Всем Шалом…8 июня 2011 года (сам праздник заходит 7 июня вечером) весь Израиль будет праздновать Шавуот – праздник дарования Торы. Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 сивана, который, таким образом, оказывается пятидесятым днем после Песаха. Этот день ни что иное как Пятидесятница. Другое объяснение основано на созвучии слова шавуот («недели») и швуот («клятвы»), ибо две клятвы связаны с этим днем:
• 1. клятва, которую дал народ Израиля при получении Торы, стоя у подножья горы Синай: Наасэ венишма! — «будем исполнять указания Торы и изучать ее, вникая в смысл ее заповедей!»;
• 2. клятва, которую дал Бог: это никогда не заменять избранный Им народ Израиля другим народом.
«Праздник дарования Торы» очень важен и подчеркивает, что исход из Египта, который евреи празднуют в Песах, был не самоцелью, но лишь подготовкой к получению Торы. Поэтому в молитвах в время этого праздника евреи говорят «…этот праздник Шавуот, время дарования нашей Торы». Но почему же день дарования, а не получения Торы? Потому что дарование Торы произошло в какой-то определенный день, а получение Торы происходит постоянно, каждый день…Так же и нам важно понимать, что спасение – это важный момент в нашей жизни, но Господь спас нас, не просто чтобы спасти, но чтобы вести нас дальше, и открывать нам Себя, через свое слово. Господь даровал нам свое слово, но познаем мы и принимаем мы Его каждый день.
В канун Шавуота принято совершать очистительное погружение в микву, поскольку каждый еврей должен очиститься перед праздником. Существует обычай погружаться в микву еще раз утром в праздник в память об очищении, совершенном Израилем в «дни отделения», предшествовавшие получению Торы в состоянии абсолютной чистоты. Хорошие образы для нас, чтобы мы не забывали об очищении и возрастали в большем познании Бога и Его слова…
Шавуот - праздник дарования Торы, то есть нравственного закона, свободному еврейскому народу. Он отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван и является в Израиле выходным днем.
В этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек. Кроме того, Моисей получил устные заповеди, часть которых записал (получился свиток Пятикнижия - Письменная Тора), а часть - Устная Тора - были записаны только через 1500 лет, после разрушения Второго Храма. Запись Устной Торы представляет собой многотомное произведение - Талмуд, а также много других книг, в свою очередь объединенных общим названием Мидраш.
Как и многие другие еврейские праздники, Шавуот отмечает не только определенное историческое событие, но и наступление нового сезона года, завершение очередного сельскохозяйственного цикла. Шавуот праздновался в начале сезона жатвы пшеницы. Это последний из трех паломнических праздников. В древности в этот день в Храме делали второе приношение пшеницы нового урожая. Из пшеницы свежего помола выпекали два каравая и несли их в Храм. Другой жертвой были самые лучшие первые плоды, первые фрукты.
В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору.
Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром, творожные торты (на мой взгляд, они самые вкусные в Израиле). Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное и лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда.
В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот - это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе и семь видов, упомянутые в Торе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов - бумажными аппликациями. Поэтому в канун праздника и дети, и взрослые заняты вырезками. Некоторые достигают в этом искусстве такого совершенства, что их аппликации выглядят как настоящие картины.
Выпускники еврейских религиозных школ, а также высших учебных заведений заканчивают занятия и получают аттестаты и дипломы в канун праздника Шавуот. Этот праздник символизирует приобщение к истинному Завету не только евреев, но и представителей других народов. В этот день в синагоге читают также книгу Библии Мегилат Рут. содержание которой наиболее ярко отображает смысл праздника: в ней присутствует тема сбора урожая и повествуется о том, как моавитянка Рут приняла законы Торы и стала родоначальницей царской династии (царь Давид был ее правнуком). Рут была моавитянкой, перешедшей в еврейство, и стала прабабушкой царя Давида, поэтому существует обычай в праздник Шавуот посещать могилы царей из дома Давида.
Этот праздник является символом Божьего обеспечения. Это праздник в трех измерениях, который празднует Божьи благословения в трех областях: - Божье обеспечение урожаем - Божье обеспечение Словом (Пятидесятница отмечает дарование Торы на горе Синай, что произошло на праздник Пятидесятницы) - Божье обеспечение Святым Духом (Деяния, 2 глава) Именно в Этот день Господь послал обещанного Духа Святого ученикам, дав им свое обеспечение для служения…Деян.2:1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе...и исполнились все Духа Святого... Хвала Господу!
Нам важно помнить, что каждый из еврейских праздников имеет свои образы и созданы для того, чтобы совершить определенную «духовную работу» в наших жизнях. ПЯТИДЕСЯТНИЦА – это празднование Божьего обеспечения. Каждый год на Пятидесятницу мы благодарим Бога за Его обеспечение в прошлом и возрастаем в вере, чтобы переживать Его полное обеспечение в году грядущем!
Да благословит Вас Господь…Примите Божье обеспечение!
Картина: «Моисей, разбивающий скрижали Завета». Рембрандт Харменс ван Рейн. 1659