“Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься” (Матфей 9:14-15).
Итальянский психолог Псикиари однажды отметил, что “лучшая подготовка к молитве - горстка фиников и стакан воды”. Физический пост от еды - присоединение тела к жажде духа по Богу. Даже во время однодневного поста я обнаруживаю, что я с большей готовностью вхожу в пылкую тоску по Богу, выраженную в 62 Псалме: “Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной”.
Пост – это зов всего существа, горячее желание увидеть проявление Божьей справедливости. Поэтому фарисеи и ученики Иоанна постились. Иисус сказал: “Сейчас вам не нужно поститься. То, чего вы жаждали, уже здесь”.
Но почему они не признавали Его? Полные благих намерений люди, усердные в молитве и личной дисциплине, они пропустили час посещения; они не узнали в Нем исполнение полноты времени. Почему? Иезуитский священник отец Франк Майлз, старый духовный наставник, отметил, что за все годы своего наставнического служения по направлению людей к Господу, самым большим препятствием в молитвенной жизни и самой большой трудностью в единении с Богом являются ожидания. Господь, я постился, отказывал себе во всем, похудел на 2 килограмма и прошел через семь кругов ада. Теперь я ожидаю, что Ты дашь мне наслаждение и радость, наполнишь мое сердце миром и щедро воздашь мне за весь мой усердный пост. Является ли это критерием хорошей молитвы? Если это так, молитва Иисуса в Гефсиманском саду была полным провалом.
Я не ожидаю этого, и мне не нравится Бог, который приходит в одиночестве, нищете и неудаче. И все же Бог приходит ко мне, где бы я ни был, и любит меня таким, какой я есть. Если я не буду там, где я нахожусь, Бог не сможет встретить меня. Все очень просто. Но когда я остаюсь там, где все во мне клокочет и бурлит, приходит спасание. Разве у вас не происходит точно так же? Господь говорит: “Мне не нужны твои глубокие мысли, великодушные проявления любви, которые так легко соскальзывают с твоего языка, твои всесожжения и жертвы; Мне нужно твое сердце”.
Однажды поздно вечером я ехал в монастырский приют в Новом Орлеане и стал засыпать за рулем. Я только что провел семинар и постился в течение трех дней. Меня настигла усталость, и я подумал, что будет благоразумно остановиться на ночь в гостинице. Когда я добрался до своей комнаты, я включил телевизор, чтобы посмотреть новости, и присел на кровать. Как только я включил телевизор, я увидел на экране дикую сцену порнографического характера. (Я не заметил табличку “В комнате показывают фильмы для взрослых”, когда вошел туда.) Я вскочил на ноги и бросился через комнату, чтобы переключить канал. Затем я замер и вернулся к кровати. Я склонил голову и помолился: “Господь, в течение трех дней я служил Твоим людям, постился и молился. Даруй мне милость и вознагради мое усердие, не позволив этим нечистым образам остаться в моем разуме”.
Эти образы не уходили. “Избавь меня от похоти, Господь” – взывал я вслух. Внутренняя борьба продолжилась. Освободитель и Искупитель Иисус из Назарета не оправдал мои ожидания.
Затем ко мне пришло слово истины: “Помоги себе сам!”
Спокойно я сказал: “Господь Иисус, меня сильно возбуждают эти нечистые образы. Но я предпочитаю преходящему удовольствию от эротики радость дружбы и общения с Тобой. Мне нужен Ты и больше ничего”. Затем я встал и переключил канал.
Через этот случай я научился следующему: когда я панически реагирую на то, что пробуждает во мне сексуальное желание, я преуспеваю только в том, чтобы подавить эти образы и загнать их в свое подсознание; позднее они вернутся ко мне, чтобы мучить меня тем же вечером или на следующий день. Когда я прошу: “Избавь меня, Господь”, я освобождаю себя от какой-либо личной ответственности. Но правда состоит в том, что в таких случаях я не принимаю господство Иисуса Христа. Люди наиболее всего подобны Богу, чем другие существа во вселенной, потому что у нас есть свобода выбора, слушаться или не слушаться. Моя спонтанная, запрограммированная реакция была не только нехристианской и неблагочестивой, она была неразумной. Я отказался разобраться с этим искушением как свободный и зрелый человек. Однако когда я принимаю осознанное личное решение, все эти образы подавляются и уже больше не вернутся, чтобы преследовать меня позднее. В таком случае искушение - это не что иное, как обольщение злом, а не приглашение к любви.
Господь не оправдал мои надежды. Он пришел ко мне туда, где я находился со всем тем, что кипело и бурлило внутри меня, и дал мне силы сделать правильный выбор. И в мой дом пришло спасение.
Господь, я снова сорвалась с диеты,
и упала с грохотом.
Я чувствую себя виноватой.
Мы оба знаем, что
это уже не просто вопрос
похудения.
Мы оба знаем, что я больна.
Я понимаю, что у меня есть болезнь,
которую можно контролировать
только посредством строгой диеты.
И я должна быть
достаточно взрослой
и зрелой,
чтобы принять этот факт
и придерживаться его.
Но, Господь, Ты знаешь,
насколько я слаба.
Особенно когда я голодна!
И вчера вечером мне так хотелось
съесть все то, что
мне нельзя.
Господь, помоги мне.
Я не могу справиться с этим
своими силами.
Когда я испытываю чувство голода,
напомни мне
о сотнях тысяч
Твоих детей, которые голодают.
Когда я испытываю искушение
и негодую на ограничения
моей диеты,
напомни мне
обо всех тех людях,
которые были бы
счастливы
иметь столько еды,
сколько мне позволяет диета.
И, Господь, когда я так голодна,
что мне кажется, что я не выдержу,
накорми меня Собой,
и я буду насыщена.
Перевод: Ирина Ефимова