Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Элвин Плантинга, Божий философ
В субботу, 15 ноября, христианскому философу Элвину Плантинге исполнилось 93 года. Он - первый университетский профессор с многолетним стажем, принявший участие в новой серии программы CT "Долгое послушание в том же направлении", которая началась месяц назад с поздравления с днём рождения Джони Эрексон Тада.

Плантингу называли “ведущим американским ортодоксальным протестантским философом, размышляющим о Боге”, "возможно, величайшим философом прошлого века” и просто “Божьим философом”. Он является одним из наиболее цитируемых современных философов в Стэнфордской энциклопедии философии, и ему приписывают возрождение христианской философии и возрождение философии религии.

“В 1950-х годах не было опубликовано ни одной работы в защиту религиозных убеждений каким-либо выдающимся философом”, - говорит философ Келли Джеймс Кларк, одна из учениц Плантинги. “К 1990-м годам появились буквально сотни книг и статей, от Йельского университета до Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и от Оксфорда до Гейдельберга, защищающих и развивающих духовное измерение. Разница между 1950 и 1990 годами заключается, попросту говоря, в Элвине Плантинге”.

Философ внёс значительный вклад в область эпистемологии — исследования знания и его обоснования. Он использовал модальную логику и тщательные аналитические аргументы для критики логического позитивизма и классического фундаментализма, доказывая, что в их стандартах рациональности есть изъяны.

“Эта область науки преобразилась”, - сказал в 2011 году коллега-философ и давний друг Николас Вольтерсторфф. “Как только позитивистские взгляды на разговоры о Боге были сняты, философская теология расцвела так, как не процветала со времён средневековья. … Что касается философии религии и центральных дисциплин эпистемологии и метафизики, то его отпечатки действительно присутствуют повсюду”.

Начиная со своей книги "Бог и другие разумы" и продолжая более чем десятком других работ, включая "Природу необходимости", "Эссе по метафизике модальности", "Обоснование и надлежащая функция" и "Обоснованная христианская вера", Плантинга утверждал, что теистическая вера разумна, рациональна и осмысленна. Он зашёл так далеко, что доказал, что рационально верить без доказательств или веских аргументов — или каких-либо других аргументов.

Вера в Бога, согласно Плантинги, была “по-настоящему фундаментальной”.

“Конечно, есть аргументы в пользу существования Бога — так называемые теистические доказательства, но на самом деле они мне не нужны”, - сказал Плантинга. “Люди, которые верят в Бога, но не опираются на аргументы, — а это, безусловно, большинство из нас, кто верит в Бога, — совершенно разумны и с интеллектуальной точки зрения совершенно нормальны. … Вот на какие споры я потратил большую часть своей жизни. Это может быть незначительный момент, но я думаю, что он важен”.

Плантинга родился в Анн-Арборе, штат Мичиган, в 1932 году. Его родители, Летти (Боссенбрук) и Корнелиус Плантинга, были убеждёнными членами христианской реформатской церкви, принадлежащей к голландской кальвинистской традиции.

Плантинга позже сказал, что не помнит, чтобы когда-нибудь не был христианином. В одном из своих самых ранних воспоминаний он сидел в церкви, изнывая от жары, и слушал проповедь, которую не понимал (потому что она была на голландском), под звуки летних цикад. Плантинга не пережил преображающего опыта обращения и не испытал какого-либо прозрения о Боге, хотя он мог бы указать на несколько случаев, когда ощущал Божественное присутствие.

Он сам начал серьёзно относиться к своей вере, когда ему было 8 или 9 лет, а в 11 или 12 участвовал в теологических спорах — популярными темами были предопределение, двойное предопределение, божественное предвидение и свобода воли.

Плантинга подумывал о том, чтобы стать пастором, но не чувствовал особой тяги к служению. “Вероятно, я был бы не очень хорошим пастором”, - сказал он позже. “Вероятно, я бы наскучил людям разговорами о философии”.

Семья переехала в Южную Дакоту на преподавательскую работу, а затем в Северную Дакоту, где Корнелиус Плантинга преподавал студентам латынь, греческий, философию и психологию в колледже Джеймстауна, расположенном на полпути между Фарго и Бисмарком.

Джеймстаун был местечком в прериях, известным как родина писателя-вестерна Луиса Ламура, и впоследствии здесь была установлена самая большая в мире статуя буйвола. Но Плантинге там нравилось.

“Я с восторгом и какой-то тоской вспоминаю завораживающую, божественную красоту прерии июньским утром сразу после восхода солнца - чудесную мелодичную песню лугового жаворонка, золотистый солнечный свет, прохладный и восхитительный воздух, напоенный ароматом тысячи полевых цветов”, - писал он. “Я уезжал с сожалением”.

Он уехал в 1950 году в возрасте 17 лет, когда его отец получил работу преподавателя на факультете психологии в колледже Кельвина в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган. Плантинга не задержался надолго. Он получил стипендию для обучения в Гарварде и поступил туда той же осенью.

Посетив свою семью на весенних каникулах, Плантинга случайно попал на урок философии Уильяма Гарри Джеллемы. Он был очарован.

“Джеллема читал лекции в авторитетном стиле, очевидно, что вся история западной философии была у него под рукой”, - писал Плантинга позже. “Он, казалось, продемонстрировал удивительное и глубокое понимание внутренней динамики современной философии. … Я был полностью очарован им; если бы он сказал мне, что черное - это белое, у меня бы началась настоящая интеллектуальная борьба”.

Плантинга вернулся в Гранд-Рапидс и поступил в колледж Кельвина, чтобы учиться у Джеллемы. После окончания он поступил в аспирантуру Мичиганского университета. Он был недоволен входившей тогда в моду аналитической философией — мышление казалось ему таким узким и неспособным рассказать что-либо интересное о мире, — но у него появился интерес к спорам о стандартах рациональности и о том, что считается рациональной верой.

“Мне особенно не нравился этот ужасный критерий проверяемости смысла”, - сказал он позже. “Я никогда не видел ни малейшей причины принимать его”.

Плантинга пронёс эту идею через всю свою докторантуру в Йельском университете и свою первую должность преподавателя в Государственном университете Уэйна, который в то время был крупным центром аналитической философии в Детройте. Там, в ходе ожесточенных дебатов, длившихся дни и даже недели, он начал использовать модальную логику, чтобы возродить — и заострить — средневековую схоластику.

“Практическое знание этих модальных вопросов абсолютно необходимо для ясного осмысления большинства философских тем; почти все философские темы, если их достаточно углубить, в конечном итоге оказываются связанными с вопросами модальности”, - писал он позже. “То же самое относится и к теологии. … Это необходимо для достойной работы по многим основным темам теологии”.

Плантинга начал работать над проблемой рациональности веры. Критики христианства заявили, что доказательств веры в Бога недостаточно, а аргумент о том, что Бог самоочевиден, носит замкнутый характер.

Плантинга рассмотрел аргументы в пользу существования Бога — космологические, онтологические и телеологические — и счёл каждый из них неудачным. Затем он рассмотрел аргументы против существования Бога, включая проблему зла, парадокс всемогущества и верификационизм, и пришёл к выводу, что “ни один из них не выдерживает пристального изучения”.

Затем молодой философ разработал свою собственную аргументацию, позаимствовав и адаптировав решение к тому, что известно как “проблема других разумов”.

Люди не могут ошибаться в отношении своего собственного существования, как продемонстрировал Рене Декарт своим знаменитым заявлением “Я мыслю, следовательно, я существую”, но можно легко ошибиться в отношении сознания другого человека. У нас нет доступа к чужому разуму. Мы не можем познать разум индуктивно или дедуктивно, но мы можем экстраполировать, провести аналогию и прийти к выводу, что люди — это не хитроумно сконструированные роботы, а обладают мыслями, чувствами и переживаниями, такими же яркими и реальными, как наши собственные.

“Я прихожу к выводу, - писал Плантинга в 1967 году, - что вера в разум других людей и вера в Бога находятся в одной и той же эпистемологической лодке. ...Но очевидно, что первое рационально; следовательно, рационально и второе”.

Аргумент был новаторским, смелым и преобразующим. Но Плантинга решил, что он зашёл недостаточно далеко. Он принял идею о том, что убеждения рациональны только в том случае, если они основаны на аргументах. Но большинство людей не выдвигают предположений о разуме других людей. Они просто предполагают — и это рационально, думал Плантинга.

Точно так же кто-то может вспомнить, что ел за завтраком, но, если на него надавить, он не сможет привести доказательства наличия кукурузных хлопьев. Он также не сможет доказать, что то, что он завтракал в прошлом, было самоочевидным или обязательно соответствовало действительности. И всё же было бы разумно верить в завтрак в любом случае.

Плантинга пришёл к выводу, что некоторые убеждения не нуждаются в доказательствах или аргументах.

“Убеждения такого рода обычно и правильно воспринимаются как базовые”, - утверждал он. “Было бы ошибкой называть их беспочвенными”.

Плантинга сказал, что, конечно, были аргументы в пользу существования Бога — он даже составил список из двух десятков, которые счёл убедительными, — но на самом деле в них не было необходимости.

“Для обоснованной и рациональной христианской веры не нужны аргументы”, - написал он. “Теистическая вера... может иметь для кого-то достаточные основания для получения знаний, даже если он или она не верит на основе теистических аргументов, и даже если на самом деле никаких хороших теистических аргументов не существует”.

Плантинга продолжал развивать этот аргумент в статьях и книгах, включая трилогию Warrant: The Current Debate, Warrant and Proper Function, и Warranted Christian Belief. Он также затрагивал целый ряд других тем, включая проблему зла, природу необходимости, природу Бога и взаимоотношения между религией и наукой.

Плантинга преподавал в колледже Кельвина, где он сменил Джеллему на философском факультете с 1963 по 1982 год. Он преподавал в Университете Нотр-Дам с 1982 года до своей отставки в 2010 году.

Нотр-Дам назвал стипендию в честь Плантинги. Университет Бейлора назначил награду в его честь. В 2017 году он получил премию Темплтона стоимостью 1,4 миллиона долларов.

“Его влияние распространяется на все религии. Это касается многих поколений”, - сказала философ Меган Салливан, когда Плантинга получал награду. “Профессор Плантинга, ваши работы в области эпистемологии, метафизики и религии побудили многих философов снова задуматься”.

Плантинга отметил, что ему не удалось обратить в христианскую веру многих философов, да и христианство не было преобладающим вниманием в конце его карьеры. Но он был удовлетворён тем, чего достиг.

“Что я всегда хотел делать как философ, так это защищать христианство — отстаивать христианский взгляд на вещи и доказывать, что быть христианином - это не значит быть иррациональным, бессмысленным или глупым”, - сказал он в интервью Christianity Today. “Вы можете быть разумным христианином”.

Категория: Разное | Просмотров: 116 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Теология, биография, философия
         
     
Книги [2429]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2925]
Разное [718]
Библия [372]
Израиль [301]
Новости [601]
История [805]
Картинки [398]
MorningStar [1347]
Популярное [220]
Пророчества [1167]
Пробуждение [400]
Прославление [1268]
Миссионерство [334]
It's Supernatural! [826]
Как часто заходите на сайт?
Всего ответов: 14
500

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025