду Цезаря — юлианскую звезду. Все в этой культуре знают, что Юлий Цезарь был признан божественной фигурой, когда после его смерти на небе появилась звезда, и эта история настолько распространена по всей империи при Цезаре Августе (который называет себя сыном Божьим), потому что изображение звезды появляется на монетах. Люди узнают этот символ по своим деньгам — вот что означает звезда, внезапно появляющаяся на небе в этом культурном контексте.
Я был удивлён тем, насколько ранние христиане, когда они читали эту историю, действительно сосредотачивались на значении звезды. Ефрем Сирин, например, пишет все эти рождественские гимны интерпретируют звезду. Были ли волхвы астрологами? Что на самом деле означает слово "волхвы"?
Вот откуда взялось наше слово "волхование". Так что, если бы я собирался перевести это слово как можно более просто, у меня возникло бы искушение перевести его как "волшебник". Но для нас это имеет значение, которого не было бы в первоначальном контексте. Они были не исполнителями, а уважаемыми религиозными профессионалами.
Наиболее распространенный перевод - мудрецы, потому что это приятный, нейтральный термин. Это делает их фигурами, похожими на мудрецов, так что это действительно отражает часть идентичности, но не всю полноту религиозного аспекта. Перевод, которому я бы просто поставил двойку, - "короли". В древнем мире слово “волхвы” не могло означать "король", хотя идея о том, что они были королями, укоренилась в традиции с самого начала, и это справедливо указывает на политическую суть истории.
В некоторых переводах действительно используется слово “астрологи”, я думаю, из-за важности звезды в истории и того факта, что они интерпретируют звезду. Но в древнем мире волхвы не были известны как астрологи. Это прежде всего люди, которые могут понимать сны, видения и предзнаменования.
Я думаю, что имеет смысл оставить всё как есть и побороться со сложностью этого.
В Вашей книге Вы на самом деле не интересуетесь историчностью волхвов. Вы рассматриваете вопрос о внебиблейском подтверждении как своего рода тупик. Это почему?
Моё основное внимание - это текст. Меня интересует история, которую рассказывает Матфей. Их историческое существование не имеет значения для того, как мы понимаем, что делал Матфей. Смысл текста не зависит от того, что волхвы являются историческими личностями.
Я также думаю, что мы должны быть честны в отношении имеющихся у нас доказательств. Неназванные волхвы из страны, которая не указана — как бы вы доказали это как исторический факт? С другой стороны, какие доказательства вы могли бы найти, чтобы опровергнуть это?
Почему бы нам не сосредоточиться на том, что у нас есть? У нас есть история и то, как эта история была запомнена и интерпретирована.
Я отношусь к тексту очень серьёзно и хочу сосредоточиться на значении текста, а не размышлять об истории, стоящей за ним.
Эта библейская история, в частности, привлекает так много спекуляций — исторических спекуляций, беллетризации и различных пересказов. Я не могу вспомнить, например, ни о каких других безымянных людях в Библии, чьи имена широко известны в западной культуре, таких как Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Как вы думаете, почему это так?
Термин "волхвы" - это такой многозначный термин. Для самых ранних читателей это очень сложно. Магия и астрология имеют для них негативный оттенок, но из рассказа Матфея действительно кажется, что астрология имеет законную силу.
Святоотеческим авторам не нравится идея откровения, происходящего вне христианской общины, поэтому они говорят что-то вроде “Ну, это была вовсе не звезда; это был Сам Иисус или ангел”. Или они указывают на то, что волхвы могли получить только частичное знание от звезды, и именно поэтому они идут в Иерусалим и спрашивают указаний, и направление, которое они получают, взято из Священного Писания.
Для сравнения никому не нужно приносить такого рода извинения за пастухов. Они просто пастухи. И затем, как только вы получаете эти расширенные объяснения, это как снежный ком. Вы получаете итерацию за итерацией, и они становятся мемами. Даже на самом раннем этапе волхвы сразу узнаваемы.
На днях я видел вертеп, в котором были одни кошки. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, кто из них Иосиф, но я автоматически понял, кто из них волхвы. У них были шляпы и подарки.
Однажды я видел Рождественскую ёлку, сделанную из катушек с нитками. Даже имея дело только с абстрактными объектами, вы сразу понимаете, какие из них являются волхвами.
Прямо сейчас я смотрю на рождественские фигурки в своём доме, и у них есть короны, что является частью этой традиции. Действительно есть тяга как бы дополнить историю, которую рассказывает нам Матфей.
Часть удовольствия от вашей книги заключается в чтении некоторых более странных предположений и пересказов истории волхвов. Что происходит, например, с армянским Евангелием от младенчества?
Армянское Евангелие от младенчества просто дикое — текст, который известен исследователям апокрифов, но на самом деле не выходит за пределы нашего узкого круга. В этом тексте они - короли. Они путешествуют с армией. И после того, как они найдут Иисуса и передадут Ему свои дары, в тексте говорится, что в будущем они отрекутся от Спасителя. Они не возвращаются на Восток или куда-то ещё и не рассказывают людям об Иисусе; они отрекаются от Него.
Я интерпретирую это так, что текст отражает некоторую реальную напряженность вокруг людей, которые не признают Иисуса Спасителем. В те ранние века, например, существовала проблема с тем, что учёные называют разделением путей — когда евреи и христиане начинают определять себя по отношению друг к другу — и вы получаете некоторый антииудаизм в этом тексте. Существует прискорбная иудеофобская традиция. Некоторые люди отворачиваются от Иисуса, и текст пытается придать этому смысл.
Чему могут научить нас волхвы в отношении толкования Библии? Прослеживая историю диких домыслов о волхвах и более внимательного прочтения текста, что мы узнаем о чтении Библии?
На самом деле ничто не заменит хорошего, внимательного чтения. Вернитесь и перечитайте, и постарайтесь прочитать это так, как будто вы никогда не читали этого раньше. Это важный урок волхвов.
Я также думаю, что нам следует рассмотреть более широкую традицию и спросить, как люди поняли текст. Начните, например, с гимнов волхвов, таких как “Мы, три короля”, и почему их называют королями. Что это говорит нам о тексте?
Читатели могут многое рассказать нам о тексте и помочь нам понять текст. На чем они сосредотачиваются? Что, по их мнению, это значит? Чего им не хватает? Вы можете спросить, что имел в виду Матфей, но затем также посмотрите на историю толкования Библии.