Др. Гари С. Грейг - Библейское Обоснование для Принятия Божьей Славы и Придания ей Силы Евангелизма
ВОЗРАЖЕНИЕ 3: "ПРОЯВЛЕНИЯ, ТРЯСКА, ВИБРАЦИЯ, СМЕХ, НАЭЛЕКТРАЛИЗОВАННОСТЬ И СТРАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕ ПРОИСХОДИЛИ В БИБЛИИ И НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТ БОГА"
Я соглашаюсь, и это я слышал от Тодда Бентли и других лидеров лейкландского пробуждения, что наш фокус не должен быть на чудесах и проявлениях, но только на Иисусе одном; и это просто не правда, что Тодд Бентли «обладаем чем-то паранормальным» или что «странные» проявления не являются от Бога и что это автоматически можно отнести к «учению Нового Века», «колдовству» или к другим неправильным взбудораживающим воображение терминам, использованным критиками. Тодда Бентли критикуют за то, что он говорит «Бам» или «высвобождаю огонь» или за хлопанье и наклонения людей, или когда Господь ведёт его призывать силу Святого Духа на людей во время молитвы за них, и за демонстрацию других необычных проявлений, таких как тряска и «вибрация», когда он находится под силой Божьего присутствия.
Почему бы нам не направить ту же критику к Писанию и испытать её там: Не «высвобождал» ли Иисус силу Святого Духа странными способами? Иисус: Сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому (Иоанна 9:6), вложил персты в уши ему и, плюнув, коснулся языка его (Марк 7:33 и 8:23), дунул (Иоанна 20:22). Может быть критики предпочтут больше брение из плюновения на свои глаза, чем «бам», но мне лично, больше подходит «бам», чем если бы кто-то смешал свои слюни с грязью и помазал бы этим мои глаза. Конечно же, если Иисус захотел помазать меня брением из плюновения, я бы попросил Его сделать настолько много, что позволило бы измазать и всё лицо, потому что я знаю, что бы Он не предлагал – это хорошо для меня!
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне
Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. (Иоанна 5:37-40)
Во-вторых, Тодд Бентли и другие лидеры излияния в Лейкланде не заявляют, что необычные проявления и феномены, подобные тряске, «вибрации», верчению на полу и т.д. являются «нормативными» и должны быть целью любого собрания. Они просто ставят в известность, что часто это происходит когда Бог присутствует в силе, проявляя Своё исцеляющее присутствие и славу на людях.
В-третьих, никакие доказательства в Ветхом и Новом Заветах не демонстрируют призыв, что такие необычные феномены не появлялись в Ранней Церкви или во времена древнего Израиля. Но есть намного более прямые и косвенные доказательства в Писании относящие некоторые проявления и феномены к Божьему Духу, могущественно двигающемуся среди Своих людей.
Пс. 113:7 «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева»
Иер. 5:22 «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?»
Или это было странным и небиблейским для костей Иеремии трястись, вибрировать и дрожать25 и быть пьяным «ради Господа и ради святых слов Его» (Иеремия 23:9)? Было ли это странным для Саула, когда Дух сошел на него в Навафе, в Раме и он снял одежды свои, пророчествовал и всю ночь лежал неодетый (1 Царств 19:23-24)? Было ли это странным и небиблейским для Иоанна упасть «в Духе», когда Христос появился перед ним (Откровение 1:10, 17) или для Павла упасть по пути в Дамаск (Деяния 9:4 и 26:11), или для солдат и служителей пасть перед Иисусом в саду (Иоанна 18:6)? Было ли это странным или небиблейским для верующих шататься, будучи опьянёнными от присутствия Духа Святого и силы в Деяниях 2 (Деяния 2:4, 13, 15)? Ответ очевидно нет, но такие феномены действительно происходили когда Дух Господа проявлялся в славной силе, согласно писанию.
Некоторые специалисты Нового Завета признали, что все эти упоминания о силе dunamis в отношении к исцелениям Иисуса довольно ясно соответствуют современному описанию электричества (здесь уместно сказать, что сопротивление электричеству производит тепло). Британский специалист по Новому завету, доктор Cyril Powell соглашается с другими основными исследователями, которые описывают силу dunamis в случаях исцелений Иисуса как имеющею качество электричества:
Некоторые упоминания в Луке об исцеляющей dunamis (силе) требуют более тщательного рассмотрения. Они кажутся странными «физически». То есть, например, уже процитированное из Луки 5:17: «… и сила Господня являлась в исцелении больных». «Другими словами», комментирует Otto, “харизматическая сила проявлялась в свои особенные часы, когда она была явлена для исцеления, и очевидно также и тогда, когда она не была явлена…”
В картине, передаваемой в Луке 5:17, некоторые комментаторы усматривают подобие чего-то наполненного электрическим потенциалом ... Тот факт, что во многих чудесах Иисуса используется прикосновение, усиливает это впечатление. ... Замечание Марка 5:30 не оставляет сомнения в том, что <…> Иисус почувствовал прикосновение таким образом, что Он знал эту dunamis [силу], которая вышла из Него. … Лука 6:19 в том же ключе: «от Него исходила сила и исцеляла всех»28.
Некоторые исследователи, включая доктора Powell, усмотрели, что «dunamis [сила] упомянутая здесь является чем-то как что-то автоматическое и квази-физическое, наподобие жидкости или действующая как электрический ток»29. А в 1977 в своей докторской диссертации на тему «Дух в посланиях Павла» доктор Walter C. Wright суммировал взгляды новозаветных специалистов о языке, описывающего Святой Дух и силу в Новом Завете: «Если бы действие ruach [Духа] было описано сегодня, то оно могло бы быть описано образами взятыми из электрической технологии»30.
Бытие 15:17-18 – человек заявляет, что Бог сделал дым как бы из печи и пламя огня, которые прошли между рассеченными животными и таким образом Бог заключил завет с человеком.
Судьи 6:34 – человек заявляет, что Святой Дух объял его чем-то наподобие невидимой накидки или силовым полем, так что он смог повести войска в битву.31
1 Царств 19:23-24 – человек завил, что Святой Дух сошел так мощно на него, что у него не оставалось выбора кроме как снять одежду, лечь и «пророчествовать» весь день и ночь.
Исайя 6:7 – человек заявляет, что ангел с горящим углём коснулся его уст и очистил его от греха и вины.
Иеремия 1:9 – человек заявляет, что Божья рука коснулась его уст и дала ему Божьи слова.
Иезекииль 36:26 – человек заявляет, что Бог сказал ему, что Бог возьмет сердце каменное из человеческого тела и заменит его плотяным и даст «дух новый».
Марка 9:7 – человек говорит, что осеняющее облако материализовалось внезапно и от туда вышел голос с сказал Сей есть Сын Мой возлюбленный.
Иоанна 1:48 – человек заявляет, что видел раввина под фиговым деревом и тем самым обратил его в свою веру.
Деяния 8:39-40 – человек неожиданно исчез и затем появился почти в 20 километрах от этого места, заявляя, что Божий Дух перенёс его из одного места в другое для евангелизации.
Деяния 9:3-8 - человек заявляет, что он и его друзья были сброшены на землю, и что он ослеп от света с неба и слышал голос на арамейском, обращающийся к нему.
Деяния 10:9-17 – человек заявляет, что пока он молился, он впал в транс и увидел полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. и услышал голос «заколи и ешь» (Деяния 10:11, 13; Левитам 11, Второзаконие 14). Он заявил, что это видении означает, что Бог хочет перенаправить евангелическую работу на не-евреев.
Откровение 10:9-11 – человек заявляет, что ангел сказал ему съесть свиток, сладкий на вкус, но горький в животе. Этот человек заявил, что это означало, что он должен был пророчествовать определённые вещи нациям.
Как странно всё это??!! Ни что другое как эти отрывки показывают, что что-то странное или причудливое в чьём либо свидетельстве само по себе не демонстрирует какую либо несовместимость с Писанием или работой Бога Писания. <…> Ведут ли эти проявления к большей любви и сосредоточенности на Иисуса? Это ведёт к принятию библейской истины или к принятию ошибки? Эти важные вопросы должны быть задаваемы о любом проявлении или необычном духовном событии.
5. Смех, крик или плач – Быт. 17:1,3,1732; Ездра 3:13 («восклицания», которые определённо содержат смех и крик, настолько громкий, что он были услышан далеко от Иерусалима, то есть это должно было быть довольно громко!); Неемия 8:6,9 (плач среди хвалы); 12:43; Пс. 125:2; Притчи 14:13; Деяния 14:10.
9. Видимое сияние на лице или вокруг головы – Деяния 2:3-4 (языки пламени); 6:15 и 7:55 (Стефан наполненный Духом, имел сияющее лицо)35; сравните с 2 Кор. 3:7, 13, 17-18 и Исход 34:29 (сияющее лицо Моисея от Господа, которые есть Дух).
Эти феномены, которые сопровождают присутствие Божьего Духа, не только подтверждены в Писании, но они также подтверждены в раннем Иудаизме36 и после-библейской ранне-христианской традицией37.
--------------- 25Еврейский глагол в Иеремии 23:9 – это rakhafu, который является qal-перфектным, 3-х множественным и означает «трепетать, дрожать, трястись» как переведено в расширенной Библии («сострясаться»), Версия Короля Иакова («сотрясаться») и Новая Международная Версия («трястись»)…
26BDAG, с. 335; для греческого energeia в значении «энергия» см. Колосянам 1:29 (RSV, NIV); Фил. 3:21; Bertram, “energo”, в G. Kittel, ed., Theological Dictionary of the New Testament, vol. 2, p. 652; C. H. Powell, The Biblical Concept of Power (London: Epworth Press, 1963), p. 136.
27A. Richardson, The Miracle-Stories of the Gospels (London: SCM Press, 1941), p. 6. 28Powell, The Biblical Concept of Power, pp. 108-109. 29Там же, стр. 109; сравните с описанием других новозаветных специалистов – «материальная субстанция» (stoffliche Substanz) (F. Fenner, Die Krankheit im Neuen Testament [“Sickness in the New Testament,” Leipzig, 1930], p. 83); «силовая субстанция» (eine Kraftsubstanz)" (W. Grundmann, Der Begriff der Kraft in der neutestamentlichen Gedankenwelt [“The Concept of Power in the New Testament Thought World,” Stuttgart, 1932], pp. 62ff.). 30W. C. Wright, “The Use of Pneuma in the Pauline Corpus with Special Attention to the Relationship between Pneuma and the Risen Christ,” Ph.D. Dissertation (Pasadena, CA: Fuller Theological Seminary, 1977), p. 178.; cited by Dr. M. Fatehi, The Spirit’s Relation to the Risen Lord in Paul: An Examination of Its Christological Implications (Tubingen: Mohr Siebeck, 2000), p. 57. 31Судьи 6:34, на еврейском буквально «Тогда Дух Господень одел [lavshah] Гидеона». Тот же еврейский глагол lavash “одевать” описывает Дух Божий сходящий на пророка по имени Захария, сына Иодая священника во 2 Паралипоменон 24:20, где по-еврейски буквально «И Дух Божий одел [lavashah] Захарию, сына Иодая священника. И он встал перед людьми и сказал им «Вот что говорит Бог…»
32Авраам навряд ли смеялся только чтобы высвободить стресс в этой ситуации в Бытие 17:17, после чего тот час же последовало 17:18, где он умолял Господа… Такой аномальный смех очевидно пришел от Господа проявившего Своё присутствие Аврааму и говорившему Своё слово ему.
33BDAG, p. 335; для греческого energeia со значением «энергия» см. Колосянам 1:29 (RSV, NIV); Филиппийцам 3:21; Bertram, "energeo," in G. Kittel, ed., Theological Dictionary of the New Testament, vol. 2, p. 652; C. H. Powell, The Biblical Concept of Power (London: Epworth Press, 1963), p. 136.
34Дух Господень, описанный как «почивал на» (еврейское tsalakh “почить на”). Самсон в Судьях 14:6, 19 и 15:14; на Сауле, так что он «пророчествует» в 1 Цар. 10:6,19; на Давиде, когда Самуил помазал его маслом в 1 Цар. 16:13. Интересно, что еврейский глагол tsalakh “почивать на” – используется не только при описании Святого Духа излитого на человека, но также при сошествии огня на Израиль в Амосе 5:6 – На еврейском «Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился … как огонь (tsalakh), который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле» 35Деяния 6:15 говорят, что лицо Стефана было как лицо ангела, для сравнения отрывок в Деяниях 12:7; Иезекииль 40:3; Даниил 10:6; Лука 2:9; Мат. 28:2-3.
36Мы не должны удивляться, что Божий Дух двигался среди евреев, которые ещё не были спасены. История в Деяниях 10:1-6 о Корнилии, которого посетил ангел Господень, до того как он был спасён, показывает, что Бог достигает людей Своим Духом и ангелами, чтобы принести им Иисуса. Так что, последующие примеры силы Святого Духа в раннем иудаизме, показывают, по моему мнению, Бога достигающего и приводящего евреев к их Миссии, Иисусу (Иоанна 1:9 говорит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.»): Присутствие и сила Божьего Духа была отмечена в раннем иудаизме светом и сиянием, сияющим лицом (E. Sjoberg, in G. Kittel, ed., Theological Dictionary of the New Testament, vol. 6: 381-382 and nn. 250, 259); prophetic vision, knowledge, sudden inspiration (Ibid., pp. 382, n. 263; 384, n. 284; 386; cf. p. 408, n. 489).
37После-библейская христианская традиция: присутствие и сила Божьего Духа была отмечена видимым светом и сиянием, внутренней радостью, слёзами, раскаянием в грехе (S. M. Burgess, The Holy Spirit: Eastern Christian Traditions [Peabody: Hendrickson, 1989], pp. 3-4) и ароматными запахами (там же; аромат ассоциируется со Христом согласно 2 Кор. 2:14,16 по мнению хорошо известного учёного по Новому Завету Dr. Eberhard Nestle, "Der susse Geruch als Erweis des Geistes [The Sweet Smell as Proof of the Spirit]," Zeitschrift fur neutestamentliche Wissenschaft [ZNW] 4 [1903]: 272; ZNW 7 [1906]: 95-96; see also G. Delling, in G. Kittel, ed., Theological Dictionary of the New Testament, vol. 5, p. 495; cf. A. Stumpff, in ibid., vol. 2, p. 810).)