Покайтесь и веруйте в Евангелие” (Марк 1:15).
За несколько десятилетий жизни в общине монахов-францисканцев я принимал участие в некоторых действительно странных обрядах покаяния и видел, как другие делают то же самое. Я не могу представить себе, чтобы какие-нибудь человеческие отношения сохранились, не говоря уже о том, чтобы улучшились с помощью подобной законнической ерунды.
Представьте себе мужа и жену, которые женаты в течение двух лет, и у них есть маленький ребенок. В пять часов вечера в пятницу муж уходит с работы. Он стремится поскорее приехать к своей жене и провести с ней время наедине. Он звонит ей во время обеденного перерыва. По дороге домой он покупает одну красную розу на длинном стебле. Он представляет, как она выйдет на порог дома и с радостью будет встречать его с работы. Но ее там нет.
Он заходит в гостиную. Ее там нет. Он находит ее сидящей за обеденным столом. Она пишет. Он говорит: “Привет”. Никакого ответа. Она подает ему лист бумаги со списком, который она только что составила. Он называется: “Список вещей, которыми я сегодня огорчила тебя”: (1) пролила несколько капель молока (стоимостью приблизительно четыре цента); (2) небрежно погладила твои рубашки; (3) пока я готовила ужин, я позволила своим мыслям блуждать и не думала о тебе.
“Да что тут происходит?”
Она торжественно подает ему второй список, озаглавленный “Вещи, которые я сделала сегодня, чтобы угодить тебе”: (1) я не стала включать телевизор; (2) целый день позволяла ребенку делать все, что он хотел; (3) съела дешевый, противный обед ради тебя.
“Мэри, с тобой все в порядке?”
С понурым видом и опущенными глазами она подает ему последний список: “Вещи, которые я хочу, чтобы ты дал мне”.
Он тяжело опускается на стул в гостиной. Она включает телевизор и садится на расстоянии. Она смотрит на экран. Он понимает, что между ними многие тысячи километров. Они оба одиноки.
Возможно, Господь улыбается, глядя на все странные способы, которыми мы пытаемся угодить Ему. Но истина остается прежней: мы так и не усвоили фундаментальное знамение Воплощения – что став человеком, Жених полностью имеет человеческую природу, у Него чувствительное человеческое сердце, и Он желает, чтобы мы относились к Нему по-человечески.
Христианское покаяние имеет двойную цель: устранить беспорядок и дисгармонию в нашей жизни и углубить наши взаимоотношения с Иисусом Христом. Оно должно исправлять и производить плод. Для меня был поучительным диалог с отцом Джорджем Шемелем на тему “Какой способ принесения покаяния является надлежащим?”. Надлежащий подход к покаянию зависит от того, как был огорчен дух. Каким образом я огорчил дух внутри себя? Каким образом я обременил или повредил живительную и оживляющую силу в своей жизни? Несомненно, самый надлежащий способ покаяния – это сделать то, что оживит и пробудит дух внутри меня. Покаяние – это не наказание, соответствующее тяжести преступления.
Например, если мое чувство опустошенности исходит от того, что я постоянно работаю и не отдыхаю, то надлежащий способ принести покаяние – это сходить в театр, кино или на спортивную игру. Может быть, мне нужно выкроить время, чтобы навестить своих друзей. Если мое чувство опустошенности исходит от одиночества, то надлежащее покаяние может заключаться в том, чтобы приложить усилия и найти тех, с кем я смогу поделиться своими мыслями. Если мое чувство опустошенности исходит от ощущения неискренности и неправды, то надлежащее покаяние может заключаться в том, чтобы открыться в искренности и правде своему духовному наставнику. Если мое чувство опустошенности исходит от того, что я вижу, что я ничего не делаю из-за лени, тогда надлежащее покаяние может состоять в том, чтобы заставить себя сделать то, что необходимо: например, написать письмо, почистить плиту, подстричь газон. Настоящий вопрос заключается в следующем: “Каким образом мой дух стал безжизненным?” Надлежащее покаяние всегда должно быть настроено на оживление духа и его возвращение к жизни.
Нужно учитывать, что я использую здесь слово дух в библейском значении. Дух не означает нечто нематериальное. Мы говорим здесь о личности. Личность – это дух, находящийся в теле и живущий в мире. Дух - это не что-то эзотерическое или бестелесное. Материя и дух – это одно и то же. Именно так это понимал Павел в своих посланиях. Когда он сказал, что дух борется с плотью, он не думал о какой-то бестелесной субстанции, которая борется с нашим телом, плотью и кровью (см. Ефесянам 6:12). В понимании Павла дух и был плотью и кровью. Под словом “плоть” Павел понимал человека, который не находился под покровительством веры. Поэтому дух и материя – это одно.
Поэтому когда мы говорим о сокрушенном духе, мы не имеем в виду какое-то облачко серого пара, которое живет внутри нашей головы или сердца. И мы не говорим о Святом Духе, Который пребывает в нашем существе. Мы говорим о сокрушенности личности – всего человека. Человека, который сидит прямо сейчас в болезни или здравии, в радости или печали, в гневе или любви, или в каком-либо другом состоянии. Это, несомненно, подчеркивает важность тела. Это соответствует Библии, существовало до Павла и Христа, и очень современно.
Господь, иногда мне хочется,
чтобы Ты перестал испытывать меня.
Ты всегда занимаешься этим.
Каждый раз, когда я оборачиваюсь,
Ты уже приготовил для меня
новое испытание.
И Твои испытания
имеют обыкновение
переворачивать все
вверх тормашками.
Они вынуждают меня изменять то, что
я бы предпочла оставить в покое.
Они заставляют меня делать то, что
я никогда не делала прежде.
Они выбивают из меня
все самодовольство.
Они тревожат меня.
Прости меня, Господь,
за то, что я хочу, чтобы Ты перестал
бросать мне вызов
учиться,
расти,
отдавать себя другим,
любить,
жить.
Без этих испытаний
от Тебя
я бы умерла.
Перевод: Ирина Ефимова