Бреннан Мэннинг
Глава 1. Что-то совсем не так Часть 4
Если бы мы опросили тысячу случайных прохожих христиан в Америке, то большинство из них сказало бы, что вера – это верование в существование Бога. Раньше не нужна была вера, чтобы верить в то, что Бог есть. Почти все считали это само собой разумеющимся. Скорее, вера относилась к отношениям человека с Богом – доверял ли он Ему. Разница между верой как «верованием в существование или не существование чего-либо» и верой как «доверием Богу» огромна. Первое является вопросом разума, а второе – вопросом сердца. Первое может оставить нас не измененными; второе же обязательно производит перемены».
Пауль Тиллих следующим образом описывал веру в своей работе «Потрясение оснований»: «Благодать настигает нас, когда мы сильно страдаем и не можем успокоиться... Она настигает нас в долине мрачной бессмысленности и пустоты жизни. Она настигает нас, когда исправление нашей жизни, к которому мы столько лет стремились, так и не приходит, когда прежние страсти царствуют в нас, как и десятки лет назад, когда отчаяние лишает нас радости и отваги. И вот в такой момент бывает, что волна света врывается в нашу тьму - и будто некий голос говорит нам: «Ты принят. Ты принят, принят Тем, Кто больше тебя и Чьего имени чего пока не знаешь. Не спрашивай об имени сейчас; быть может, ты найдешь его потом. Не пытайся что-то сделать сейчас; быть может, ты многое сделаешь потом. Не ищи ничего; не совершай ничего; ни на что не настраивайся. Просто прими то, что ты принят!» Если это происходит с нами - мы переживаем благодать.
Благодать взывает: «Ты не просто разочарованный старик, который может скоро умереть; или женщина средних лет, которая застряла на своей работе и отчаянно желает сменить ее; или молодой человек, ощущающий, что огонь в его сердце начинает гаснуть. Вы можете быть неуверенными, не отвечающими требованиям, ошибающимися, толстыми. К вам могут быть близки смерть, паника, депрессия и разочарование. Но вы – это не только это. Вы приняты. Никогда не путайте восприятие самого себя с тайной о том, что вы действительно приняты.
Павел писал: «Но [Господь] сказал мне: 'довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Коринфянам 12:9). Какими бы ни были наши недостатки, нам не нужно опускать глаза в присутствии Иисуса. Мы не должны прятать все уродливое и отталкивающее, что в нас есть, как это делал Квазимодо, горбун из Нотр-Дама. Иисус пришел не для супер-духовных, а для слабых и слабовольных, которые знают, что у них не все в порядке, и которые не слишком горды, чтобы принять дар удивительной благодати. Поднимая свои глаза вверх, мы поражаемся тому, что взгляд Иисуса полон удивления, отзывчивости и нежного сострадания.
Что-то радикально неправильно, когда поместная церковь отвергает человека, принятого Иисусом. Когда гомосексуалистам выносится резкое, поверхностное, и неумолимое осуждение, когда разведенных лишают причастия, когда ребенку проститутки отказывают в крещении; когда нерукоположенному служителю запрещают проводить Хлебопреломление. Иисус приходит к нечестивым, даже в воскресенье утром. Его приход останавливает нечестие и делает нас достойными. Если это не так, то в основу Христианства мы закладываем безбожную и нечестивую озабоченность добрыми делами.
Иисус садился за стол с любым, кто хотел быть с Ним, включая тех, кто был изгнан из приличных домов. Разделяя с Ним трапезу, они получали внимательное отношение вместо ожидаемого осуждения. Милостивое оправдание вместо поспешного обвинительного приговора. Удивительную благодать вместо полного позора. Вот очень практичное проявление закона благодати — мы получаем новый шанс в жизни.
Любая церковь, которая не будет признавать то, что она состоит из грешных мужчин и женщин, и существует для них, безоговорочно отвергает Евангелие благодати. Как говорит Ганс Кюнг: "Это не заслуживает ни милосердия Бога, ни человеческого доверия. Церковь должна постоянно осознавать, что ее вера - слаба, ее познания - недальновидны, ее исповедание веры — колеблется, и что нет ни одного греха или проступка, в котором она не была бы так или иначе виновна. И хотя это правда, что церковь всегда должна отделять себя от греха, она никогда не должна держаться в стороне от грешников. Если церковь будет самоправедно отдаляться от неудачников, нерелигиозных и нечестивых людей, то она не сможет войти в Божье царство оправданной. Но если она постоянно осознает свою вину и грех, то может жить в радостном состоянии прощения. Нам дано обетование, что всякий, унижающий себя возвысится».
Рассказывают историю о грешнике, которого исключили из членов церкви и запретили приходить в церковь. Он обратился со своей бедой к Богу. «Господи, они не пускают меня к себе, потому что я — грешник». «А что ты жалуешься?» - спросил Бог. «Меня они тоже не пускают».
Зачастую благодать, ковыляя, заходит воскресным утром в двери церкви на костылях: грешники, которые никак не могут отбросить свои подпорки и прямо стоять в свободе детей Божьих. И все же, одно их присутствие в церкви воскресным утром — это мерцающая свеча, свидетельствующая об их желании поддерживать общение с Богом. Задуть этот огонь означает погрузить их в мир духовной тьмы.
Есть миф, процветающий сегодня в церкви, который нанес непоправимый ущерб: обратившись в веру однажды, человек становится полностью обращенным. Другими словами, как только я принимаю Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, меня ожидает непреложное и безгрешное будущее. Ученичество будет незапятнанной историей успеха, а жизнь — безупречно гладкой спиралью, ведущей наверх, к святости. Скажите это бедному Петру, который трижды заявил о своей любви Иисусу на береге, принял полноту Духа в день Пятидесятницы и все же завидовал успеху Павла в апостольском служении.
Часто меня спрашивают: «Бреннан, как так получилось, что Вы стали алкоголиком после того, как обрели спасение?». Это произошло, потому что я был измучен и измотан одиночеством и неудачами; потому что я отчаялся, я испытывал неуверенность и чувство вины. Я отвел свой взгляд от Иисуса. Потому что встреча со Христом не сделала из меня ангела. Потому что оправдание по благодати через веру означает, что я обрел правильные взаимоотношения с Богом, но это не превратило меня в пациента под наркозом.
Мы хотим, чтобы наша духовность всегда была готова к работе, как отлаженный механизм: потянул, дернул, нажал, еще раз нажал и святой готов! Мы пытаемся взращивать какую-нибудь добродетель в определенный момент времени. В январе — благоразумие, в феврале — смирение, в марте — терпение, в апреле - сдержанность. Мы ведем счет своим достижениям и потерям. Потери нужно сокращать, если мы хотим достичь в мае милосердие. Иногда май так и не настает. Для многих христиан жизнь — это долгий январь. Согласно одной древней христианской легенде, один святой преклонил колени и молился: «Дорогой Господь, у меня в жизни есть только одно желание. Даруй мне благодать никогда больше не огорчать Тебя». Когда Бог услышал это, Он начал громко смеяться. «Все просят у Меня именно это. Но если бы Я даровал им эту благодать, то скажи Мне, кого бы Я тогда прощал?».
Поскольку спасение дается по благодати через веру, я верю, что среди многочисленных людей, одетых в белые одежды и стоящих перед Престолом Агнца, держа в руках пальмовые ветви (см. Откровение 7:9), я увижу проститутку их Кит-Кат Рэнч в Карсон Сити, штат Невада, которая рассказала мне со слезами на глазах о том, что не могла найти никакой другой работы, чтобы заботиться о своем двухлетнем сыне. Я увижу женщину, сделавшую аборт. Ее преследуют чувство вины и раскаяния, но она сделала все, что могла в своих трудных обстоятельствах. Я увижу бизнесмена, который пошел на сделку со своей совестью из-за растущего долга. Я увижу неуверенного в себе священника, который никогда не проповедовал за кафедрой о покаянии, чтобы не потерять любовь и уважение своих прихожан. Я увижу подростка, который подвергся сексуальному насилию со стороны отца, а теперь продает свое тело на улице, и засыпая каждую ночь, шепчет имя неведомого Бога, о Котором он слышал в воскресной школе. Я увижу человека, который покаялся на смертном одре, а до этого вел разгульную жизнь и нарушил все Божьи заповеди.
«Но каким образом?» - спросите вы.
И тогда мы услышим голос: «Это те, кто омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Вот они. И вот мы — множество людей, которые так хотели быть верными, которые временами разочаровывались, и чья одежда загрязнялась жизнью. Которых одолевали испытания, но которые во всех этих обстоятельствах держались за веру.
Друзья мои, если для вас это не благая весть, то вы так и не поняли Евангелие благодати. Продолжение следует Перевод Ирины Ефимовой
|