Я родился в мусульманской суннитской семье в Бангладеш, где научился строгой дисциплине у своего отца, генерал-майора вооруженных сил с обязанностями в разведывательной службе. Мы жили на разных армейских базах в тщательно продуманных помещениях, предназначенных для офицеров и их семей. Слуги удовлетворяли все наши потребности. Деловая и политическая элита Бангладеш и Пакистана часто посещала светские мероприятия в нашем доме.
Я учился в исламском медресе (религиозной школе), где мы изучали Коран и классический арабский язык у имама. Мой отец мог проследить свою родословную до Иорданского Хашимитского королевства (имя происходит от Хашима, внука прадеда пророка Мухаммеда). Его наследие квалифицировало меня как прямого потомка основателя ислама.
Меня уважали за моё святое происхождение. И всё же моё детство часто было болезненным, особенно после того, как мои родители развелись, а отец неожиданно женился снова. Мне было восемь лет, я чувствовала себя брошенным и скучал по матери.
Моя мачеха регулярно издевалась надо мной морально и физически. Выкрикивая проклятия, она била меня калиткой для крикета или впивалась своими острыми ногтями в мои уши, отчего они кровоточили. Язвы покрывали моё тело. Мой отец игнорировал мои мольбы о помощи и избивал меня за то, что я якобы лгал о жестоком обращении.
Когда мне исполнилось 13 лет, я поступил в престижный военно-воздушный колледж в качестве курсанта, стремясь к карьере, подобной карьере моего отца. Однако я ушел из армии в 1975 году, когда мне был 21 год. Незаживающие раны моего детства отправили меня вниз по спирали. Мысли о самоубийстве преследовали меня. Затем, казалось бы, случайный инцидент навсегда изменил мою жизнь.
Готов умереть
Прогуливаясь по Лахору, второму по величине городу Пакистана, чтобы купить электрический водонагреватель, я заметил белого мужчину на углу улицы, раздающего евангельские трактаты. В потёртых джинсах он выглядел как хиппи. Он был намного выше метра восьмидесяти ростом и выделялся из обычной суеты покупателей, сигналящих автомобилей, плетущих мотоциклы, трехколесных такси, тележек с ослами и резких ароматов от продавцов еды. Заинтересовавшись его поведением, которое излучало внутренний покой, я подошёл к нему и спросил: “Кто ты и откуда?”
Он сказал, что он слуга Господа Иисуса Христа из Англии. Он принадлежал к команде уличных евангелистов из движения "Люди Иисуса", известной тем, что в 1970-х годах путешествовали по всему миру. Из-за моего мусульманского воспитания я знал Иисуса только как с пророка, который появился до Мухаммеда. И я не верил, что Он умер на кресте — евреи, как нам сказали, вместо этого распяли Иуду.
Обменявшись несколькими словами с этим англичанином — позже я узнал, что его зовут Кит, — я отошёл примерно на 50 метров, прежде чем вернуться. Хотя я верил в ислам, я хотел узнать больше о его вере. Кит сказал мне, что Христос освободит меня и даст мне новую жизнь. Хотя я сомневался, что его Бог интересовался моим отчаянием или вообще существовал, я поклонился и помолился, чтобы принять Христа на переполненной улице перед обувным магазином.
Я почувствовал, что это было то, чего я ждал всю свою жизнь. Мне показалось, что с моей спины свалился огромный валун. Я увидел всё в цвете, и мне хотелось петь и смеяться.
Мы с Китом договорились встретиться на следующее утро в Лахорском YMCA, чтобы я мог больше узнать о христианской вере. Я прождал там несколько часов, но он так и не появился — и на следующий день тоже не появился. Вернувшись в YMCA на третий день, я немного посидел в вестибюле, прежде чем заметил пару, сортирующую и упорядочивающую те же самые трактаты, что и Кит. Я узнал, что они были из одной команды евангелистов. Когда я спросила о Ките, мне сказали, что он сразу же уехал из страны из-за семейных проблем. Больше я его никогда не видел.
После того, как я рассказала о своей встрече с Китом, мы наслаждались замечательной беседой. Они подбадривали меня, читая Библию в бордовой кожаной обложке, и просили подержать её. Сначала я отказался, потому что мусульмане не могут прикасаться к священной книге немытыми руками.
Пара подчеркнула Евангелие от Луки 9:23-25, где Иисус объясняет, что значит отречься от себя и взять свой крест. Они бросили мне вызов: “Если ты не хочешь умереть за Иисуса, значит, ты не достоин жить для Него. Он хочет, чтобы ты каждый день брал свой крест”.
Я не понимал, что через несколько недель эти стихи серьёзно испытают мою новую веру.
Под домашним арестом
Как новообращённый, я присоединился к команде евангелистов. Они наставляли меня и дали мне карманный Новый Завет для изучения. Я чувствовал их любовь и искреннюю заботу. Однажды днём, в одиночестве, в роще деревьев вдали от скопления людей, я услышал громкий голос: “Это то, что ты будешь делать всю оставшуюся жизнь. Я поведу тебя по всему миру, и ты расскажешь людям об Иисусе”.
Хотя меня охватил страх, я верил, что это говорит Бог.
Отрицая ислам, я знал, что навлекаю позор на свою семью и рискую убийством чести. В то время я жил с друзьями в Лахоре, которые пришли в ярость, когда я признался, что принял Иисуса в свою жизнь. Они написали моему отцу, набожному мусульманину, который молился пять раз в день лицом к Мекке и был наставлен святым человеком. Взбешенный, он бросился в Лахор, чтобы противостоять моему отступничеству. Он завербовал друзей, чтобы преследовать меня и заставить отречься. Когда это не сработало, они отправили меня в психиатрическую лечебницу.
Изолированный в психиатрическом отделении больницы в течение двух недель, мне давали седативные средства и охраняли солдатами. Тем не менее, я получил утешение от тайного чтения моего контрабандного Нового Завета, и я смог привести нескольких людей к Иисусу. Бог вмешался, когда психиатр подтвердил моё здравомыслие и выписал меня.
Отец был в ярости. Он держал меня под домашним арестом в своём доме в Мултане, в южном пакистанском регионе Пенджаб. Пока вооруженные часовые стояли на страже снаружи, я был заключён на несколько недель, прежде чем смог сбежать на автобусе к друзьям-христианам в Лахоре. Когда я узнал, что полиция разыскивает меня, я бежал в Карачи, чтобы присоединиться к команде евангелистов. Даже под давлением моя вера росла по мере того, как я поглощал Библию, запоминал Писание, делился своим свидетельством и распространял трактаты.
Наша уличная евангелизация процветала до тех пор, пока мой отец не продемонстрировал свою политическую власть в начале 1976 года. Полиция арестовала пятерых из нас за антиисламскую деятельность. Втиснутые в крошечную грязную камеру, мы спали на засохших от рвоты одеялах на кирпичном полу и делили маленькую канистру для нашего туалета.
Четверо моих братьев-христиан были из других стран, и через несколько дней их освободили и депортировали. Но моё удостоверение личности и паспорт были конфискованы. Меня предупредили: “Ты будешь мусульманином или умрёшь”.
Тюремщики перевели меня в палату для политических заключенных, где я провёл почти год. Несмотря на стыд и изоляцию, Святой Дух поддерживал меня вместе с Новым Заветом, который я тайно пронёс и прятал. Слава Божья много раз наполняла мою келью. Я чувствовал себя особенно воодушевленным, читая Деяния 16:25, в которых рассказывается о том, как Павел и Сила молились и пели гимны в тюрьме. Это было умопомрачительно, что Бог счёл меня достойным страдать за Иисуса.
После того как я пригрозил отцу судебным разбирательством в верховном суде Пакистана, меня отпустили под его контроль. По условиям соглашения я оставался политическим заключённым и не мог покинуть страну, владеть Библией или общаться с христианами. Жизнь с отцом изматывала меня, особенно после того, как меня снова арестовали за то, что я прятал Новый Завет под матрасом. (Иногда мне удавалось улизнуть для общения с христианами несмотря на то, что я боялся возмездия).
В 1977 году, когда отец, как всегда, настойчиво требовал отречения от христианства — он угрожал обезглавить меня за вероотступничество, — я принял судьбоносное решение бежать из Пакистана. Другого выбора не было.
Подпольные христиане рисковали, скрывая меня и предоставляя средства на поездки (в то время у меня не было ни гроша). Они помогли мне получить новый паспорт и визу в Афганистан. Хотя армия и полиция следили за мной, я смог пройти через афганский иммиграционный контрольно-пропускной пункт с помощью армейского офицера и двух иранских дипломатов. Я пересёк границу в старых джинсах, таща рюкзак и гитару. Щедрые иранцы отвезли меня в Кандагар и оплатили проезд на автобусе до Кабула.
Во время моего семимесячного побега Бог всегда обеспечивал меня. Братья и сёстры с открытым сердцем щедро поддерживали меня. Из Кабула я проехал через Турцию, Россию, Бельгию, Голландию и, наконец, в Швецию. После того, как я пережил некоторые бюрократические трудности, правительство, наконец, предоставило мне политическое убежище.
Призыв к миссионерству
Швеция стала моим новым домом. Я выучил язык и присоединился к евангелическо-лютеранской церкви, где познакомился со своей женой Бриттой, на которой женился в 1979 году. Я посещал “Международную библейскую школу Факелоносцев” в Холсби, прежде чем переехать в Упсалу, где я служил мусульманским иммигрантам. Брита работала медсестрой, а я устроился уборщиком в офисное здание. Я знал, что Бог может использовать меня, даже когда я мыл ванные комнаты и полы.
Всё это время Он готовил меня к выполнению миссии, которая была открыта ещё в Лахоре, - проповедовать Иисуса по всему миру. Мы переехали в Америку для дальнейшего обучения Библии и через год вернулись в Швецию, после чего я четыре года преподавал в Учебном центре "Слово жизни" в Упсале.
Я также активно участвовал в церкви и в христианском общении между университетами, проводя уличные евангелизации и молясь за больных. Мой призыв к миссионерству укрепился в 1983 году в Польше. Я сопровождал две пары, которые ехали туда на фургоне, нагруженном продуктами для нуждающихся семей. Меня попросили проповедовать в католических молодежных лагерях. Последовали приглашения вернуться, подготовив сцену для большой аудитории и многих молодых людей, принявших обязательства перед Христом.
Вскоре после этого я основал “Всемирное служение Dynamis”, которое предшествовало проведению массовых евангелизационных собраний в Азии, Африке и Латинской Америке. В 1993 году мы перенесли нашу штаб-квартиру в Ланкастер, штат Пенсильвания. За последние 40 лет мне выпала честь проповедовать в более чем 75 странах и основывать церкви в Азии, Восточной Европе и Африке.
В рассказе из Евангелия от Иоанна об Иисусе, чудесным образом накормившем 5000 человек, хлеб и рыба были любезно предоставлены неизвестным мальчиком (6:9). Эта история напоминает нам, что Бог может использовать даже самые незначительные вещи — и самых невероятных людей — для драматического эффекта. Когда я впервые стал христианином, моей единственной мечтой было заниматься евангелизацией на уличном уровне и раздавать брошюры. Я смирён, видя, как Бог умножил эти усилия, гарантируя, что всё больше и больше людей смогут вкусить Хлеб Жизни.
Christopher Alam - автор книги "Из ислама: путь одного мусульманина к вере во Христа".