Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
Мой Босс – еврейский плотник
Наше популярное представление о Христе как о плотнике скрывает более богатую историю.
Jordan K. Monson
Когда Джон Эверетт Милле начал писать картину, которая положила начало его карьере одного из самых выдающихся художников Англии 19 века, ему понадобился реквизит. Он представил себе молодого Иисуса в окружении своих родителей, Иосифа и Марии, в их мастерской плотника из рабочего класса. Это была бы сцена нового типа: безмятежная, переполненная религиозной символикой, но выполненная в стиле, которого никто не ожидал.

Но у Милле была проблема. 20-летний парень не принадлежал к рабочему классу. Его родители были состоятельными людьми, и он жил на Бедфорд-сквер, в одном из самых престижных районов центрального Лондона. Он не мог просто пойти в гараж своего отца и нарисовать то, что видел.

Поэтому он отправился на близлежащие мощеные улицы за вдохновением. Столяр на Оксфорд-стрит позволил Милле воссоздать свою мастерскую на холсте в мельчайших деталях: верстак, стружка и всё остальное. Мясник подарил художнику две овечьи головы, которые он воспроизвёл на полях, видимых через дверной проём святого семейства.

Получившаяся картина "Христос в доме Своих родителей" была закончена в 1851 году. Он поместил рыжеволосого Христа в центре бедной семьи в поношенной одежде и с босыми, грязными ногами. И это потрясло Англию. Для некоторых изображение было настолько реалистично обычным, что граничило с богохульством. Чарльз Диккенс возненавидел его. Королева Виктория услышала так много отзывов, что приказала доставить картину в Букингемский дворец, чтобы она могла увидеть её сама.

Люди возражали почти против всего, что Милле нарисовал в этой столярной мастерской. Однако единственное, в чём никто не сомневался, было его предположение, что Иосиф в первую очередь управлял столярной мастерской.

И сегодня мало кто стал бы это делать. Даже люди, которые мало что знают об Иисусе, понимают, что Он, как и Его отец, был плотником. От наклеек на бампер "Мой босс - еврейский плотник” до названий деревообрабатывающих предприятий, церковных вывесок и бестселлеров по апологетике, Иисус как плотник встречается повсеместно. Джонни Кэш написал об этом песню в 1970 году, представив, какой хорошей должна была быть мебель Спасителя. Мел Гибсон намекнул, что Иисус изобрёл современный стол и стулья в своём фильме "Страсти Христовы". (“Высокий стол, высокие стулья!”)

В образе плотника есть очевидная поэзия, не утерянная бесчисленными лириками: человек начинает своё призвание с досок и гвоздей и выполняет его, прибитый к кресту.

К сожалению, плотницкое ремесло, как мы его себе представляем, не было ремеслом Иисуса. Это неправильное представление, порождённое неточностью, присущей переводу Библии, и этноцентризмом Англии 17 века. Мы давно это знаем. Но более точная история никогда не проникала в культурный мейнстрим, и наше понимание жизни Христа пострадало из-за этого.

Если бы вам пришлось строить догадки о ремесле Иисуса, основываясь исключительно на Его примерах и лексике, вы могли бы сделать некоторые обоснованные предположения.

Он постоянно говорил о сельском хозяйстве: посевы, сорняки, крестьяне, поля, семена, фрукты. Работа на земле была основным призванием в Назарете первого века, и примеры сельского хозяйства были связаны почти со всеми категориями людей. Но библейский текст, ранняя церковная традиция и даже апокрифические писания сходятся во мнении: Он не был крестьянином.

Иисус говорил о рыбной ловле. По меньшей мере треть Его учеников были рыбаками. Не безосновательно предполагать, что Он имел какое-то отношение к рыболовному хозяйству.

Но когда Иисус велел рыбакам забросить свои сети на другую сторону лодки, они постарались не насмехаться над тем, что чужак не знает их профессии. (Сюрприз будет их собственным).

Любопытно, что одна профессия, о которой Иисус никогда не говорил, — это плотничье дело. Он вообще почти не упоминал о древесине.

Во всех четырёх Евангелиях Он только дважды упоминал дерево как материал. В первом случае Он спросил: “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?” (Мф.7:3). Второе - ссылка на зелёное или сухое дерево в Луке 23:31, но это не имеет особого отношения к древесному ремеслу.

Так что для предполагаемого плотника у нас есть только одно упоминание о пригодной для работы древесине от Иисуса.

Тем не менее, это бревно из Нагорной проповеди иногда упоминается в связи с Иисусом и плотницким делом. По крайней мере, это не та древесина, которую использовал бы мебельщик или инструментальщик. В греческом языке, как подчеркивали многие проповеди, посвященные лицемерию, брёвна, о которых говорил Иисус, были толстыми брёвнами, предназначенными для поддержки крыш в более крупных строительных проектах.

Неудивительно, что галилеянин мало говорил о дереве. В Галилее было мало деревьев, а те, что там были, были маленькими. Балки и брёвна приходилось импортировать из соседних стран. И только самые крупные бюджетные проекты - такие как храмы и правительственные здания — могли включать эти брёвна.

Например, в 3 Царств 5 Соломон пошёл на крайние меры, чтобы приобрести древесину для строительства храма. Он вёл переговоры с финикийским царем Тира и Сидона, посылая израильтян десятками тысяч, чтобы научиться рубить деревья, а затем фактически выполнять работу по рубке, потому что “у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как сидоняне” (ст. 6).

Израильтянам пришлось уехать за границу именно потому, что у них не было местных деревьев. Трудно быть плотником в месте, где так мало дерева.

Возможно, Иисус мало говорил о дереве, но есть один материал, о котором Он не мог перестать говорить: камень. Этого у Иисуса и Его современников было в избытке, и они строили с его помощью.

Он постоянно говорил об этом, особенно о его использовании в крупных строительных проектах: башнях, фундаментах, краеугольных камнях, скалах, стенах, жерновах, храмовых камнях и винных прессах.

Когда Иисус потянулся за метафорой или символом, камни и строительные проекты заполнили Его семантический инструментарий. Если бы те, кто восхвалял Его, молчали, даже камни возопили бы (Луки 19:40). Тот, кто слышит Его слова и исполняет их, подобен человеку, который глубоко копал и заложил основание на скале (Мф.7:24). “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?” (Мф. 7:9, курсив мой).

Прозвище Его ученика Симона было не Кедр или Дерево, а Кифа по-арамейски и Пётр по-гречески, что означает “камень”: “ты - Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её” (Мф. 16:18).

И когда Иисус решил процитировать еврейские Писания о Своей миссии на земле, на первый план вышел камень: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла” (Марка 12:10, из Псалма 117:22).

Воображение Иисуса было насыщено камнями, скалами, строительными проектами и фундаментами. В нём почти не было дерева.

Тогда странно, что в наших переводах Его называют плотником. Мы что-то неправильно поняли?

В Новом Завете говорится о работе Иисуса только один раз, в Марка 6:3: “Не плотник ли Он сын Марии, брат Иакова, Иосии Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сёстры?” Слово плотник переводится с греческого слова тектон, слово, которое живет в словах, таких как архитектор (буквально "главный строитель”).

В научных словарях тектон определяется как “тот, кто использует различные материалы (дерево, камень и металл) в строительстве”, и “тот, кто делает, производит” и “тот, кто строит, строитель, плотник”.

“С нашей культурной точки зрения, - сказал Джеймс К. Мартин, автор «Визуального руководства по библейским событиям», - профессия Иосифа и Иисуса будет пониматься как ”строитель". Это будет включать все аспекты строительства, включая такие материалы, как камень, дерево, глинобитная крыша, штукатурка, плитка, гвозди и т. д.”

Крейг Кинер преподаёт основы Нового Завета в семинарии Эсбери и готовит комментарий к Марку. Он сказал, что “термин [тектон] в любом случае никогда не ограничивался деревообработкой; он просто обозначает конструктивного мастера”.

Учёные всё ещё обсуждают последствия этого. Кинер указывает на одного из своих аспирантов, Мэтью К. Робинсона, чья предстоящая статья в рецензируемом журнале Neotestamentica утверждает, что интерпретация плотника была чрезмерно использована, и наиболее точным термином для профессии Иисуса является “строитель-ремесленник”.

И, как правило, мастера — разнорабочие, если хотите, — как правило, используют материалы, которые легко доступны и которые не являются непомерно дорогими. В Назарете это означало камень.

Ранняя церковная традиция, записанная Иустином Мучеником, гласит, что Иисус делал и ремонтировал плуги и ярма, которые были сделаны как из дерева, так и из металла. Эта работа, безусловно, выпадала на долю местного тектона. Но это не было основной работой.

Робинсон отмечает, что в небольшой аграрной деревне с несколькими сотнями жителей просто не было достаточной потребности в этих орудиях. Местный тектон зарабатывал на жизнь более крупными проектами, дополняя их более мелкими побочными задачами, как это сделал бы сегодня строительный подрядчик.

По словам ученого-библеиста Кена Кэмпбелла, древние переводы признавали более широкое использование этого термина как “строителя”, который был бы искусен в работе с многочисленными материалами. Однако из-за одного влиятельного перевода это было почти забыто.

В 1611 году, когда переводчики короля Якова дошли до слова тектон, они увидели, что греческий термин явно означает что-то вроде ремесленника или строителя.

Но против них работали две вещи. Во-первых, их знание греческого языка было в основном классическим греческим, древним греческим Гомера и Платона, который развивался в Греции. А в Греции были деревья.

Марк, однако, не был погружен в греческую классику. Робинсон утверждает, что его использование тектона было окрашено Септуагинтой — греческим переводом Ветхого Завета, который чаще цитируется в Новом Завете, чем в оригинале на иврите.

Кэмпбелл, который раньше преподавал в колледже Белхейвен, услужливо объяснил эту лингвистическую хитрость в статье 2005 года в журнале Евангелического теологического общества.

В Септуагинте, утверждал Кэмпбелл, тектон широко используется для обозначения еврейского и арамейского слова хараш, общего термина, обозначающего строителя или ремесленника. В конце концов, когда горожане в Марка 6:3 называли Иисуса тектоном, они на самом деле говорили на арамейском языке, который авторы Евангелий позже перевели на греческий, когда записывали свои истории об Иисусе. Так что на арамейском они назвали бы Иисуса харашем. И независимо от того, использовал ли строитель камень, металл или дерево, Септуагинта переводит это как тектон.

Второй недостаток ранних английских переводчиков был менее техническим. Это была просто, ну, Англия. Недостатком перевода KJV — как и у большинства западных учёных до эпохи пассажирского самолета — было то, что большинство учёных никогда не ступали на библейские земли. Они никогда не видели, как мало деревьев растёт в Галилее.

В Англии деревья росли по всей стране, и дерево, а не камень, было самым готовым материалом для строительства. От театра "Глобус" Шекспира до самой грубой крестьянской хижины, построенной англичанами из большого количества дерева. Таким образом, учитывая их материальную культуру, английские строители были в основном плотниками.

Точно так же, как эфиопская картина Иисуса выглядит эфиопской, а шведский Иисус 20-го века выглядит так, как будто Он принадлежит обложке альбома Abba, так и разные народы воображают, что материальная культура Иисуса похожа на их собственную.

Примерно в то же время переводчики KJV применили слово плотник, как и все остальные крупные переводы на европейские языки, писал Кэмпбелл. И по мере того, как перевод следовал за переводом, мы создали Иисуса плотника по европейскому образу и перевели Его до краёв земли.

Что касается Иисуса, то само по себе кажется ценным нарисовать максимально точный портрет, который мы можем, заменив любые представления о человеке, который зарабатывал на жизнь строганием досок, представлениями о человеке, который, возможно, проводил больше времени, вырезая камень со своим отцом из каменоломен.

Но если мы только обсуждаем, с какими строительными материалами работал Иисус, это, вероятно, не имеет большого значения. Зачем придираться?

Однако знания Иисуса о строительстве, похоже, не ограничивались самими материалами. Он постоянно говорил о финансовой практике, об управлении как проектами, так и людьми: платежах, долгах, заработной плате, инвестициях, найме и увольнении, отношениях между управляющими и персоналом, хозяевами и рабами.

Подумайте: “Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить»" (Луки 14:28-30).

Поставьте ссылки Иисуса на каменную кладку рядом с Его ссылками на деловую сторону строительных работ, и мы начнём заполнять пробелы в Его личной истории и проливать новый свет на всё Его служение.

Это привлекательный образ для многих из нас, например, если бы Иисус работал в основном в одиночку в качестве внештатного плотника в Своей столярной мастерской. В этом образе, прежде чем Он приступил к общественному служению, Его дни были наполнены посвящением ремеслу, общением с Отцом в молитвенной, почти монашеской обстановке, мало чем отличающейся от того, что изображал фильм Мела Гибсона.

Но что, если бы вместо того, чтобы работать в безмолвной задумчивости, Иисус работал с другими? Над некоторыми проектами Он работал бы под руководством, например, под руководством архитектона. И как тектон, Он также мог иметь власть над другими — поденщиками и менее опытными тектонами.

Если это правда, то наше восприятие первых лет становления Иисуса начинает меняться — особенно для тех из нас, кто живёт на Западе, где работа оказывает огромное влияние на нашу идентичность.

Во-первых, у Иисуса были коллеги - вероятно, самые разные по меркам той эпохи. Проекты общественных работ царя Ирода в первом веке вызвали огромный спрос на рабочих со всего региона, и многие учёные полагают, что Иосиф и Иисус приняли бы в них участие.

“Иисус работал на рабочих местах с коллегами разных мировоззрений”, - сказал Люк Бобо, теолог и вице-президент в сети служения «Made to Flourish». “Мы не должны избегать рабочих мест с коллегами разных мировоззрений. Скорее, мы призваны быть солью и светом в таких местах”.

Эти торговцы тоже были простыми людьми — даже нежелательными. Римское общество обычно “делило ремесленников, или мастеров, на ”свободных", таких как художники и скульпторы, и "низших", таких как плотники и кузнецы по металлу", - говорит Кинер. “Кто-то, изобретающий фон для Иисуса, который оценили бы элиты, а также крестьяне и ремесленники, мог бы выбрать такую профессию, как писец; они не выбрали бы [тектона]”.

Это меняет то, как мы видим знакомство Иисуса с негодяями. Он не просто обедал с грешниками, когда фарисеи смотрели или когда авторы Евангелий делали заметки. Вероятно, Он провёл большую часть Своей жизни среди низкопробных людей.

Иисус не был элитой. Его ремесло не пользовалось уважением. Ранние церковные лидеры аристократического толка находили ремесло Иисуса постыдным. Они хотели отдалить Его от этого. Первая существенная полемика против христианства нападает на респектабельность Иисуса именно по этому поводу. Во втором веке языческий философ Цельс пренебрежительно отзывался об Иисусе как о “всего лишь тектоне”.

Исследователь позднего Нового Завета Уильям Лейн отметил в своём комментарии к Марку, что вопрос “Не является ли Он [тектоном]?” наряду с тем, что Иисуса называют сыном Марии (вместо сына Иосифа), это означает пренебрежение в этой культурной среде. Разве это не тот чернорабочий, чья мать, ну…ты знаешь?

И некоторые вещи, похоже, никогда не меняются. В то время как английские критики 19-го века картины Джона Эверетта Миллеса пришли к согласию с утверждением KJV о том, что Христос был плотником, они были обеспокоены тем, что художник принял образ жизни низшего класса, который сопровождал его: неубранные полы и гости без рубашки, грубые руки Иосифа и мышцы с прожилками, которые были смоделированы настоящим плотником.

Иисус был тружеником. Он полжизни бил молотком, точил, ломал, таскал и укладывал камни. Он не был похож на измождённого Иисуса со средневековых картин.

Легко полностью сосредоточиться на спасительном значении Воплощения. Или когда мы читаем, что Иисус принял “природу раба, созданного по подобию человеческому” (Фил. 2:7), легко сразу подумать о том, как Он омывает ноги Своим ученикам.

Но чтобы предстать перед нами в качестве первосвященника, Иисус с самых ранних лет Своей зрелости занял место слуги во всех сферах жизни. Он может полностью сопереживать человеческой слабости (Евр.4:15), потому что Он был уподоблен “братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа” (Евр.2:17). Полностью человеческий опыт был необходим для Его искупительной роли первосвященника, который идёт перед нами.

Иисус испытал весь спектр человеческих эмоций и широкий спектр человеческих обстоятельств, включая то, как “падение человека влияет на наши рабочие места”, как сказал Бобо в интервью CT.

Мы не можем быть уверены, но Иисус, несомненно, испытал или был свидетелем, по крайней мере, некоторых, если не всех, наших страданий на рабочем месте. Временами Он, возможно, чувствовал себя эксплуатируемым. Возможно, Он терпел тяжелую работу в течение нескольких дней или даже лет. Несмотря на эти трудности, Бобо сказал: “Иисус угодил Своему Отцу во всём, что Он говорил и делал”.

В культуре, которая восхваляет работу креативного класса за счёт профессий и услуг, нам было бы неплохо задержаться на более глубоком исследовании призвания Иисуса. “Идея о том, что Иисус, воплощённый Бог, работал сердцем, головой и руками на обычной работе ”синих воротничков", иллюстрирует, что нет никаких степеней святости", - сказал Бобо.

Это ещё одна причина для нас радоваться раввину-строителю-ремесленнику. Он не был ни богатым, ни важным, ни знатным, ни образованным в Лиге Плюща. Как и большинство из нас, Он не был силён в этом мире. Это не тот царь, которым Он пришёл быть на землю.

Представление культуры об идеальном Мессии меняется с течением времени. Греки второго века, такие как Цельс, и английские критики 19 века, такие как Диккенс, предпочитали Мессию, который был более культурным, как они. Евреи первого века, как и некоторые американцы сегодня, хотели спасителя с политическим и военным влиянием, нового царя Давида, который освободил бы их от Рима и даже завоевал его.

Пилат допрашивал Иисуса, имея в виду это беспокойство. Но Иисус сказал, что Его царство не от мира сего. Это стоило Ему неисчислимых последователей, но Он заслужил, по крайней мере, некоторую благосклонность римского губернатора.

Это был бы не последний раз, когда римские чиновники оценивали подобное заявление.

Историк ранней церкви Гегезипп, чья работа была сохранена другим историком по имени Евсевий, записал, что спустя поколения два христианина были призваны предстать перед императором Домицианом. Эти люди были биологическими потомками Давида и местными лидерами христианских церквей.

Император сказал, что слышал утверждение о том, что семя Давида завоюет Рим. Каковы же были цели этих потомков Давида?

Эти двое сообщили, что их царство не от мира сего. В доказательство они протянули руки, показывая свои постоянные грязные мозоли — руки людей, которые работали в поле и на земле с тех пор, как научились ходить. Это были руки крестьян, а не солдат.

Император решил, что эти люди не представляют никакой угрозы; они были просто рабочими. Поэтому он отпустил их.

Конечно, эти крестьяне, рыбаки и строители действительно завоевали Рим, просто не так и не в те сроки, которых опасался император. Рим станет христианским большинством всего за несколько столетий.

Но это пришло позже.

По возвращении с допроса эти двое мужчин, несомненно, должны были связать свой опыт с историей Иисуса перед Понтием Пилатом. Они знали какое-нибудь Писание. Но они также могли услышать эту историю непосредственно от своего деда, который знал её так же хорошо, как и все остальные. Его звали Иуда.

Его брат?

Иисуса, сына Марии. Строителя по профессии.

Джордан К. Монсон - адъюнкт-профессор Северо-Западного университета Святого Павла, бывший переводчик Библии и пастор церкви Capital City в Сент-Поле, штат Миннесота.

Категория: Библия | Просмотров: 294 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today | эксклюзив
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: работа, история, перевод, Иисус, библия
Форма входа
   
Топ
О сайте
Беседка
Книги [2394]
Видео [683]
Аудио [293]
SCOAN [529]
Статьи [2187]
Разное [472]
Библия [223]
Израиль [294]
Новости [539]
История [626]
Картинки [273]
MorningStar [1115]
Популярное [175]
Пророчества [1110]
Пробуждение [307]
Прославление [757]
Миссионерство [313]
It's Supernatural! [663]
Благословить
Комментарии
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 12
Пользователей: 3
juracurkan, koga12, marinaastafeva1971
Наш опрос
Ожидания этого года
Всего ответов: 18
Мини-чат
500


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2022