Кризис в пастырском руководстве: восстанавливаются ли апостольские и пророческие должности?
На фоне, казалось бы, бесконечных скандалов с руководством церкви и служений, разоблачения нездоровых структур и учреждений, которые позволили им это сделать, возникает вопрос: восстанавливаются ли давно утраченные должности Церкви?
Апостол Павел пишет в Ефесянам 2:20, что Церковь, дом Божий, утверждена “на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем”.
В Ефесянам 4:11-12 Павел продолжает, что Господь дал пять должностей для назидания Церкви: “И Он поставил одних апостолами, других - пророками, иных - евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова”.
Тем не менее, у многих христиан сегодня нет теологической или эмпирической основы для первых двух перечисленных должностей, возможно, потому, что канон Священного Писания закрыт, а апостолы, которые были живы во времена Иисуса, больше не ходят по земле. Эта точка зрения, которая называется сессационизмом, гласит, что после смерти последнего апостола духовные дары, такие как пророчество и должность пророка, больше не действуют. Однако на практике некоторые церкви и деноминации придерживаются той или иной степени этой точки зрения, позволяя определённым проявлениям даров действовать в церкви. Другие признались, что верят в продолжение сверхъестественных даров Святого Духа, но, по сути, являются "функциональными" сторонниками прекращения.
При такой теологической парадигме отсутствие должностей пророка и апостола в современной церкви привело к тому, что конгрегационная структура, возглавляемая пастором, часто занимает высокое положение. Учителя преподают Библию в воскресной школе. Когда многие думают о должности евангелиста, на ум приходят приглашенные проповедники и покойный Билли Грэм с его евангелизациями на стадионах.
Чтобы глубже погрузиться в эти экклезиологические проблемы, The Christian Post (СР) поговорила с Роном Майером и Ларри Крейдером, двумя лидерами DOVE International — межконфессиональной глобальной семьи церквей и служений на шести континентах. CP также поговорила с пастором Дервином Греем из Церкви Трансформация, внеконфессиональной евангельской конгрегации в Индиан-Лэнд, Южная Каролина.
В интервью исследуется, что пошло правильно и что пошло не так в последние годы, и как, по их мнению, Бог видит Церковь в целом в предстоящее десятилетие.
Они говорят, что у многих христиан происходят существенные изменения парадигмы, и искренним верующим было бы разумно прислушаться к тому, что делает Святой Дух, даже если это кажется незнакомым.
Как были потеряны пятеричные должности и как они восстанавливаются?
По словам Крейдера, главной проблемой, от которой страдает Церковь, является то, что он называет “менталитетом духовенства и мирян”. Он описывает это как распространенное мышление, когда работающее за деньги духовенство возглавляет церковь, и их называют “пасторами”. Они выполняют большую часть работы по служению, а миряне служат служению этого пастора.
Но какие бы термины ни использовались, DOVE International утверждает, что лидеры поместной церкви должны быть больше похожи на старейшин.
"Мы действительно верим, что все пять этих даров необходимы. И на широком уровне вам нужно, чтобы апостолы и пророки работали вместе, вместе слушали Бога. Используя военную терминологию: апостолы [являются] генералами. Пророки, будучи провидцами - именно они получают информацию [от Бога]", - утверждал Крейдер.
Для поместной церкви необходим вклад от всех этих даров, оснащение из всех этих должностей.
Тем не менее, это странная доктринальная территория для многих людей, как и для Майера.
“В моём воспитании никогда ничего не говорилось об апостолах и пророках. Для этого не было места”, - объяснил Майер. Но всё изменилось, когда он “исполнился [Святым] Духом и пришёл к пониманию того, что послание к Ефесянам 4 здесь для того, чтобы снарядить святых для служения и что оснащение святых является первостепенной ролью Церкви".
"Чтобы дать людям возможность служить тем, кто не является частью Церкви, а не просто служить друг другу", - уточнил он.
Апостолы - это строители, насаждатели церквей, те, кто обучает и снаряжает.
А пророческое состоит в том, чтобы прийти вместе с ними, чтобы помочь направлять и говорить об этом — о том, что Господь говорит прямо сейчас в настоящем, сказал Майер. Он добавил, что все пять частей необходимы для совместной работы, чтобы Церковь могла услышать полный совет Божий.
“Я думаю, что где-то на этом пути мы перешли в [церковный режим], где легко просто иметь пастора, который будет руководить церковью. Так что мы просто назовём его пастором", - сказал Майер. "И в некоторых случаях у вас есть евангелисты — это их основной дар, — но они знали только пасторов, поэтому они использовали термин "пастор". Но они разочарованы, потому что они не функционируют как пастор, потому что это не является их основным даром. Люди навешивают на них этот ярлык, а затем пытаются быть кем-то, кем они не являются, по сравнению с тем, кто они есть на самом деле".
Майер верит, что Бог дал "большее определение", которое приносит "большую свободу".
"С большей свободой приходит большая функциональность", - утверждает он. "С большей функциональностью приходит способность быть теми, кем Бог действительно создал их. Мы работаем над тем, чтобы возвестить и продолжать расширять Царство Божье, Его образ действий, когда мы молимся: ”Отец, да придёт Твоё Царство, да будет воля Твоя, на земле, как на Небе".
Если пятеричные дары смогут работать вместе, чтобы увидеть, как каждый верующий действует и приносит Царство на своё рабочее место, на рынок, в свою школу, в обществе проявится большее проявление Иисуса, утверждал он.
Что такое маленькие апостолы?
Крейдер считает, что малый апостол мотивирован и мыслит на макроуровне большой картины, и хочет видеть, как Царство Божье распространяется на их город, штат, регион, нацию и мир. Как и в случае любого другого духовного дара и призвания, этот дар должен быть призван и подтвержден другими в Теле Христовом.
Чтобы функционировать в этих дарах, нужно видеть дары в других, добавил Майер. Это не просто тот, кто пророчествует или обладает пророческим даром, но тот, кто тренируется и вливает в других, чтобы они могли духовно созреть.
Для тех, кто не решается принять это мышление, потому что у них есть опасения по поводу того, что было названо Новоапостольской Реформацией или злоупотреблением или неправильным использованием духовных даров, лидеры DOVE призывают христиан вернуться к Слову. Новоапостольская реформация - это фраза, придуманная К. Питером Вагнером для описания движения внутри пятидесятнического и харизматического христианства, возвращающего апостольские и пророческие должности.
“Я думаю, что произошло то, что, когда церковью управляют пасторы и администраторы, это сыграло прямо на менталитет духовенства и мирян, который разрушил Церковь", - сказал Крейдер. "Когда вы читаете книгу Деяний и Послания, вы видите, что Бог использует обычных людей. Вы видите, как они получают ресурсы через апостолов, пророков, евангелистов, пасторов и учителей".
Титул “пастор” сегодня используется для служения и церковных лидеров, даже тех, кто выполняет пастырские функции, но не является особо одарёнными как пастыря людьми, добавил он.
“Если они возглавляют мегацерковь, они, вероятно, апостолы. Но поскольку у нас нет места для этого языка, я думаю, что он удерживает нас от того, чтобы выражать людям сердце Христа и обучаться до полной зрелости и исполнять Божий призыв, который лежит на их жизни”, - сказал Крейдер.
На самом деле, в первый раз, когда он пошёл на собрание пятидесятников, он сел в заднем ряду, чтобы уйти пораньше “на случай, если это станет слишком безумным”.
Майер добавил: “Для тех, у кого был негативный опыт, а их, безусловно, много, мой ответ таков: мне жаль, что у вас был негативный опыт. Этому нет оправдания".
Для тех, кто зациклен на названиях, DOVE International уклоняется от них и больше склоняется к прилагательным.
“Я не "апостол Рон", но я занимаюсь апостольским служением”, - сказал Майер, определяя это как “быть духовным отцом для многих людей, в которых я вкладываю свою жизнь... с одной целью - увидеть, как они преуспеют и станут такими, какими их создал Бог”.
Он утверждает, что эти дары должны действовать до возвращения Иисуса, чтобы привести Церковь к полной зрелости и привести как можно больше людей в Царство Божье.
Ловушка менталитета духовенства и мирян
Хотя Крейдер и Майер старались не обвинять какого-либо конкретного человека или группу в извращении менталитета духовенства и мирян, они сказали, что те, кто занимает церковные должности, считают себя высокооплачиваемыми профессионалами, которым нужно выполнять всё служение, и что миряне не подготовлены для этого.
Со стороны мирян они утверждают, что мыслительный процесс всегда зависит от духовенства, которому за это платят, и поэтому они не обязаны служить.
“Если COVID что-то и сделал, то это то, что помогло многим членам Тела Христова осознать, что, когда двое или трое собираются во имя Его, Он находится среди нас. И мы считаем, что есть место для более крупных собраний, но основное внимание уделяется двум или трём”, - сказал Крейдер.
“Мы возлагаем большие надежды на Тело Христово. Это было неправильно, мы согласны с этим. Мы все были в ужасном состоянии. Но Он ведёт нас Своим Духом, и мы взволнованы будущим Тела и будущим Царства”.
Хотя не все церкви перегружены или страдают от этого менталитета духовенства и мирян, Майер считает, что на фоне всех изменений, которые принесла пандемия, обстоятельства сложились таким образом, чтобы показать, как должно выглядеть пятеричное служение и каковы на самом деле истинные апостолы.
“В мире есть некоторые места, где вы даже не можете использовать этот термин [апостол] из-за злоупотреблений и контроля в прошлом по сравнению с «духовным отцом», который хочет, чтобы окружающие его преуспевали. У него есть сердце и страсть к тому, чтобы насаждать, но затем расширять возможности и освобождать тех, кто его окружает”, - сказал Майер.
“Я думаю, что у нас есть прекрасная возможность продемонстрировать, каковы дары Духа, и они должны привести к переменам, помочь людям, увидеть их преображенными, помочь им в решении проблем и продемонстрировать любовь Христа”.
В мае 2020 года Майер говорил, что почувствовал, как Господь сказал ему, что “во времена неопределённости вам лучше быть уверенным в том, в чём вы уверены”.
“Всякий раз, когда мы оказываемся в хаосе, то, во что мы действительно верим, будет подвергнуто сомнению. И это не должно быть изменено, потому что, если оно построено на Слове Божьем, мои обстоятельства не изменят того, во что я верю. Я продолжаю верить, пока мои обстоятельства не изменятся”, - сказал он.
“Я думаю, что возможность пятеричного служения есть... что даже когда вокруг нас царит хаос, даже когда вокруг нас бушует буря, посреди всего этого все еще может быть мир. Мы всё ещё можем ходить уверенно; мы всё ещё можем ходить в безопасности”.
Крейдер подчеркнул, что американские христиане склонны думать только о Соединённых Штатах, но правда в том, что церковь является частью глобального Царства.
“Нет ничего нового под солнцем", - сказал он. "Очевидно, что мы верим Богу в добрые дела в нашей стране, но мы знаем, что есть Царство, которое нельзя поколебать, и это то, в чём мы находимся".
Апостольская, пророческая церковь
Пастор Дервин Грей проповедует в церкви Трансформации в Индиан-Лэнде, Южная Каролина
Для Дервина Грея, ведущего пастора мультикультурной Церкви «Трансформация» в Индиан-Лэнде, Южная Каролина, имеет значение то, как церковь понимает и определяет себя.
“Когда мы говорим об экклесии, когда мы говорим о церкви, [её] людях, купленных кровью, которые были искуплены Царём Иисусом через Его эпические достижения, Его безгрешную жизнь, Его искупительную жертвенную смерть, Его воскресение и через запечатление Духа. Мы и есть эта семья”, - сказал Грей CP.
Способ, которым Грей интерпретирует свою собственную церковь как апостольскую, заключается в том, что они, как группа последователей Иисуса, основаны на послании апостолов: Христос распят и воскрес из мёртвых. Он описывает свою паству как основанную на Новом Завете и ранних церковных соборах, и основание апостолов - это то, что движет ими.
Истинно апостольская церковь - это установление Божьего правления и царствования на Земле, и что те, кто верит в Иисуса, являются частью Его нового творения, сказал он.
Грей добавил, что истинно апостольский лидер - это посланник, насаждающий такие церкви, укорененные в исторических реалиях Церкви.
Быть пророческим, следовательно, означает: “Так говорит Господь”.
“Каноном Писания, так говорит Господь, является текст, Писание, в первую очередь искупительная работа Иисуса через Духа во славу Отца”, - сказал пастор.
Дар пророчества, как объясняется в 1 Коринфянам, предназначен для назидания, ободрения и своевременного обращения к людям. Он сказал, что это должно быть двояко: это и “вот что говорит Бог”, и те, кто наделён даром пророчества, которых Бог использует для назидания и увещевания Церкви.
"Таким образом, как лидеры, которые имеют должность, так и миряне, обладающие дарованиями, могут течь в пророчестве", - сказал Грей.
“Мы не рассматриваем пророчество как "Эй, через три дня произойдёт это". Мы рассматриваем это так, как это сказал Бог, вот Слово, а затем дар пророчества в ободрении и назидании”.
Куда пойдет Церковь в ближайшие годы
Грей сказал, что должны быть "поместные органы церквей всех форм и размеров".
“Для меня главное, чтобы было квалифицированное честное руководство и чтобы люди были подготовлены для работы в служении", - объяснил Грей. "Это может быть домашняя церковь или большая церковь, маленькая церковь. Меня не волнует форма. Меня больше беспокоит функция. И каждый верующий - царственный священник. Каждый верующий был зачислен в служение и миссию Иисуса, и это то, что нам нужно сделать".
“Это не работа для меня, это призвание, - сказал он о своей роли, - и наш персонал призван служить нашему Телу”.
По словам бывшего игрока НФЛ, ставшего пастором, принадлежность к апостольской церкви не означает, что "все наши сотрудники более духовно развиты, чем те, кто работает в Bank of America".
"Каждый верующий должен быть подготовлен к тому, чтобы быть служителем и миссионером в том, как вы делаете это в различных формах, просто делайте это", - заверил он. "Если это домашняя церковь, займитесь этим. Если это мегацерковь, действуйте".
Это, однако, потребует смены парадигмы для многих христиан, поскольку многие приняли, возможно, невольно, различную степень того, что некоторые называют “потребительским христианством”.
Грей приписывает это неразумным пасторам, которые преподают несбалансированную теологию, где “Иисус в основном действует как даритель мечтаний”, а верующих просят участвовать в Его Царстве, чтобы они могли реализовать свой потенциал.
Евангелие, напротив, утверждает, что Иисус - Царь, который приглашает людей в Своё Царство по благодати через веру, и Святой Дух вооружает, чтобы присоединиться к призыву примирить всё во Христе, сказал он, ссылаясь на послание к Ефесянам 1:10.
“Мы должны перейти от потребительства к участию", - подчеркнул Грей. "Но пасторы и лидеры должны учить этому, и часто они боятся этого, потому что Америка - общество потребления, и подавляющее большинство Церкви также является обществом потребления".
В то время как церкви всех форм и размеров есть повсюду, церковь в целом в Америке больна, сокрушается он.
“И я люблю [Иисуса] слишком сильно, чтобы смягчать послание, чтобы привлечь потребителей. Бог призывает людей участвовать в Его Царстве, и это происходит по благодати через веру. Иисус - Спаситель и Господь, который хочет творить Свою жизнь в нас и через нас. И вот что прекрасно: когда мы получаем это, это намного лучше, чем потребительство”, - добавил 50-летний мужчина.
“А потребительство — это как зайти в кондитерскую, накачаться сахаром и болеть до конца недели”.
Что способствовало этому, добавил он, так это модель, чувствительная к искателю, которая начинается с принципа однородной единицы. Принцип гласит, что если вы будете обслуживать людей, которые выглядят и мыслят одинаково и имеют одинаковый социально-экономический статус и этническую принадлежность, вы сможете быстрее вырастить церковь. Таким образом, проповеди создаются под них.
“Проблема в том, что Библия никогда не говорит об этом. Церковь для Иисуса", - сказал он.
“Когда Иисус возвысится, - продолжил он, цитируя Иоанна 12:32, - это говорит о том, что Он привлечёт всех людей к Себе.
Грей считает, что многие пасторы были крещены по принципу однородной единицы. Многие узнали, что людям действительно нравится воодушевляющий, вдохновляющий контент, поэтому они отказываются от преподавания доктрины и теологии и избегают спорных тем.
То, что это в конечном итоге даёт, - это “выступление в стиле TED Talks и посыпание сверху пылью феи Иисуса”, - съязвил он. Тем не менее, поскольку это имеет широкую привлекательность, модель зарабатывает деньги, создавая стимул для её продолжения.
Среди пасторов должна быть реформация, когда спрашивают: “Что такое Евангелие Царя Иисуса", - продолжил он.
“Я твёрдо верю, что это очень красиво выражено в Галатам 2:20. Что я был распят со Христом, то уже не я живу, а Христос живёт во мне. Хотя я живу в этом теле верой в Сына Божьего, который возлюбил меня и отдал Себя за меня. Итак, Христос, избранный Богом, Избранный Богом, хочет жить в нас и через нас, чтобы воспроизвести Свою жизнь, и это по благодати через веру".
Грей и его жена были убеждены, что ранняя Церковь была многонациональной группой верующих в Иисуса, которые имели единство через кровь Иисуса, евреев и язычников. Это коренится в Божьем обещании Аврааму, что ему будет дана многонациональная семья. Иисус, будучи семенем Авраама, своим искупительным трудом не только прощает грехи, но и создаёт семью из братьев и сестёр разных цветов кожи.
Благая весть Евангелия, которая сосредоточена на работе Христа на кресте, заключается в том, что Бог возвращает Свою семью. И по мере того, как семья учится любить друг друга, они представляют себе славу Божью, а также приглашение в эту семью.
Тем не менее, как дети европейского Просвещения, американские христиане любят разбивать все на части, сказал Грей.
“И реальность такова, что еврейское понимание нашей веры - это еврейская Шема”, - сказал Грей, а именно: “Ты должен любить Господа, Бога твоего, всем своим сердцем, всей своей душой и всеми своими силами. И возлюби ближнего твоего, как самого себя”.
"Под этими песчаными замками были идолы"
Грей предупредил, что "нет области, в которой любовь Божья во Христе не влияла бы и не напрягала свои мускулы".
“И произошло то, что есть много людей, которые были вовлечены в движения, где они видели невероятное лицемерие, где они видели, как основное руководство встало и произнесло невероятную проповедь, тысячи людей пришли к вере, но при этом пасторы не живут посланием", - продолжил он.
"И я думаю, что для многих из них они были крещены в тонкое поверхностное Евангелие, и поэтому они устали”.
Это часто приводит в движение процесс деконструкции, когда они становятся прогрессивными левыми, объяснил он.
“Когда вы деконструируете Иисуса Христа, вы больше не христианин”, - подчеркнул Грей.
“Как пастор-богослов, я думаю, что Церковь должна быть более богословской, а не менее. Я думаю, что Церковь должна быть более христоцентричной, а не менее. Я думаю, что Церковь должна быть больше ориентирована на Евангелие, а не меньше. Я думаю, что нам нужно рассматривать Церковь как оснащающее учреждение”.
Обращаясь конкретно к Американской Церкви, Грей считает, что многие были похожи на детей, строящих песочные замки на пляже.
“Но мы не знали, что начинается прилив, и он смоет всё это. COVID-19 был приливом, который смыл эти песчаные замки. А под этими песчаными замками были идолы, - предложил он.
Он верит, что Святой Дух бросает вызов Церкви, спрашивая Церковь, готова ли она покончить с этими идолами и позволить Ему свергнуть их.
“Готовы ли вы позволить мне опрокинуть идола политического национализма, опрокинуть идола жадности, идола гордости, готовы ли вы позволить мне опрокинуть идола порнографии и многое другое?” он спросил.
“И поэтому, если мы находимся в положении, когда Бог говорит: "Послушай, тебе пора заново открыть, кто Я такой, и никогда не забывать, что индивидуальное спасение существует только для того, чтобы у Бога была Церковь, семья. И эта семья, когда Иисус пошел на Крест, грех умер в Его теле, но в воскресении все мы отправились жить в Его теле".
“Таким образом, относитесь друг к другу соответственно”.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? 2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. (1Кор.9:1,2) Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. (2Кор.12:12) Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, (Кол.1:1) 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно. (Кол.1:26-29)