Когда мне было десять, я помню, как мой отец протянул руку мужчине, который решительно убрал свою руку за спину. Этот человек был бывшим членом нашей церкви, и был зол на моего отца.
Эта неприятная сцена научила меня тому, что значит быть пастором. Я помню, как мой отец без горечи объяснял нам, почему этот человек был зол. Он сделал это таким образом, что помог нам увидеть боль этого человека.
В психологии принято говорить, что за гневом стоит страх, и мы могли бы добавить, что за страхом стоит боль. Я наблюдал в своём отце здоровую способность переоценивать чей-то гнев как боль. Мой отец не воспринял эмоции этого человека как ясное суждение о себе. Вместо этого он выбрал перспективу, открывающую возможность сопереживания.
В этот культурный момент мы охвачены гневом, страхом и болью — и пасторы не являются исключением. Наши календари заполнены постоянным потоком разгневанных людей. Это утомительно. Нам слишком легко усваивать их гнев или считать их намеренно капризными. Но это ошибка. Когда Его обвинили в небрежности по поводу болезни Лазаря, Иисус ответил Марфе: “Брат твой воскреснет” (Иоанна 11: 21-23). Он увидел боль за упрёком.
Нам всем нужна помощь в понимании смешанных эмоций наших людей и наших собственных сердец. Как мы можем злиться, беспокоиться или причинять боль людям? Один богослов научил меня больше, чем кто-либо другой, тому, как наставлять страдальцев: Фома Аквинский.
Аквинский, возможно, является удивительным источником, потому что он в первую очередь известен своими тонкими богословскими различиями, а не своим пастырским сердцем (хотя Г. К. Честертон приписывал ему и то, и другое, написав, что у Аквинского “было большое сердце и большая голова”). То, что Фома Аквинский в основном предлагает нам, — это ясность о природе эмоций и о том, как их интерпретировать.
У Фомы Аквинского было несколько идей о человеческих эмоциях, которые могут помочь нам в нашей пастырской работе. Для начала он подчеркнул, что человеческие эмоции всегда воплощены. Он настаивал на том, что мы не можем по-настоящему понять внутреннюю динамику гнева, страха или внутренней боли, не понимая тела. Далее, Фома Аквинский подчеркивал, что эмоции не действуют на преднамеренном, сознательном уровне, как это делают мышление и выбор. Эмоции включают в себя бессознательные реакции и способы видения.
Эмоции воплощаются
Что значит быть тревожным? Моё сердце бешено колотится, желудок расстроен. Мой разум кружится от негативных возможностей. Являются ли эти чувства тревогой? Или это мысли? Определяет ли моё тело, беспокоюсь ли я, или это делает мой ум?
Фома Аквинский говорит, что и то, и другое - часть моей тревоги. В своей "Сумме теологии" он утверждает, что наши души ответственны не только за мышление, но и за саму жизнь и все её возможности. Душа — это “первый принцип жизни” во всех живых существах. Все наши силы проистекают из союза души и тела, от наших пищеварительных или целительных способностей до наших эмоциональных и воспринимающих способностей, до наших мыслительных и избирательных способностей. Мы целостные существа.
Так, например, тревога — это движение души, которое приходит “через телесные изменения”. По мнению Аквинского, мы не должны разделять тело и душу — и ни то, ни другое само по себе не создаёт эмоции.
По этой причине плохое здоровье тела влияет на эмоции, как протекающий карбюратор влияет на работу снегоуборочной машины. Но в отличие от снегоуборочной машины, тело постоянно переделывает себя. Наши мысли, действия и переживания формируют привычки, которые способствуют будущим эмоциональным состояниям. Кроме того, наши тела формируют привычки через наши неврологические пути и наш гормональный климат.
Как пастор, я должен помнить, что эмоции — это не то же самое, что преднамеренные действия. Когда мы путаем эти два понятия, мы предполагаем, что люди имеют более непосредственный контроль над своими чувствами, чем на самом деле. Эмоциональные привычки — это накопленные воплощенные реакции на то, что человек думал, слышал, видел и испытывал в течение долгого времени. Они возникают из таинственного взаимодействия природы, воспитания и воли. Эта эмоциональная реакция всего тела может повлиять на то, как человек переживает всю свою жизнь. Неврологические химические вещества также окрашивают отношение человека, к добру или ко злу. Признание роли, которую тело играет в эмоциях, может помочь пастору с состраданием отнестись к тому, кто подавлен.
Эмоции имеют свою собственную логику
Мои ладони вспотели, но я крепко привязан прочным ремнем безопасности через плечо на американских горках. Я знаю, что со мной всё в порядке, но знает ли об этом моё тело? Как я могу не соглашаться со своим телом по поводу моей опасности? У тела должна быть своя логика.
Фома Аквинский помогает нам понять наш внутренний конфликт — как мы можем что-то чувствовать, в то же время отвергая это чувство. В Сумме теологии он различает две формы суждений, которые мы выносим: “быстрое суждение” тела и наше рациональное суждение. Мы могли бы назвать их восприятием и мышлением. Это похоже на его различие между эмоциями и выбором. Правда в том, что большинство наших эмоциональных реакций происходит из бессознательного восприятия.
Вот почему эмоции часто случаются с нами. Например, когда мы видим злое и агрессивное лицо, мы не думаем, что этот человек может представлять для меня опасность. Мы просто чувствуем страх. Когда травмированные люди реагируют переживанием, они не думают: "Разумно ли для меня сейчас испытывать паническую атаку? Они просто переживают это.
Как пастор, я должен помнить, что восприятие также не является преднамеренным действием. Это помогает различать автоматические, бессознательные мысли, которые могут быть у людей, и их рефлексивные, сознательные мысли.
Эмоции реагируют на опыт
Люди похожи и не похожи на собак Павлова. Да, сладкая или солёная пища может вызвать у нас слюноотделение. Но мы также можем реагировать на сложные стимулы, такие как перспектива посещения тренажерного зала. Как мы приходим к позитивному отношению к тренажерному залу? Это не просто разговор с самим собой об этом. Это также связано с посещением тренажерного зала — возможно, через личный фитнес или участие в сообществе тренажерных залов. Опыт может формировать наши желания.
В Сумме теологии Фома Аквинский подчёркивает, что наши эмоции непосредственно реагируют на конкретные объекты и что мы учимся на опыте у этих объектов. Например, мы учимся бояться ожогов, прикасаясь к горячей плите. В результате наше эмоциональное формирование частично зависит от наших действий и частично от нашего мышления.
Наши слова формируют наш опыт, а наш опыт придает нашим словам эмоциональное содержание. Сказать себе, что паук не опасен, недостаточно, чтобы изменить мои эмоции по этому поводу. Мои эмоции меняются, когда я действую в соответствии с этим убеждением, поднимая паука без вреда. Опыт учит нас.
Как пастор, я должен помнить, что уроки, которые люди получают на собственном опыте, могут быть ранами или исцелением. Например, опыт может научить члена церкви, что мужчинам, отцам или пасторам нельзя доверять. Женщина может реагировать на ваше пастырство способами, которые согласуются с её прошлым опытом и имеют мало общего с вами. Понимание ран опыта может открыть сострадательное любопытство пастора к страдальцу.
Но страдалец может также обрести исцеление через опыт духовной жизни в теле Христа. Церковная община должна играть определенную роль в освящении и исцелении. Тело Христово питаемо через свою Голову дарами, которые даёт Его Дух (Рим. 12:3-8; Еф. 4:11-16; Кол. 2:19). Литургия также учит тело о смерти и воскресении во Христе и о постоянной зависимости от духовной пищи от Христа.
Божье исцеляющее Присутствие
Есть последний способ, которым Фома Аквинский может научить нас помогать страдальцам. Я узнал от Фомы Аквинского, что настоящее исцеление и радость приходят в первую очередь через общение с Богом. Общение - для общения. Как бы полезно ни было понять себя и свою боль, в конечном счете радость приходит через присутствие Возлюбленного.
Все человечество отчуждено от Бога и жаждет источника всякой благости и радости. Фома Аквинский говорит об этом так в комментарии к посланию Павла к Галатам: “Высшее совершенство, благодаря которому человек становится совершенным внутренне, — это радость, которая проистекает из присутствия того, что любят. Однако тот, у кого есть любовь к Богу, уже имеет то, что он любит, как сказано в 1 Иоанна 4:16: "Кто пребывает в любви к Богу, тот пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем".
Для Фомы Аквинского великая надежда человечества состоит в том, что Иисус вводит нас в триединое общение. Воплощение Иисуса, Его жизнь, страдания, смерть и воскресение возвращают нас к нашему Возлюбленному. Приняв плоть, “бесстрастный Бог страдает и умирает”, соединяя нас с Собой в Своей смерти и воскресении, пишет Фома Аквинский в своём комментарии к 1 Коринфянам. И во Христе у нас также есть Святой Дух. Дух исцеляет наши эмоции Своим присутствием и Своими дарами. Фома Аквинский говорит: “Святой Дух обитает в нас через любовь”. Эта любовь исцеляет и направляет наши эмоции.
Хорошее пасторство моделирует и служит Божьим присутствием. Мы встречаем овец там, где они есть, часто потерянные, злые и испуганные. И мы ведём овец к Пастырю, который кроток и смирён сердцем (Мф. 11:29). Этот Пастырь даёт Утешителя, который стенает вместе с нами, ходатайствуя за нас (Рим. 8:23, 26-27).
Мы могли бы сказать, что Бог — это безмятежное присутствие для нас в нашей нужде. Фома Аквинский учит нас, что Бог вступает в общение с нами не для того, чтобы восполнить какой-то недостаток в Себе, а для того, чтобы укрепить нас. Нам предназначено испытать в Нём доброту и целостность. Фома Аквинский пишет в Сумме теологии: “Бог намеревается только сообщить нам Своё собственное совершенство, которое является Его благостью”.
Служа дарами Христа Его пастве, мы должны воплощать Его кроткую и смиренную мудрость, которая “чиста; затем миролюбива, внимательна, покорна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна” (Иакова 3:17). Мы можем сделать это с помощью беззащитного, сострадательного и любопытного слушания даже перед лицом таких эмоций, как тревога и гнев. Мы утешаем страждущих “тем утешением, которое сами получаем от Бога” (2 Кор. 1:4).
Фома Аквинский помогает нам хорошо утешать других, обучая нас мудрым вопросам: как тело вовлечено в эту эмоцию? Какие суждения делаются автоматически? Какой опыт научил этого человека делать такие суждения? В конечном счёте эти вопросы позволяют нам мягко вести страдальцев в Божье присутствие, как сейчас, так и в вечности. Однажды Бог “будет пребывать с ними. ... Он вытрет каждую слезинку с их глаз. Больше не будет ни смерти, ни скорби, ни плача, ни боли” (Откр.21:3-4).
Мэтью Лапин - автор книги "Логика тела: восстановление теологической психологии". Он является пастором по теологическому развитию в церкви “Краеугольный камень” и преподавателем в школе теологии Солт-Нетворк в Эймсе, штат Айова.