Бреннан Мэннинг
Глава 2. Монументальная монотонность Часть 1
Известный британский астроном сэр Джеймс Джинс однажды сказал, что «скорее всего Вселенная была сконструирована настоящим Математиком». Джозеф Кэмпбелл писал об «ощущении космического порядка, определимого математически...».
Размышляя над устройством Земли, солнечной системы и вселенной, ученые и исследователи приходят к выводу, что Великий Проектировщик ничего не оставил на волю случая.
Например, наклон Земли, составляющий 23 градуса, порождает смену времен года. Ученые говорят нам, что если бы наклон Земли не был таким, какой он есть, испарения из океанов двигались бы и на север, и на юг, создавая целые континенты из льда.
Если бы луна находилась всего в 80000, а не в 320000 км от Земли, приливы были бы такими сильными, что все континенты покрылись бы водой. И даже горы были бы размыты.
Если бы земная кора была всего на 3 метра толще, то у нас не было бы кислорода, а без него вся животная жизнь была бы невозможна.
Если бы океаны были всего на метр глубже, то они бы поглощали углексислый газ и кислород, без которых не могла бы существовать растительная жизнь.
Вес земли оценивается примерно в 6 секстиллионов тонн (это шестерка с двадцати одним нулем). Но она прекрасно сбалансирована и легко вращается на своей оси. Каждый день она вращается со скоростью более 1600 км/час или 40000 км/день. Это составляет почти 15000000 км в год. Учитывая громадный вес в 6 секстиллионов тонн, вращающийся на такой фантастической скорости вокруг своей оси, удерживаемый на месте невидимой силой притяжения, мы видим, что слова из книги Иова 26:7 приобретают особенное значение: «Он повесил землю ни на чем».
Земля вращается на своей оси вокруг солнца, совершая длинный эллиптический оборот длиной в 965000000 км каждый год. Это означает, что мы движемся по орбите со скоростью 30 км в минуту или 1834 км/час.
Иов приглашает нас более внимательно поразмыслить о «чудных делах Божьих» (37:14). Подумайте о солнце. Каждый квадратный метр поверхности солнца постоянно выделяет энергию, равную 130000 лошадиных сил (т.е., примерно 450 восьмицилиндровых двигателей автомобиля), излучаемую пламенем, которое выделяется более мощным источником, чем уголь.
Девять основных планет в нашей солнечной системе находятся на разных расстояниях от солнца, колеблющихся от 57.936.384.000 км до 59.004.988.416.000 км, но каждая вращается вокруг солнца с удивительной точностью. Орбита Меркурия составляет 88 дней, а орбита Плутона — 248 лет.
И все же, солнце — это всего лишь одна малая звезда из 100 миллиардов небесных тел, находящихся в нашей галактике Млечный Путь. Если бы вы могли видеть далеко вперед и взяли бы десятикопеечную монету, удалив ее от себя на расстояние вытянутой руки, эта монета закрыла бы от вас 15 миллионов звезд.
Когда мы пытаемся осознать, сколько существует бесчисленных звезд и других небесных тел в одной нашей галактике, то мы эхом повторяем хвалебную песнь Исайи всемогущему Создателю: «Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает» (40:26).
Неудивительно, что Давид восклицает: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои--дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:2-5)
Творение открывает нам мощь, которая поражает наше воображение и не укладывается в нашей голове. Мы зачарованы и восхищены Божьим могуществом. Мы заикаемся и запинаемся, говоря о Божьей святости. Мы трепещем перед Божьим величием... и все же мы становимся привередливыми и чересчур осторожными, говоря о Божьей любви.
Я поражаюсь тому, что многие христиане в нашей стране не хотят всерьез воспринимать идею о любящем Боге. Словно нервничающие породистые скакуны, которых ведут к воротам ипподрома Черчилль Даунс (Черчилль Даунс — это ипподром, на котором проходят ежегодные скачки Кентукки Дерби. - Примеч. переводчика), многие христиане брыкаются, лягаются и несутся прочь, услышав откровение о всеобъемлющей Божьей любви во Христе Иисусе.
В своем служении бродячего проповедника я встречал шокирующее сопротивление Богу, Которого Библия описывает как Любовь. В число эти скептиков входят вкрадчивые, чересчур вежливые профессионалы, которые осторожно сеют ересь универсализма (Универсализм — учении о возможности спасения всех людей. - Примеч. переводчика), а также Библейские фундаменталисты, которые видят в Писании только беспощадного и грубого Бога войны из Второзакония и настаивают на исполнении безжалостных требований законнического перфекционизма.
Наше сопротивление страстной любви Бога можно увидеть в церкви, в наших родителях и пасторах, да и в самой жизни. Мы говорим, что они спрятали лицо сострадательного Бога и предпочли Ему Бога святости, правосудия и гнева.
Но если бы мы действительно были мужьями и женами молитвы, а наши сердца горели бы страстью по Богу, то мы бы отбросили свои оправдания.
Нам нужно пойти в какую-нибудь пустыню (ваш задний двор вполне подойдет для этого) и лично испытать изумительную Божью любовь. Тогда мы будем согласны со словами одаренного английского мистика Юлианы Норвичской: «Самая высшая почесть, которую мы можем воздать Всемогущему Богу - это жить в радости, осознавая Его любовь». Тогда мы поймем, почему, как утверждает Богословский словарь Нового Завета Киттеля, в последние годы своей жизни на острове Патмос апостол Иоанн писал, и писал с монументальной монотонностью, о любви Иисуса Христа. И словно в первый раз мы уразумеем, что имел в виду Павел, когда писал: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам 5:20,21).
Так же, как Иоанн писал на закате своих дней только о любви Иисуса, так Павел много писал о Евангелии благодати:
Люди становятся праведными только по благодати (Римлянам 3:24; Титу 3:7). Павел был призван благодатью (Галатам 1:15). Бог изливает на нас Свою славную благодать в Своем Сыне (Ефесянам 1:6). Благодать Божья явилась для спасения всех (Титу 2:11). Благодать нашего Господа открылась обильно с верою и любовью во Христе Иисусе (1 Тимофею 1:14). Благодать — это сокровищница, к которой мы получили доступ через Христа (Римлянам 5:2). Это положение, в котором мы стоим (Римлянам 5:2). Благодать — изобильна (Римлянам 5:17). Благодать Божья преизбыточествует больше, чем грех (Римлянам 5:15, 20-21, 6:1). Она дается нам во Христе (1 Коринфянам 1:4). Павел принял ее не тщетно (2 Коринфянам 6:1). Благодать преизбыточествует в христианине (2 Коринфянам 9:14). Она обращена ко многим людям (2 Коринфянам 4:15). Благодать противопоставляется делам, у которых нет силы спасать; если бы они имели сил спасать, то благодать была бы не нужна (Римлянам 11:5; Ефесянам 2:5,7; 2 Тимофею 1:9). Благодать противопоставляется закону. И иудеи, и язычники спасаются по благодати Господа Иисуса (Деяния 15:11). Жить по закону — означает умалять благодать (Галатам 2:21); и когда галаты приняли закон, они отпали от благодати (Галатам 5:4). Христианин не под законом, но под благодатью (Римлянам 6:14). Благодать противопоставляется долгу (Римлянам 4:4). Само Евангелие, будучи благой вестью благодати, может называться благодатью (Деяния 20:24) или словом Его благодати (Деяния 14:3; 20:32).
Да, милосердный Бог, воплотившийся в Иисусе Христе, любит нас.
Благодать — это активное выражение Его любви. Христианин живет по благодати как дитя Аввы, полностью отвергая бога, который ловит людей врасплох в момент слабости. Бога, который не способен улыбаться нашим глупым ошибкам. Бога, который не занимает места на человеческих праздниках. Бога, который говорит: «Ты заплатишь за это». Бога, который не способен понять, что дети пачкаются и могут быть забывчивыми. Бога, который постоянно выслеживает грешников.
В то же самое время, дитя Аввы отвергает сахарно-сладкого бога, который обещает никогда не портить нам праздник.
Один мой знакомый пастор рассказывал об изучении Библии воскресным утром в его церкви. Они читали 22 главу Бытия. Бог повелевает Аврааму взять своего сына Исаака и принести в жертву на горе Мориа.
После того, как группа прочитала этот отрывок, пастор рассказал об исторической обстановке в этот период истории, упомянув о том, что в то время были широко распространены детские жертвоприношения среди хананеев. Группа слушала его рассказ в неловком молчании.
Затем пастор спросил: «Но что эта история значит для нас?»
На его вопрос ответил мужчина средних лет: «Я скажу вам, что эта история значит для меня. Я решил, что мы с семьей будем искать другую церковь».
Пастор был удивлен: «Как? Почему?»
Мужчина ответил: «Потому что когда я смотрю на этого Бога, Бога Авраама, я чувствую, что я рядом с настоящим Богом, а не с заносчивым, деловитым Богом, о котором мы рассуждаем здесь утром по воскресеньям. Бог Авраама мог стереть человека в порошок, дать, а затем забрать ребенка, потребовать у человека все, а затем попросить еще больше. Я хочу знать такого Бога».
Божье дитя знает, что жизнь по благодати призывает его жить на высокой, холодной горе, обдуваемой ветрами, а не на расплющенной равнине рациональной и умеренной религии.
Потому что в самой сердцевине Евангелия благодати небо покрывается тучами, воет ветер, а молодой Человек восходит еще на одну гору Мориа из послушания Богу, Который требует от Него все и не останавливается ни перед чем. В отличие от Авраама, Он несет на Своей спине крест, а не хворост для огня... и как Авраам Он слушает сумасбродного и неугомонного Бога, Который будет иметь с нами дело, чего бы Ему это ни стоило.
Таков Бог Евангелия благодати. Бог, Который из любви к нам послал Своего единственного Сына, покрытого человеческой кожей. Он учился ходить, спотыкаясь и падая, плакал от голода, истекал кровавым потом ночью, Его хлестали плеткой и плевали на Него, Его пригвоздили ко кресту и Он умер, подарив всем прощение.
Бог христиан-законников, с другой стороны, зачастую непредсказуем, эксцентричен и полон предубеждений. Когда мы видим Бога таким, у нас возникает желание научиться волшебству, чтобы ублажить Его. Воскресные богослужения превращаются в суеверную попытку получить страховой полис от Его прихотей.
Этот Бог ожидает от людей совершенства и что они будут постоянно контролировать свои чувства и мысли. Когда слабые люди с таким пониманием Бога терпят поражение — ведь это совершенно неизбежно — они обычно ожидают наказания. Поэтому они целиком отдаются религиозным обязанностям, стараясь поддержать образ совершенного человека. Эти старания изнуряют. У законников никак не получается соответствовать тем ожиданиям, которые они проецируют на Бога.
Замужняя женщина из Атланты, воспитывающая двух детей рассказала мне, что она была уверена в том, что Бог недоволен ею, потому что она «ничего не делала» для Него. Она сказала мне, что чувствует призвание раздавать горячую еду бедным, но ей было трудно оставить детей с кем-то еще. Она была шокирована, когда я сказал ей, что этот призыв был не от Бога, а от ее собственного законничества. Для нее было недостаточно быть хорошей матерью. В ее сознании, этого было недостаточно и для Бога.
Подобным образом, человек, который представляет Бога непредсказуемым параноиком, от которого можно ожидать всего, чего угодно, станет боязливым, раболепным и, скорее всего, очень требовательным по отношению к другим людям. Если ваш Бог — это безликая вселенская сила, ваша вера будет неопределенной и размытой. Образ Бога, как всемогущего головореза, который не терпит никакого человеческого вмешательства, подталкивает человека к строгому образу жизни, управляемому пуританскими правилами и наполненному страхом.
Но вера в Бога, который постоянно и неизменно любит, взращивает уверенных, свободных учеников. Любящий Бог воспитывает любящих людей. «Тот факт, что наше видение Бога очень сильно влияет на нашу жизнь, может быть одной из причин, по Которой в Писании так часто говорится о том, чтобы мы старались познать Его».
Эта истина раскрывается в том, каким видел Бога пророк Иона. Иона был настолько раздосадован покаянием ниневитян после его проповеди, что захотел умереть. Он не хотел, чтобы Бог прощал Ниневию; он хотел правосудия. Его узколобый национализм помешал ему понять всеобъемлющую Божью любовь. Но послание этой пророческой книги превосходит пределы этого пророка. Оно возвещает о том, как благ Бог, как Его милосердие простирается к каждому творению во вселенной, и даже, как говорит последнее слово в этой книге, «к скоту». Все мужчины и женщины являются объектами Его заботы. Все призваны к тому, чтобы принять расточительный дар Его благодати, потому что принятие означает просто обратиться к Богу.
Иона не мог с этим смириться. Он потерял свое самообладание и в нем загорелся гнев, когда завяло растение, служившее ему покровом от зноя, тогда как он без сожаления позволил бы, чтобы тысячи людей погибли в своем неверии. Неплохой парень. В конце концов, он даже был готов пожертвовать своей жизнью ради моряков-язычников. Не плохой, а всего лишь недальновидный. Бог был его Богом, Богом евреев, привязанный только к одной стране, одному храму и одному ковчегу завета.
Богословие этой книги в Библии является громким призывом к израильтянам обоих поколений: думайте о Боге масштабно. Божья милость к раскаявшейся Ниневии, к Ионе, когда он жалел себя и даже к животным и скоту, приготовила путь для Евангелия благодати: Бог есть любовь.
Флэннери О'Коннор писала: «В течение многих лет я видела христиан, которые создавали образ Бога по своему подобию — и каждый раз это был ужасно маленький Бог. Некоторые римо-католики все еще верят, что только они будут пастись на Небесных злачных пажитях... В их сознании существует бог, который особо любит капиталистическую Америку, поощряет трудоголиков, и бог, который любит только бедных и неимущих. Есть бог, который марширует с победоносными армиями, и бог, который любит только смиренных и подставляющих другую щеку. Некоторым больше нравится старший брат из притчи о блудном сыне, недовольно дующийся на Отца, танцующего от радости и подающего к столу лучшие яства для сына, потратившего последние копейки на шлюх».
Это не тот Бог благодати, который «желает, чтобы все люди спаслись» (1 Тимофею 2:4). Это не тот Бог, Который воплотился в Иисусе и Которого познал Матфей — Бог, призывающий к Себе грешников — и мы с вами знаем, что это означает всех людей.
Продолжение следует Перевод Ирины Ефимовой
|