Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Гилберт Билезикян "Библия о роли женщины в семье и церкви". (5 глава 4 ч.)
Новая община

                                                               Снова взаимное подчинение — 1 Петра 3:1-8

Семейный кодекс Петра и утверждения Павла в Ефесянам схожи в том, что в обоих звучит тема подчинения, но различие — в порядке их компонентов.
В Ефесянам, Павел идет от жен к мужьям и затем к рабам. Петр начинает со слуг, продолжает обращаться к женам, затем мужья и, наконец, рабам. В Первом Послании Петра целый раздел просвещен христологическим примерам, приведенным в качестве христианского ответа на угнетение (2:21-25). Слуги, несправедливо страдающие от рук угнетающих господ, должны подчиниться им в терпении и с надеждой на Бога. 
Ни мстительная конфронтация, ни озлобленная покорность не могут быть приемлемы для христиан под гнетом. Но терпеливое и кроткое подчинение заслуживает Божьего одобрения (2:19-20).
Переход от рабов к женам совершен при помощи важного слова, переведенного как «также». Отношение слуги, продемонстрированное Христом и требуемое от рабов — пример для жен.
Христианских жен здесь предостерегают от бесплодного поведения. Петр определяет здесь три таких ответа и процесса их правильного исправления:
1. Естественная реакция на угнетение — бунт. Однако в семейных обстоятельствах агрессивное и конфликтное поведение умножает угнетение, что идет во вред и рабам и женщинам, поскольку они не могут противостоять с позиции силы. Для жен таить враждебность, злобу или проявлять антагонистическое отношение будет в первую очередь наносить вред им самим. Как альтернативу такому поведению, Петр советует такое подчинение, которое бы могло повлиять на неверующих мужей так, чтобы они «без слов приобретаемы были» (ст. 1).
Оба примера приводят образ Христа в одном контексте и, как следствие, обращение мужей помогает увидеть природу этого подчинения. Подчинение, являющееся просто послушанием или требованием подчиниться власти, никого не побудит к обращению.
Оно просто принимается как сам собой разумеющийся факт. Однако, добровольное подчинение в служении верующего основывается на подражании примеру Христа и следовании по Его стопам (2:21), и оно скорее всего будет его и отражать.
Подчинение слуги — когда идешь еще одно поприще и поставляешь другую щеку. Мотивация такого подчинения не имеет ничего общего с подчинением, определенным как послушание власти. Это подчинение «кроткого и молчаливого духа», которое в глазах Бога драгоценно (3:4). Любая неверующая жена может подчиниться в послушании, но только христианская женщина может подчиниться, служа и, таким образом, демонстрируя силу Евангелия без слов, приобретая неверующего мужа. Простое подчинение власти не имеет силы демонстрировать Евангелие. Только элемент жертвы, присутствующий в подчинении слуги может указывать на Христа. Убедительная сила подчинения, предписанная Петром, заставляет подчинение, как послушание патриархальной власти, бледнеть в незначительности. Его рецепт — динамичное, искупительное движение самопожертвования по примеру служения Христа.
2. Другой предсказуемый ответ на власть — подобострастное заискивание слабого, хитрое очарование обманутого, подхалимская улыбка побежденного.
Петр предупреждает женщин против такого косметического тщеславия, которое используется для соблазна и выпрашивания подачек «внешним украшением, плетением волос, украшениями из золота и ношением одежд» (ст. 3), все наносное и манерность, которая в наши дни рекламируется как надежное секретное оружие женственности. Этому он противопоставляет «чистое и богобоязненное житие» (ст. 2) и внутренние качества (буквально «сокровенный сердца человек» (ст. 4)).
3. Наконец, Петр напоминает нам, что жизни прислуживающих людей могут управляться страхом. Петр запрещает женам подчиняться из-за страха. Его последнее слово им: «и не смущайтесь ни от какого страха» (дословно, «не бойтесь страха» (ст. 6)). Средство двойное. Первое: жены полагают свое упование в Боге, как это делали и «святые жены, уповавшие на Бога» (ст. 5). Второе: они «делали добро» (ст. 6), что в этом контексте означает быть в подчинении своим мужьям.
Пример женского подчинения приведен Петром: Сарра, которая «повиновалась Аврааму, называя его господином» (ст. 6). Использование Сарры как примеpa послушания показывает, что Петр не был лишен чувства юмора. В Бытие, Авраам слушается Сарру так же часто, как и Сарра послушна Аврааму; и однажды по повелению Бога, когда Он сказал: «во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» (Бытие 6:2, 6; 21:11-12). Более того, Сарра ссылалась на Авраама как «господина» в монологе с собой, когда он уже не слушал ее (18:12, «господин» в еврейском тексте). Если обращение «господин» было комплиментом, то оценка Саррой интимных способностей Авраама в этом же стихе, вряд ли поднимает его самооценку.
Скорее всего, цель ссылки Петра на Сарру состояла в том, чтобы жены в Новом Завете могли учиться у их духовных предшественниц («вы теперь ее дети» (ст. 6)), которые жили на «темной стороне» Ветхого Завета.
Если Сарра подчинилась в послушании, то се духовные дочери, по крайней мере, могут подчиняться в духе слуги. Сарра подчинялась своему мужу, но христианским женам, ее духовным дочерям, нигде не сказано «повиноваться» своим мужьям, нигде в Библии. Наоборот, им велено «делать добро». Сарра назвала Авраама «господином», но христианским женам не сказано называть своих мужей «господин» нигде в Библии. Вместо этого — «ничего не бояться» (ст. б) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [51] (стр. 178 в электронной версии книги)). «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет всякий страх» (1 Иоанна 4:18).
Переход от жен к мужьям совершен при помощи опять-таки важного слова «также». Отношение слуги, показанное Христом и требуемое от рабов и жен, также является настоятельным стандартом и к мужьям (ст. 7).
В этом предложении апостол Петр подчиняет мужей болезненному обмену ролями. В патриархальной системе, долгом жен было «обходиться благоразумно» со своими мужьями, «оказывая им честь», как сильному полу, уважать мужей как высших наследников благословений жизни, благодаря их привилегированной позиции, и каково было для тех, кто жил в иудейских традициях, слышать, как их мужья благодарят Бога ежедневно в молитве за то, что они не были созданы рабами или женщинами. Но Евангелие Иисуса Христа перевернуло этот удобный мир, разбивая каждое из этих патриархальных предположений.
Хотя Сарра называла Авраама «господином», теперь мужья должны проявлять заботу о женах и почитать их, как слуга своего хозяина (2:18). 
Женщины, может быть, считаются «слабым полом», особенно из-за подчинения мужскому господству при грехопадении, но теперь в новом творении они стали «сонаследниками» вместе со своими мужьями (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [52] (стр. 178 в электронной версии книги)). Как мужья, так и жены стали равными приемниками благодати, являющейся источником новой жизни. И если мужья сорвугся в одной их этих сфер, возвращаясь к плотским, эгоистичным путям, они должны тогда и перестать молиться. Поступая как хозяева своих жен, а не слуги, они становятся духовной помехой, не позволяющей их молитвам быть услышанными Богом.
Заключительные слова Петра для всех, включая жен и мужей, — это призыв жить в гармонии друг с другом; слушать чувства друг друга; ходить в любви, сострадании и смирении друг к другу (3:8). Совместная жизнь, заряженная такой динамикой взаимности, отвергает с отвращением всякие уловки поставить различия по рангу, иерархии, власти и господству между христианами мужем и женой.
Подводя итог простым языком: Учения апостольской церкви находятся в полном согласии с основополагающими декларациями церкви. Мужья и жены должны наслаждаться взаимоотношениями взаимности в равенстве внутри семьи.
Такие выводы также находятся в согласии с исследованиями, проведенными по «изменяющему влиянию власти» во взаимоотношениях, в которых партнер контролирует поведение его или ее компаньона.
Эти исследования показали, что «до той степени, до которой держатели власти (мужья или жены, начальники или подчиненные) верят, что они контролируют поведение другого человека, этот другой человек будет терять свою значимость. Это создает почву для эксплуатации менее властного». Находки таких исследований также иллюстрируют принцип, «что доминирование и власть плохо соседствуют с чувством любви». Вопреки убеждениям, что согласие и послушание одного из партнеров производит гармонию и любовь, исследования показали, что «люди, которые односторонне контролировали процесс принятие решений, имели менее удовлетворительные взаимоотношения, чем те, кто разделяли власть». Потеря любви, которая происходит из одностороннего использования власти в браке может произойти незаметно. Но «даже если это стало заметно, в потере привязанности можно легко обвинить подчиняющегося партнера из-за его или ее глупости и некомпетентности» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [53] (стр. 179 в электронной версии книги)).
В супружеских взаимоотношениях, регулируемых моделью власти/подчинения, эрозия любви является постоянно угрозой, поскольку господство производит обесценивание, а обесценивание производит презрение. Тем не менее, библейская модель взаимного подчинения является защитой обоюдного уважения и личного самоуважения каждого супруга, вовлекая обоих в процесс участия во власти и подчинении. Не случаен факт того, что дополняющие друг друга предписания для жен уважать своих мужей и для мужей уважать своих жен появляются в контексте Нового Завета, говоря взаимном подчинении (Ефесянам 5:33 и 1 Петра 3:7).
Как легко эти Богом предназначенные отношения взаимности могут быть унижены до ожидания подхалимской услужливости со стороны одного из супругов по отношению к другому, проиллюстрировано в Ефесянах 5:33 в Живом переводе: «Итак, снова я говорю, мужчина должен любить свою жену как часть себя; и жена должна глубоко уважать ее мужа — повиноваться, хвалить и почитать его» (мой курсив). Написанный курсивом отрывок этой цитаты вписан человеком, он отсутствует в оригинальном тексте и нарушает его значение. 
Требования к женам повиноваться, хвалить и почитать своих мужей не находит поддержки ни в этом стихе, ни во всем Писании. Такие термины, скорее всего, позаимствованы из языка церковного поклонения. Они принадлежат к нашему отношению к Богу — но не к человеку. Такое идолопоклонническое квази — обожествление мужей — результат одностороннего подчинения, навязанного женщинам, вместо взаимного подчинения в любви.
В браке любовь расцветает на взаимном уважении, а оно требует взаимности в равенстве. 

                                                                                Практика новой общины

Какими бы важными не казались вступительные речи на момент их произнесения, они скоро забываются. Грандиозные программы, которые они объявляют, редко материализуются. Так же и теоретические учения. Может быть, это выглядит впечатляюще на бумаге или как эхо, звучащее среди башен из слоновой кости, но их воплощение в практику повседневной жизни — это совсем другое. Как мы узнали из этого исследования, апостольская церковь продвигала высокие идеалы для вовлечения и мужчин, и женщин в новую общину и в своем декларативном слове и в учении. Но могла ли она применять их в реальной жизни?
В период младенчества церковь должна была преодолевать чрезвычайно трудные преграды на пути применения в жизни того, что она проповедовала в сфере социальных структур. 
С одной стороны, церковь должна была действовать как новая община, где нет уже ни иудея ни эллина, ни раба ни свободного, ни мужского ни женского. Но с другой стороны, церковь не могла себе позволить изоляцию от мира, поскольку ее миссией было проникать в общество и делать учеников во всех народах. Логика ее внутренней жизни требовала радикального принятия виденья Христа и, следовательно, отказа от мирского статус к по. Но важность и необходимость ее миссии взывала к продолжению оставаться открытой для общества и к способности относиться позитивно к нему для того, чтобы отвечать на его нужды. Выбор был не легок. Церковь могла стать еще одной радикальной, мирской сектой и отрезать себя от главного потока жизни, или она могла медлить с продвижением идеалов ради евангелизма и потерять свою отличительную особенность.
История показывает, что под водительством Духа Святого и, еще более конкретно, через деятельность апостола Павла, как непревзойденного гения миссионерской стратегии, ранняя церковь была способна избежать обеих крайностей. В святилище своего общения, она реализовывала радикальные принципы Евангелия. Но на острие общения с окружающим миром она не подавала никакого повода к преткновению, кроме проповеди Евангелия, стараясь быть для всех всем.
Таким образом, сохраняя баланс, церковь продолжала свое победное наступление, проникая в культуру и ее критические нервные центры, не представляя собой подрывное общественное и политическое движение. Не идя на компромисс со своими убеждениями, она выработала такой стратегический подход, который попал под угрозу только после того, когда церковь была побеждена силами мирского империализма в четвертом веке, когда она быстро переродилась из Божьего движения в институт, способствующий процветанию деспотических организаций и продвижению традиций, чуждых ее изначальной модели.
Таким образом, мы не ожидаем от текстов ранней церкви смелых заявлений, осуждающих зло расизма, рабства и половой дискриминации. Эти бичи были успешно побеждены верующими в своих общинах.
В своих внешних проявлениях церковь сохраняла привлекательный вид нового творения во Христе, созданного Богом и доступного миру. И не смотря на элемент ограничения, есть явные признаки в Новом Завете, что церковь была способна применять в жизни глубокие убеждения, связанные с божественным даром отсутствия дискриминации между иудейскими и греческими верующими, верующими рабами и свободными, верующими мужчинами и женщинами. На последующих страницах мы посвятим себя исследованию доказательств в книге Деяний и посланиях, подтверждающих тот факт, что церковь практиковала в своей жизни то, что она учила о равенстве между мужчинами и женщинами. 
Когда мы будем рассматривать эти тексты, важно помнить, что ни один из них не был написан ради блага последующих поколений или для доказательства своей точки зрения в споре. Они все имеют второстепенный характер, поскольку они случайно появляются в документах, имеющих конкретную направленность. Идеологическая невинность такой информации указывает на непреднамеренную, обладающую притягательной силой подлинность.
Чтоб провести наше исследование, мы сначала рассмотрим вклад, который вносили обращенные женщины в начальную фазу процесса проповеди Евангелия в поместных общинах. Затем мы снова обратимся за помощью к списку церковных служений Павла в 1 Коринфянам 12:28, чтобы определить, имели ли женщины доступ к различным формам лидерства, имеющего место в ранней церкви.

                                                                                 Обращенные женщины

Присутствие женщин среди верующих, собранных в Иерусалиме после вознесения Христа, не удивительно, но их отдельное упоминание в церковных хрониках просто поразительно (Деяния 1:14). Во время Своего служения Иисус вкладывал Себя в ученичество женщин. И поистине некоторые из этих женщин последовали за Ним из Галилеи, стояли с Ним при распятии (Луки 23:49, 55) и стали первыми свидетелями воскресения (24:10). Естественно, некоторые из этих женщин были членами малой группы верующих, численностью 120, предопределенных стать ядром иерусалимской церкви в день Пятидесятницы.
Тождественность 120-ти остается неизвестной, кроме трех групп людей: одиннадцати апостолов, женщин (включая мать Иисуса) и братьев Иисуса. Поскольку гам были четыре брата (Марка 6:3) и одиннадцать учеников, то единственные упомянутые из оставшихся 105 были женщины. Некоторые считают, что они упомянуты как отдельная группа, потому что им нравился новый независимый статус, по сравнению с апостолами и с родственниками Иисуса. Они были обращенными Иисуса, которые сформировались как группа в результате следования за Иисусом и служили Ему в Его служении на земле (Луки 8:3). Теперь они служили Его телу, церкви.
С наступлением Пятидесятницы количество женщин феноменально увеличилось, когда «верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деяния 5:14). Как и их предшественницы вдень Пятидесятницы, эти новообращенные женщины внесли значительный вклад в жизнь и служение церкви. 
Их участие и их видимость были таковы, что когда пришли гонения, женщины христианки, следовавшие за лидерством Стефана, стали жертвами репрессий наряду с верующими мужчинами (8:3) не только в Иерусалиме, но также и в других местах (9:2).
Пока апостолы были неприкосновенны во время гонений из-за принятия иудаистского статус кво (8:1), эти женщины и их соработники мужчины были брошены в тюрьму и сосланы в другие нации. 
Тем не менее, эта волна преследований в конечном итоге принесла пользу евангелию, поскольку христиане, быв рассеяны, начали миссионерское движение (8:4).
Прогресс миссионерского движения -зависел в большой степени от обращения ко Христу влиятельных женщин в стратегических местах. Первой обращенной на европейской земле была деловая женщина по имени Лидия, которая предложила, чтобы ее дом стал штаб-квартирой для работы по распространению Евангелия (16:13-15) и местом встреч для гонимой церкви в Филиппах, одной из ее лидеров которой она стала (ст. 40).
Когда Павел и Сила исполняли свою миссию, они узнали, что обращение некоторых влиятельных женщин вместе с мужчинами-прозелитами послужило основой для начинания церкви в Фессалонике (17:4).
Подобное произошло и в Верее, где многие греческие женщины, занимавшие высокое положение в обществе, и многие мужчины были обращены и образовали ядро новой церкви на языческой территории (17:12).
И когда Евангелие достигло Афин, мировой столицы образования и искусства, несколько обращенных присоединились к Павлу. Имена двоих из них нам известны, очевидно из-за их славы среди первых читателей книги Деяний. Мужчина по имени Дионисий и женщина Дамарь (17:34).
Хотя в летописях церкви они упоминаются один раз, такие ссылки напоминают нам, что христианское движение распространялось также успешно, как и на ранних стадиях, благодаря участию женщин.

                                                                                   Женщины апостолы

Термин «апостолы» обозначает три разных группы людей. Изначально только первые ученики (означает «студенты, учащиеся») Иисуса назывались апостолами (что значило «посланные с миссией»). Позднее этим термином называли миссионеров, начинающих церкви, которые были также свидетелями воскресения Христа, как, например, Павел (1 Коринфянам 9:1-2) и группа последователей Иисуса, кроме двенадцати (1 Коринфянам 15:5, 7). Наконец, так называли людей, которые никогда не видели Христа, но участвовали в совместной работе с апостолами в пионерском миссионерстве: Аполлос (1 Коринфянам 4:6, 9), Епафродит (Филиппийцам 2:25) и Сильван и Тимофей (1 Фессалоникийцам 1:1; 2:6).
Определение «апостола» как одного из трех желаемых высших даров, свидетельствует о постоянной доступности этого служения для готовых к этому людей (1 Коринфянам 12:28, 31). Коринфские христиане могли желать быть апостолами, пророками и учителями. Термин «апостол» по-прежнему использовался в этом широком смысле и в после апостольских работах Дидаха.
В своих трудах апостол Павел также ссылается на некоторых из своих «соработников». В его посланиях это слово кажется просто техническим термином для людей, которые трудились вместе с ним в работе по насаждению церквей, миссионеров-первопроходцев.
Интересно, что некоторые люди, которых Павел называет «апостолами», также названы им как «соработники» — Варнава (1 Коринфянам 9:5-6; Деяния 14:14; Колоссянам 4:10-11), Епафродит (Филиппийцам 2:25), Тимофей (Римлянам 16:21). Во 2 Коринфянам 8:23 Тит определен как соработник Павла, а его младшие компаньоны как апостолы. Следовательно, мы можем сделать вывод, что существует взаимозаменяемость между терминами «апостол» и «соработник».
Когда мы исследуем послания Павла, мы узнаем, что он обращается и к нескольким женщинам как «соработницам» — Прискилла (Римлянам 16:3), Ефодия и Синтихия (Филиппийцам 4:2-3). Поскольку существует некоторая равноценность между терминами соработник и «апостол», удивительно, почему же Павел называет женщину лидера «апостолом». Библейский текст дает нам утвердительный ответ на этот вопрос, когда Павел передает приветы в Рим Андронику и Юнии, возможно команде мужа и жены, миссионерам-ветеранам, которые названы «наиизвестнейшие среди апостолов» (Римлянам 16:7) (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [54] (стр. 179 в электронной версии книги)).
Такое определение очень важно, потому что термин «апостол» изначально имел значение наивысшего уровня лидерства и власти в ранней церкви (1 Коринфянам 12:28; Ефесянам 2:20; 3:5). Даже в своем более широком и более обшем использовании это было обращение к наивысшему отличию. Видимо, открытость ранней церкви для женщин в позициях лидерства была такова, что название «апостол» для женщины принималось без каких-либо проблем.

                                                                                     Женщины пророки
 
В шкале «великих даров» Павла и соответствующих им служений пророчеству отдастся второе место после апостольства (1 Коринфянам 12:28). В соответствии с учением Павла, и мужчины и женщины имели доступ к этому служению в ранней церкви (1 Коринфянам 11:4-5).
Книга Деяний предоставляет достаточно доказательств того, что церковь учила на этот счет и практиковала это. На пути в Иерусалим апостол Павел остановился в Кесарии и были гостеприимно принят Филиппом евангелистом (21:8-14). Филипп был один из тех семи, которые были избраны вместе со Стефаном, чтобы представлять церковь как раз в то время, когда поднялось недовольство лидерством Двенадцати (6:5). Он пережил гонения от Павла (Савла), когда он и группа еллинистов в церкви были изгнаны из Иерусалима. Филипп пошел в Самарию, откуда он и совершал успешно свое евангелизационнос служение, которое простиралось до Африки (8:5-8; 26-39). Пока он служил в Самарии, апостолы Петр и Иоанн из Иерусалима навестили его, чтобы помочь интегрировать самарянскую церковь в основную общину верующих (8:14-17).
Говоря о посещении Павлом Кесарии, автор Деяний описывает, что у Филиппа было четыре дочери пророчествующие и что Павел оставался у них в течение нескольких дней (21:9-10). Скорее всего, это упоминание о четырех женщинах, которые оставались незамужними ради служении, было намеренным, чтобы показать поддержку, которую оказывала вся семья Филиппа Павлу в критический период в его жизни (1 Коринфянам 7:34).
Эти женщины имели исключительно богатый опыт. Чудодейственное развитие церкви в Иерусалиме, преследование и ссылка из Иерусалима, насаждение Евангелия в Самарии и самое молодое служение в Кесарии. Легко вообразить оживленные дискуссии и долгие беседы, обмен мнениями и учения, которые происходили между евангелистом, четырьмя пророчицами и уставшим от путешествий апостолом.
Возможно, во время одной из таких бесед и пришел в дом Филиппа пророк, специально посланный предупредить Павла о возможных гонениях на него.
Содержание этой вести совпадало с чувствами хозяев дома, но Павел решил следовать своей собственной интуиции, оставить своих друзей и продолжить путь в Иерусалим, чтобы исполнить свое предназначение.
Тем не менее, во время одного из самых смутных периодов жизни Филипп и его четыре дочери пророчицы смогли, хотя и временно, утешить его и оказать духовную поддержку. Ни Павел, ни Лука, его летописец, не запретили дочерям служить в пророческом даре. Ссылка Луки на пророческое служение четырех дочерей так естественна в сочетании с упоминанием Филиппа как евангелиста.

                                                                                     Женщины учителя

Третий по рангу дар в церкви был учительский (1 Коринфянам 12:28). 
В соответствии с Посланиями, женщины назначались учить, если они были квалифицированы делать это. 
Никаких ограничений не упоминается ни в одной из многочисленных ссылок на учителей в Посланиях, кроме 1 Тимофею 2:12, где изложено требование, чтобы обучение предшествовало учительству.
Классический пример женщины учителя в кругах ранней церкви — это хорошо известная миссионерка, пастор, соработница Павла, удивительная женщина Прискилла. Кроме того случая, когда она и ее муж упоминались впервые в книге Деяний, и того раза, когда они оба шлют привет коринфской церкви, имена этой пары часто стоят в порядке, противном «правильному порядку» (Деяния 18:2; 1 Коринфянам 16:19).
Наиболее удивительный аспект такого обмена ролями был широко принят в церквях, где пара была известна. Послание к Римлянам было предназначено для прочтения собранием в Риме, очевидно в присутствии Акилы и Прискиллы и домашней церкви, которая собиралась в их доме, которую они совместно пасли. 
Однако апостол Павел, который всегда тонко чувствовал все личностные нюансы и важность протокола, без колебания обращался к ним как к «Прискилле и Акиле» (ее настоящее имя — Приска; Прискилла было уменьшительно-ласкательной формой). Это сочетание формальности и обиходности использования удивительно (Римлянам 16:3-5). То же самое верно и о последнем приветствии Павла в его письмах (2 Тимофею 4:19). Лука, автор Деяний, считает само собой разумеющимся, что его читатели знают и принимают величие Прискиллы как лидера в этой паре (Деяния 18:18,26).
В конце своего второго миссионерского путешествия Павел оставил Прискиллу и Акилу в Ефесе служить в недавно образованной церкви. В это время они познакомились с Аполлосом, учеником того времени, чье понимание веры не вмещало Пятидесятницу и церковь. Аполлос смело проповедовал в синагогах, когда Прискилла и Акила познакомились с ним. Они стали друзьями и научили его христианской вере, наставив его на пути Бога более точно (18:26).
Позднее Аполлос ушел, чтобы участвовать в важной стратегии развития церкви. Он пошел в Коринф, чтобы помочь «тем, кто через благодать уверовали» и «публично противостоял иудеям, доказывая из Писаний, что Христос был Иисус» (Деяния 18:24-28). Позже Павел говорил о служении Аполлоса как о равном своему: «Я насадил, Аполлос поливал, но Бог все возрастил... и насаждающий и поливающий суть равны» (1 Коринфянам 3:6,8).
Под наставничеством Прискиллы и Акилы Аполлос стал способным пастором, которому Павел мог вверить самую сложную церковную ситуацию в то время. Из практических целей Прискилла и Акила действовали как семинария для многообещающего студента с пасторским призванием. Они научили его той части искупительной миссии Христа, в которой он был не сведущ, и ее теологической значимости, они преподали ему обзор христианского учения, названного здесь «путем Божьим» (Деяния 18:26). 
Павел и церкви пожали блага их учения через служение Аполлоса (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [55] (стр. 179 в электронной версии книги)). То, что женщине позволялось играть настолько определяющую роль в подготовке ключевого лидера апостольской церкви, было нелегко принять. 
Чтобы избежать распространения информации о таком казусе, переводчики Библии Версии короля Иакова просто поменяли местами имена Прискиллы и Акилы в Деяниях 18:26 и таким образом предпочли нарушить текст Писания, но не посмотреть в лицо факту, когда Бог призывает квалифицированных женщин быть учителями.

                                                                                    Женщины помощницы

В списке даров в 1 Коринфянам 12:28 есть дар «вспоможения». В оригинальном тексте это греческое слово часто появляется в религиозных рукописях, но в Библии упоминается лишь один раз в Новом Завете.
Однако, значение его предельно ясно. Оно относится к помощи, которую церковь должна оказывать основным нуждам людей, как внутри, так и вне христианской общины. Повеление Христа Своим последователям кормить голодных, помогать нуждающимся, принимать бедных и посещать больных и находящихся в темницах (Матфея 25:21-46) было частью учения в церкви (1 Коринфянам 9:6-15; 1 Тимофею 6:17-19; Иакова 2:14-17; 1 Иоанна 3:16-18). Оно также практиковалось в повседневной жизни, особенно в ранние дни иерусалимской церкви, когда общие средства использовались для помощи нуждающимся (Деяния 2:44-45; 4:34-35) и обеспечения адов (6:1). 
В дальнейшем сама церковь в Иерусалиме стала благотворителем такой программы по оказанию помощи, когда языческие церкви собирали свои ресурсы для помощи в час нужды (Римлянам 15:25-26; 1 Коринфянам 16:1-4).
Задача управления этим проектом по выделению пособий в церкви изначально стояла перед апостолами. Непосредственное участие Двенадцати в этом виде служения в церкви предполагает высокий уровень важности его для общины. Позднее семь других мужей были назначены выполнять эту ответственность (Деяния 6:3-6). Однако летописи церкви также указывают и на то, что управление этой церковной программой помощи не было исключительной прерогативой верующих мужчин.
В красочном портовом городе Иоппа была деятельная община верующих. Одна из ее членов умерла, ее звали Тавифа, что значит «серна». Они отказались поверить в ее кончину. Как лидер общины (ее называли «ученицей» в Деяниях 9:36), она была незаменимой для церкви.
Эти христиане знали, что смерть была неизбежна и что даже лучшие лидеры когда-то должны будут уйти. Но когда Тавифа умерла, скорбь общины была настолько велика, что вместо того, чтобы похоронить ее тело сразу, как это было принято, они послали двух мужчин в другой город в двенадцати милях, чтобы уговорить апостола Петра прийти к ним. Вряд ли христиане Иоппы ожидали воскресения. Ведь со времен воскресения Лазаря и Христа еще не воскресал, вот уже много лет. Скорее всего, они искали утешения в скорби, чтобы кто-то из важных людей придал значение этим похоронам, чтобы апостол рассказал им о вечной жизни во Христе.
Тавифа «всегда творила добро и помогала бедным» (9:36). Когда Петр пришел, ее скорбящие друзья показывали ему одежду, которую она шила для бедных.
Петр в своей мудрости мог бы успокоить людей и объяснить им, что Тавифа оставила им великий пример для подражания, что время им самим подняться и принять служения, которые она несла. 
Но вместо этого произошло что-то неожиданное. Слушая скорбящих, Петр был убежден, что на данном этапе деятельности общины Тавифа была незаменимой. Она восполняла настолько важное измерение лидерства, что даже Бог не хотел, чтобы она уходила. Итак, Петр в точности последовал методу, который он наблюдал у Христа, когда Он воскресил девочку (Марка 5:35-43), и вернул Тавифу к жизни и ее возлюбленным (Деяния 9:40-41).
Тот факт, что приемником этого беспрецедентного действия в жизни церкви стала женщина лидер, должен заставить нас задуматься. 
Ее лидерство было достаточно важным для церкви, чтобы командировать двоих мужчин с миссией привести Петра; Петру остановить успешную евангелизационную кампанию (ст. 35) и пойти с ними на похороны женшины, которой он не знал, и затем решить, что единственным выходом для сложившейся ситуации было возвращение ее к жизни. Тавифа видимо была исключительным лидером, по истине.

                                                                                     Женщины управители

Среди перечисленных даров в 1 Коринфянам 12:28 есть один, называемый дословно дар «управления», но более точно обозначенный в других версиях как дар «администрирования». Снова, очень трудно определить точно отношение этого служения к другим, решающим позициям в церкви, таким как лидерство в Римлянах 12:8 или пасторство в Ефесянах 4:11. Или старейшины и дьяконы в 1 Тимофея 3. Конкретные описания ответственностей для этих титулов варьировались скорее всего от церкви к церкви в зависимости от нужд людей. 
Но кажется, что дар управления использовался людьми, имевшими способность мотивировать других и координировать человеческие усилия в достижении конкретных целей. В своей сфере деятельности Тавифа и осуществляла такое служение. Но есть и другая выдающаяся женщина лидер такого же дара, это Фива из Кенхреи (Римлянам 16:1-2).
Многие толкователи сходятся в том, что причиной для написания Павлом Послания к Римлянам было путешествие Фивы в Рим, и что Павел передал с ней это послание для римских христиан. Как свидетельствуют ее звания, Фива была впечатляющей личностью. Павел говорит о ней как «дьяконе церкви кенхрейской» (в разделе «Примечания» об этом написано рядом с цифрой [56] (стр. 181 в электронной версии книги)) и «помощнице» многим и самому ему так же. Слово, переводимое как «помощница», появляется только один раз в этом отрывке в Новом Завете и не несет религиозного оттенка. В римском мире оно применялось к личности, представляющей закон, которая защищала права иноземцев.
Нет доказательств, что это слово обозначает должность в церкви. Но вне церкви оно действительно применялось по отношению к влиятельному человеку который использует свое положение для защиты людей, оказавшихся в сложной ситуации. Фива, очевидно, использовала свою позицию для защиты и помощи другим христианским лидерам в критических обстоятельствах, включая самого Павла. Будучи таковой, она по праву заслужила всяческое почитание римских христиан.
Но еще более, чем ее титулы, миссия Фивы дает нам понимание ее лидерских ответственностей. Павел даст римлянам два вила наставлений, касающихся ее приезда. Первая говорит об их отношении к самой Фиве. Римским верующим он советует «принять ее в Господе как подобает святым». Павел хочет, чтобы они знали, что Фива не обычный человек. И к ней надо отнестись с таким же уважением и почтением, как и к мужчинам-лидерам, которые посещают церкви, как к
одной из «святых».
Хотя слово могло означать всех верующих, когда «святые» использовалось в почетном смысле, оно в основном было обращением к иерусалимским христианам и к их лидерам, представлявшим материнскую церковь. Павел велит римлянам не просто приветствовать ее как признанного лидера, посланного на важную миссию. Они должны были, если можно так выразиться, расстелить красную дорожку для нее, а не придверный коврик.
Вторая группа инструкций Павла к римлянам касалась их готовности помочь Фиве во всем, что ей понадобится от них. Фива едет в Рим для особенного проекта. 
Ради практических целей Павел наделяет ее правам и по отношению к римским верующим в этом. Вполне вероятно, что в Риме Фива должна была собрать финансовую помощь для запланированного путешествия Павла в Испанию. По истине, Павел стремился помочь римским верующим принять как личное виденье эту поездку в Испанию (15:24-38).
Какова бы ни была ситуация на самом деле, очевидно, что Павел командировал церковного лидера женщину в римские общины, наделив ее властью рассчитывать на их сотрудничество в выполнении стратегически важной миссии распространения Божьего Слова. Очевидно, что Павел позвал Фиву выполнить эту деликатную миссию, потому что она уже проявила ранее способности действовать как способный управитель.
Суммируя простым языком: Возвышенные идеалы для мужского/женского лидерства среди христиан, как было заявлено во вступительной декларации церкви и в ее учениях, активно применялись на практике в жизни церкви. Примеры показывают, что женщины участвовали в руководстве самых высоких уровней. 
Такая связь между верой и практикой достигалась вопреки давлению патриархальных норм в культуре того времени.
Поскольку новозаветные послания созданы в патриархальной системе, становится понятно, что этот факт повлиял на количество ссылок на женщин.
Положительный пример взаимодействия мужчин и женщин в Новом Завете может, подобно верхушке айсберга, представлять лишь небольшую часть всех радикальных перемен, имевших место в новой общине из-за влияния служения Иисуса. Тем не менее, даже если этот пример относительно редкий, он неопровержим. Апостольская церковь практиковала то, что учила: «Нет ни мужского, ни женского: ибо вы все одно во Христе Иисусе»
(Галатам 3:28).
 

Категория: Книги | Просмотров: 1012 | Добавил: BorisP | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 2
avatar
0
2 BorisP • 10:15, 07.10.2019 2
Сергей, хорошо. Спасибо!
avatar
0
1 Sergey • 16:05, 05.10.2019 1
Хорошо бы, хотя бы в комментариях, если вы будете давать связки-ссылки на предыдущие и последующие главы/части.
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: служение, служения, мужчина, церковь, женщины, Мужчины, семья, женщина
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 40
500

Онлайн всего: 123
Гостей: 123
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024