Бреннан Мэннинг
Глава 20. Творение
Почему Бог создал мир? Богословие говорит: “Bonum diffusum sui” — “добро распространяет себя”. Однако значение этой краткой и сжатой фразы может не сразу стать понятным. Богословие говорит, что Бог един в Своей сущности и триедин в личности. Богословие говорит о божественной монархии Отца, как источника и начала всего сущего. Богословие говорит о доктрине перихорезиса (перихорезис – греч. – понятие богословия, означающее взаимное общение свойств двух природ в Богочеловеке Иисусе Христе и общение Лиц Святой Троицы. - примеч. переводчика) или взаимном соприсутствии, посредством которого три Лица Троицы взаимоприсутствуют одна в другой, потому что они – единый Бог. Творение – это излияние вечного наполнения бесконечной Божьей любви. Сказав это, мы возвращаемся к первоначальному вопросу: Почему Бог создал мир?
Весь смысл Священного Писания, как мне кажется, состоит в том, что у Бога-Отца была задумка явить Свою жизнь. Эта идея приводила Его в полный восторг. Он все придумывал новые способы выразить эту жизнь. Однажды Бог-Сын подошел к Нему и сказал: “Это действительно отличная идея! Почему бы Мне не пойти и не явить Нас?” И Бог-Дух Святой сказал: “Прекрасно! Я помогу Вам”.
Они собрались вместе тем вечером и устроили удивительное представление жизни для Отца. В нем было полно воды, света и лягушек; повсюду рассыпались пушистые почки вербы, а дикие рыбы плавали в бокалах. Там были грибы и виноград, редис и тигры; а также повсюду были люди, чтобы попробовать все это, испытать, принять и полюбить. Бог-Отец посмотрел на всю эту веселую вечеринку и сказал: “Замечательно! Именно это Я и имел в виду. Ура, ура, ура!” И все, что могли ответить Бог-Сын и Бог-Дух Святой, - это “Ура, ура, ура!” Они смеялись целую вечность, говоря о том, как прекрасно было, что появилась жизнь, как мудро Отец придумал это, как был добр Сын, что взял на Себя всю заботу о том, чтобы воплотить это, и как был заботлив Святой Дух, потратив столько время на управление и координацию всего этого процесса. Они долго рассказывали Друг Другу старые шутки, и Отец с Сыном пили вино в союзе со Святым Духом, и они кидались друг в друга созревшими маслинами и маринованными грибами omnia saecula saeculorum (вовеки и веки).
Конечно, это очень глупая аналогия. Но я все больше убеждаюсь в том, что глупые аналогии – самые безопасные. Все знают, что Бог – это не бородатый старик, кидающийся маслинами. Но я боюсь, что не все столь же убеждены в том, что Бог – это не космическая сила, не просто беспричинная причина и не неподвижный перводвигатель, как Его называли раньше, и Он не является чем-либо еще, как бы мы Его ни представляли. Поэтому я представляю вам образ (который намного ближе к истине, чем другие), в котором творение является результатом веселой вечеринки Троицы, и оставляю на ваше усмотрение, что из этого образа вы решите оставить для себя.
Писание говорит, что творение было хорошо. Сотворенные вещи – это всего лишь бесчисленные выражения Божьего удовольствия, Который пожелал, чтобы они существовали. Святой Фома Аквинский говорил: “Ens in quantum ens es bonum. Ens et bonum convertuntur”. (“Существование - благо само по себе. Существование и благо взаимозаменяемы”.)
Все мы знаем, что не всегда легко увидеть, что все творение – благо. Землетрясения и ядовитые поганки, раковые клетки, паразиты, касатки и ростовщики вызывают у нас сомнение в том, что творение является благом. Но невозможно опровергнуть то, что гласит книга Бытие: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”. (Бытие 1:31, выделение автора). Творение – это выражение безмерного удовольствия Бога. Человек по сути является хорошим. Его человеческая натура, падшая, но искупленная, освобождена от рабства греху и способна достигать вершин святости. Тело, воскресшее с Христом через крещение, является священным сосудом, храмом нетленного духа. (Нам стоило бы быть менее пессимистичными относительно природы человека, как это распространено в некоторых христианских кругах.)
Роберт Фрост сказал:
Господь однажды заставил меня остановиться, задав мне вопрос: “Почему ты настаиваешь на том, что твои дети находятся в руках дьявола, а не в руках их верного Пастыря?” Тогда я понял, что в своем разуме я представлял все зло нынешнего века, как гораздо более мощную силу, чем бесконечную Божью любовь.
Боль, неудобство, грех — все это проблемы существования; тревожные, сбивающие с толку и даже трагичные вещи, с которыми, как может показаться, Бог готов мириться, чтобы жизнь могла продолжать существование. Но какими бы ни были проблемы, они не являются корнем существования. Его корнем является радость и настоящий момент.
Важно снова увидеть элемент восхищения в творении. Вообразите удовольствие, настоящую радость, удивление и восхищение, когда Бог создавал человека по Своему образу – когда Бог творил вас. Отец подарил вас Себе как подарок. Вы – выражение безмерного удовольствия Бога. Из бесконечного числа возможностей Бог выбрал вас, чтобы дать вам жизнь. Несмотря на все ошибки, которые вы совершили, разве вы не согласитесь с Фомой Аквинским, что “лучше быть, чем не быть”?
Действительно ли я ценю тот замечательный дар, которым я являюсь? Разве может быть подарок Отца Самому Себе быть некрасивым? Я люблю другие Его дары: веточки вербы и котят, радугу, реки и закаты. Если бы я действительно ценил Его дар в себе самом, я бы чаще катался на каруселях и собирал ромашки. Я бы ел больше мороженого и меньше бобов. Я бы чаще гулял босиком по траве летом и больше гулял на улице осенью. Я бы чаще взбирался на горы и плавал в озерах. Я бы больше путешествовал, и самое главное, я бы больше любил Иисуса Христа и тех, кто рядом со мной, а также чаще бы говорил им об этом до того, как моя жизнь закончится.
Возможно, главная причина, по которой мы утратили мастерство быть людьми и по которой мы так часто колеблемся на натянутом канате между ненавистью к себе и отчаянием, состоит в том, что мы не молимся. Мы молимся так мало, так редко и так плохо. Для всего остального у нас есть достаточно времени. Хождение в гости, встречи, фильмы, футбольные матчи, концерты, вечер с друзьями, приглашение, которое мы не можем отклонить — и все это хорошо само по себе, потому что это естественно и полезно, когда мы живем в обществе. Но когда Бог предъявляет права на наше время, мы уклоняемся. Действительно ли мы верим в то, что Ему нравится разговаривать со Своими детьми? Если бы у Бога было лицо, с каким выражением Он смотрел на вас прямо сейчас?
Говорило бы Его выражение лица следующее: “Когда ты уже приведешь свою жизнь в порядок? Я по горло сыт тобой и твоими недостатками. Мое терпение исчерпано. Давай-ка подсчитаем, сколько ты Мне должен”? Если бы Бог сказал вам только одно слово, было бы это “покайся”? Или Он сказал бы так: “Спасибо. Знаешь, как Мне радостно жить в твоем сердце? Ты знаешь, что Я смотрю на тебя и люблю тебя от вечности”? Что сказал бы Бог? Какой ответ вы получаете от своего Создателя?
Если этот ответ приводит в уныние и не воодушевляет вас, тогда вполне естественно, что вы будете находить тысячи блестящих оправданий тому, чтобы не молиться. Если Бог, Который видит вас насквозь, всегда напоминает вам о вашей слабости и неверности, вы будете находить совсем мало радости в выражении своей веры и поклонения. Если вы слышите Божий голос в своем сердце как сплошное недовольное ворчание, вы превратитесь в старый засохший инжир. Даже если вы останетесь в церкви и будете проявлять религиозность, когда вас похоронят вы будете похожи на сморщенный инжир. Возможно, вы сохраните свою добродетель и никогда не будете пропускать воскресные богослужения, но ваша жизнь будет ужасной. Как грустно! Вы никогда не жили, никогда не открывали себя перед Богом. Вы никогда не сказали Богу: “О, Авва, Папа, Ты ведь любишь меня, правда?”
Если вы верите, что являетесь выражением безмерного удовольствия Бога в Его творении и что Он любит разговаривать со Своими детьми, вы услышите, как Он ответит вам: “Да, Я всегда любил тебя”.
Отче, у Тебя
столько
замечательных друзей.
Спасибо,
что делишься ими
со мной.
Спасибо,
что посылаешь мне
людей, которых
я могу любить;
и людей, которые
любят меня.
Спасибо,
что делишься ими
со мной,
Своими друзьями, которые сделали так много
и делают меня счастливой.
Спасибо, Отче, за Иисуса
и дар Его дружбы.
Перевод: Ирина Ефимова
|