1. «Не словом только»
Хотя наше замечательное Евангелие достойно наших самый лучших усилий в достижении интеллектуальной ясности, Писание довольно ясно говорит о том, что наш успех зависит от помазания Святого Духа на нас и на нашем служении:
«
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8)
«
Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деяния 4:13)
«
И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деяния 4:31)
«
Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деяния 4:33)
«
Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе» (Деяния 8:6-8)
«
И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Коринфянам 2:4, 5)
«
Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фессалоникийцам 1:5)
«
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15)
Смелость; сила; власть – вот важные качества, которые часто пренебрегаются нами. Но мы не говорим здесь о личной «харизме» или достижение личных способностей.
Скорее мы говорим о Богом данной убедительности и смелости; непоколебимой уверенности в Боге и Его слове; глубоком чувстве призвания и поручения.
После поисков Бога всю ночь Джон Элиас и группа друзей отправились на известную ярмарку Руддлан в маленьком городке в Англси. Как и на всех ярмарках, тогда и сейчас, там были пьянка, игры и аморальность. Но это было не тем, что беспокоило людей Божьих. Эта ярмарка проводилась в Шаббат и что, как они верили, особенно обижало Бога.
В самый разгар пирушки Джон Элиас встал, окруженный своими молящимися друзьями, и начал проповедовать о Четвёртой Заповеди. Он не был большим или впечатляющим человеком, но его слова принесли Божью силу. Сердца его слушателей были затронуты и вскоре люди уже рыдали в исступлении, падали ниц в ужасе перед Всемогущим.
И это был конец ярмарки Руддлан, не только на то время, но навсегда!
Циничный журналист отправился послушать проповедь молодого Сперджена. После он сказал своим друзьям, когда один из них поинтересовался, «Ты ведь не поверил тому, что он проповедует?» «Я нет», ответил журналист, «но он да!»
Я вспомнил о Уильяме и Катерине Бут и их последователей, облаченных в униформу и шляпы, бесстрашно идущих в худшие места трущоб Восточного Лондона. Они проводили там собрания, где могли исповедоваться только воры или проститутки, и многие были избавлены от своих злых путей и спасены славным образом.
Я могу представить Ховелла Харриса, провозглашающего Евангелие на городских рынках Уэллса, в то время как разгневанная толпа швыряет в него тухлыми яйцами, помидорами и яблоками. Он потерял один глаз от попадания камнем, но остался неустрашимым, будучи движим Божьим состраданием и смелостью от Его помазания. И моральный климат этой страны изменился к лучшему.
На просторах Америки в ранние годы позапрошлого столетия было много проповедниках на лошадях, которые ездили от места к месту, проповедуя Христа. Люди, подобные Питеру Картрайту и Бартону Стоуну проехали тысячи километров в служении своему Господу. Благодаря благословению на их усилия они начали «Палаточные Собрания», где собиралось огромное количество людей, наподобие наших Библейских недель, но там были необращенные. Возможно самым примечательным было собрание в Кайн Ридж в Кентукки в 1800 году. Один неверующий репортёр посетил собрание и оставил это памятное свидетельство:
«Рёв походил на шум Ниагарского водопада. Огромное море людей, казалось, двигалось как при шторме. Некоторые люди пели, другие молились, кто-то взывал о милости самым жалобным голосом, в то время как другие победно кричали. Обозревая эти сцены, меня охватило странное чувство, прежне мною не испытанное, и накрыло меня. Моё сердце стремительно забилось, колени задрожали, губы искривились, и я почувствовал как падаю на землю. Странная сверхъестественная сила, казалось, пронизывала всю массу собравшихся. Вскоре после этого я ушел оттуда в лес, чтобы восстановиться и собраться с чувствами.
Через некоторое время я вернулся к сцене всеобщего возбуждения, волны которого, если возможно так сказать, стали ещё выше. Меня накрыло то же самое чувство благоговения. Я привстал на бревно, чтобы лучше обозревать колеблющееся море людей. Сцена, представшая пред моими очами, была неописуема. В одно и тоже время я видел, по крайней мере, пять сотен упавших в один момент, как если бы батарея из тысячи ружей выстрелила по ним, и затем сразу же последовали восклицания и крики, которые разрывали самые небеса.
Я сбежал в лес во второй раз и решил остаться дома».
© Перевод Сергея Назарова, 2013.