Заключение
Цель этой главы — дать ясную перспективу всем учениям в Библии, касающимся взаимоотношений мужчин и женщин, отражающих Божий дизайн при сотворении и его восстановлении в искуплении. Многие христиане найдут подтверждение в Писании своим богобоязненным практикам не дискриминации в церкви и в семье. Другие поймут, что их отношение и практики нуждаются в переоценке в свете целостного учения Писания. Последующие замечания изложены для верующих, ищущих точного соответствия Слову Божьему.
Писание неоднократно предупреждает верующих о незаметной опасности не раздумывая принимать господствующие культурные ценности и светские практики. Христианам велено исследовать свои взгляды в свете Слова Божьего, и делая это, как звучит обетование, они откроют для себя волю Божью.
Не сообразуйтесь с миром сим, но преобразуйтесь обновлением ума. Тогда вы сможете узнать и проверить, что есть Божья воля, Его благая и угодная и совершенная воля (Римлянам 12:2).
Возможно, нет другой сферы коллективной христианской жизни, которая требовала бы такого критического переосмысления ее основных взглядов, касающихся взаимоотношений верующих между собой.
Поврежденные отношения между христианами наносят парализующий вред жизни и эффективности их коллективному свидетельству. Дискриминационные и разделяющие практики огорчают Духа Святого и ограничивают целостность и возможность евангелизации для христианских общин.
Преобразующая сила Евангелия должна быть применена к индивидуальным жизням и к тому способу, которым христиане взаимодействуют друг с другом. Фрагментация и разделения являются успешным орудием в арсенале Сатаны, нацеленным против людей Божьих. Там, где Бог желает создать единство и целостность, враг ищет повод произвести отчуждение и разделение.
С момента нашего рождения падшее общество загоняет нас в ниши, держащие нас в пожизненном заключении. Культура ролей мужчин и женщин — одно из таких рабств, от которых Евангелие может освободить нас. Нигде Писание не велит нам совершенствовать осознание своей роли как женщины или мужчины. Но оно призывает нас, мужчин и женщин, приобретать разум Христа и преобразовываться в Его образ (Галатам 3:27; Ефесянам 4:13; Филиппийцам 2:5). Как мужчины, так и женщины призваны развивать своего внутреннего человека», свою внутреннюю личность в партнерстве с Духом Святым. «Плодом Духа» или, лучше сказать, результатом влияния Духа Святого на человеческую личность становится человек, в жизни которого есть «любовь, радость, мир, терпение, благость, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23).
Согласно Библии, такие качества не принадлежат только мужчинам или только женщинам. Она являются отражением личности Самого Христа. Для того, чтобы достичь этого идеала, некоторые мужчины должны отказаться от таких качеств, которые мирская культура представляет как истинно мужские. Они должны подчинить жесткость любви, амбиции — радости, агрессивность — миру, эффективность — терпению, давление — доброте, состязательность — мягкости и самоуверенность — воздержанию. Если «плод Духа» требует культивировать черты, традиционно ассоциируемые с женственностью, то да будет это так.
Но истинная христианская духовность идет дальше ловушки различия между полами. Мужчины должны учиться смирять мужественность, которая была воспитана в них миром, и заменять ее истинной человечностью, взращенной Духом Святым. Тогда они будут правдиво отражать характер Христа, воплощавшего в совершенстве «плод Духа». Чтобы достичь этого, мужчины должны оставить их призрачную мужественность, «распяв свою плоть со страстями и похотями». Это необходимое условие «принадлежности Христу» (Галатам 5:24).
Напоминая христианам в Колоссах об их высшем статусе избранных Божьих, Павел вдохновляет их принять новый образец поведения с такой же ревностью, какую они показывают, совлекая ветхую одежду и облекая себя в новую:
Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Колоссянам 3:12-14).
Итак, важнейшие характеристики Божьих людей — это качества, которые по общепринятому мнению, считались бы типично женскими: сострадание, доброта, смирение, кротость, терпение, снисходительность и, наивысшее из них, любовь. Такие черты не случайно перечислены здесь Павлом. Так он описывает человеческую природу, обновленную во Христе Иисусе (ст. 10). Эти характеристики необходимы как мужчинам, так и женщинам, потому что они являются проявлением образа Бога в человеческой жизни.
Мужчины, имеющие высокомерное отношение, требующие исключительной позиции власти или господства или поддерживающие имидж мачо за счет человека, которому они призваны быть слугой, ради Христа должны пересмотреть свои фундаментальные взгляды на преобразующую силу Евангелия.
Обновление христианского ума призывает к безжалостному искоренению языческого образа мышления и поведения, чтобы не сообразоваться с миром сим. Наоборот, такая перемена требует радикальной сокрушенности и уступчивости, что позволит Творцу заменить гордость, высокомерие и стремление контролировать других на сострадание, доброту, смирение, мягкость, терпение, прощение и любовь.
Эта трансформация требует не только внутренней перемены, но и перемены отношения к другому полу. И в повествовании о Сотворении и в Новом Завете акцентируются элементы идентичности, существующие между мужчинами и женщинами, но падшее общество с раннего возраста делает ударение на различия, существующие между полами. Процесс социализации настолько тщателен и настолько убедителен, что смотреть на противоположный пол как на противоположный становится для нас второй природой.
Как члены общины, где «нет ни мужского, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе», мы должны стремиться демонстрировать миру нашу тождественность со Христом. Но слишком часто миру удается внедрять в среду христиан свои понятия о «противоположности» одного пола другому. Освящение нашего отношения к другому полу требует систематического распрограммирования для очищения христианского ума от унижающего толкования тех мест Писания, которые надо бы вообще оставить в покое из-за неясности или популярных пошлых стереотипов, повлиявших на эти толкования. Обычно измененное отношение должно выражаться в измененном поведении. Библия возлагает именно на мужчин задачу реабилитации женщин в новой общине, почитая их (1 Петра 3:7). Усилия женщин иметь равные возможности будут сталкиваться с растущим сопротивлением до тех пор, пока мужчины не станут чувствительными и гуманными. Это является ответственностью мужчин-христиан — понять, что женщины черпают свою тождественность не от мужчин, а от факта своего сотворения по образу Бога и статуса нового творения во Христе.
Все усилия держать женщину под мужским контролем оборачиваются против мужчин и женщин. Удержание женщин в зависимости приводит к их инфантильности. А мужчины лишают себя данной Богом возможности наслаждаться партнерством и коллегиальностью с женской частью человечества перед лицом вызовов и жизненных ситуаций, встречая их плечом к плечу. И, что еще серьезнее, они продолжают осуществлять сатанинский план, запущенный в действие во время грехопадения, заставляющий женщин чувствовать себя виноватыми за то, что они женщины.
Только когда мужчины научатся вдохновлять женщин быть сильными, бесстрашными и свободными, они все смогут открыть чудесную полноту, для которой оба пола и были сотворены.
Женщины-христианки, воспитанные церковью и семьей чувствовать себя второсортными существами при помощи насильственного подчинения, должны присоединиться или сами начать программы консультаций, группы поддержки и занятии по изучению Библии, чтобы восстановить данное Богом достоинство и расти в «зрелости, в полноту возраста Христа» (Ефесянам 4:13). Как преподавателю, мне довелось работать со многими поколениями студентов, среди которых были яркие, Божьи и одаренные молодые женщины, чей дух был раздавлен такими вредоносными теологиями, унижающими их. Некоторые из них были настолько изуродованы этим, что они чувствовали себя комфортно в позиции «ничтожества», приписанного им внутри патриархальной структуры. Непостижимо, они были забиты до такого уровня мышления подчинения, что они даже гордятся тем, что их свет покрыт и не светит всем, а их талант зарыт в послушании ложному евангелию, преподанному им как истина.
Очевидно, что женщины, освобожденные от таких вредоносных условий и обретшие свою полноту во Христе, ответственны перед своими сестрами, которые пока еще в рабстве. Он должны демонстрировать уверенность и силу каждый день, чтобы вселить надежду в своих угнетенных сестер. Они должны проводить работу по восстановлению урона, нанесенного институционной половой дискриминацией. Они должны поддерживать и использовать во всей полноте ресурсы таких организаций, как «Христиане за библейское равенство», которая существует д ля конкретной цели информирования и реабилитации жертв угнетения и злоупотреблений.
Свидетельства многих измененных жизней, преобразованных семей и церквей, с радостью обратившихся к практике половой интеграции, утверждают, что глубоко укоренившиеся антиобщинные силы могут быть преодолены.
В большой степени такие обновления происходят тогда, когда женщины желают обрести Богом данное благородство, становясь полноправными участниками в жизни и служении в Его царстве.
Мирские взгляды на роли полов настолько сильно внедрились в некоторые сферы церковной жизни, что только специальные программы депатриархализации должны определять и в конечном итоге преодолевать.
Такое движение должно начаться с бесстрашного, но раскаянного подчинения Слову Божьему и полного отказа от интересов и личной выгоды в угоду господства Христа. Слишком много церквей угнетают людей патриархальными традициями: мужья господствуют, а жены настолько скованы, что никакая двенадцати шаговая восстановительная программа не помогает им открыть библейскую альтернативу взаимоотношений истинной общины и фундаментальных семейных ценностей любви и взаимного подчинения в служении друг другу.
Послушание Писанию в вопросе взаимоотношений между мужчинами и женщинами в церкви высвободит потрясающие жизнь и потенциал на дело Евангелия. В семейной жизни, такое послушание возродит и исцелит сломанные и мертвые браки, где мужья и жены научаться разделять ответственности лидерства в своих семьях.
Как в церкви, так и в семье лидерство, олицетворяющее жесткие уровни власти и ограничивающие властные структуры, уступит место полным и гибким организационным моделям, внутри которых духовные дары и человеческие ресурсы могут быть соединены в бурлящее общение и взаимодействие служащих и восполняющих нужды друг друга людей.
Слова апостола Павла звучат и сегодня, притягивая своей актуальностью:
«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галатам 5:1).
Каждое поколение христиан должно проверять свои убеждения и традиции под микроскопом Писания, чтобы определить и очистить себя от тех мирских влияний, которые так легко улавливают нас, и ревностно хранить свободу, так дорого доставшуюся нам, мужчинам и женщинам, на Голгофском холме.
5 глава 4 ч.
|