Шмини Ацерет
Праздник Шмини Ацерет, который следует сразу за Суккот, считается отдельным праздником. В Торе, после описания службы в каждый из семи дней праздника Суккот, говорится: «В день восьмой празднование да будет у вас…» Слова «восьмой» (шмини) и «празднование» (ацерет) дали название этому празднику, завершающему «зман симхатейну» — время нашего веселья.
В Устной Торе написано, что, завещая еврейскому народу еще один праздничный день после недели торжества и ликования, Всевышний как бы просит: «Дети Мои, задержитесь еще на день в Моей обители. Тяжело Мне расставаться с вами».
Считается, что в Шмини Ацерет приближается к завершению всеобщий духовный подъем, который так долго царил в еврейских общинах.
Во времена Храма, при семидневном праздновании Суккот, на жертвенник возносили семьдесят волов, символизирующих семьдесят народов мира. Евреи от своего лица приносили Богу жертвы за другие народы, но на восьмой день — в Шмини Ацерет — приносили в жертву лишь одного вола и барана, уже за Израиль.
Устная Тора говорит: «Это похоже, как если бы царь позвал на семидневный пир всех жителей своей страны... А когда пир закончился, он сказал своему близкому другу: „Мы выполнили наши обязанности по отношению ко всем обитателям страны. Теперь пойдем и проведем время вместе. Только ты и я вдвоем..."
Шмини Ацерет, прекрасный день, когда еврейское сердце слышит просьбу Всевышнего: „Задержись. Тяжело Мне расставаться с тобой..."»
В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.
СИМХА́Т-ТОРА́ (שִׂמְחַת תּוֹרָה, `радость Торы`), Этот праздник начинается сразу после Шмини Ацерет. Одна из важнейших заповедей праздника Симхат-Торы — радость, празднование: «И веселись в праздник твой, ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и Левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих» (Втор. 16:14).
Тора состоит из пяти книг, из 54 «еженедельных глав», читаемых в течение всего года. В день праздника в синагогах завершается и вновь начинается годичный цикл чтения. В день Симхат Тора, завершая годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, читают заключительную главу, и, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают ее с начала.
Еврейские законоучители приводят несколько причин того, что новый цикл чтения Торы начинается в тот же день, когда заканчивается прежний:
Первая причина: Устная Тора, описывает как царь Соломон устроил праздник в знак дарования ему Всевышним особой мудрости, приводятся слова рабби Элазара,
...мы приходим к выводу о целесообразности устроения праздника в день, когда мы заканчиваем читать Тору, ибо, когда сказал Всевышний царю Соломону: «Я дарую тебе мудрость и чуткое сердце, и подобных тебе не было и не будет», то Соломон тотчас же устроил пир для всех слуг своих, дабы отпраздновать это событие, и это значит, что приличествует устроить пир и празднество в день, когда мы закончили чтение Торы...
Вторая причина в том, чтобы «не дать возможности сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, и не жаждут начать читать снова».
Симхат-Тора — один из самых весёлых праздников еврейского календаря, его всегда отмечают с особой радостью.
Вечером и утром в Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу.
На Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы всех без исключения мужчин, даже самых маленьких мальчиков.
Дети играют большую роль в праздновании Симхат-Торы, помимо чтения Торы они участвуют в процессиях, неся флажки с горящими свечами. Все дети в Израиле очень любят этот праздник. Многие не религиозные дети в этот день с радостью идут в синагогу.
Веселые, оживленные евреи, идут в синагогу, чтобы прикоснуться в этот день к сокровищу Торы во время танца со свитком Торы на плечах.
На Симхат Тора исчезает различие между людьми, и заповедь Ахават Исраел – любовь к брату-еврею – проявляется особенно ярко. Та самая любовь, о которой сказано: «люби одинаково и абсолютно порочных, и абсолютно праведных, люби, невзирая на внешность, поведение, достоинства и недостатки. Люби его, как самого себя, т.е. прощай ему, как прощаешь себе любые прегрешения.»
Есть хасидская притча, которую рассказал основатель хасидизма Бешт – Исраэль Баал-Шем-Тов:
– Как вы знаете, – сказал он, – наутро праздника Симхат Тора евреи спят дольше обыкновенного и утренняя молитва запаздывает. В этом нет ничего дурного: накануне они поздно веселились во время Хакафот. А у ангелов это обычный день, и они встают, как всегда, спозаранку. Им хотелось бы петь песни во славу Всевышнего, но без людей они петь не могут. Чтобы занять себя делом, ангелы начинают убирать рай. И вдруг в удивлении обнаруживают разбросанные повсюду странные предметы – подметки, башмаки, рваные туфли... Ангелы изумлены, они привыкли находить в раю тефиллин или мезузы. Но подметки?!
Отнесли они свои находки ангелу Михаилу. «Не беспокойтесь, – сказал им ангел Михаил, – это мое, это от плясок евреев с Торой», – и с удовольствием начал пересчитывать свое добро, называя, из каких оно синагог. Затем с гордостью показал свои приобретения ангелу Матату, который вяжет венцы Создателю из еврейских молитв. На этот раз ему, ангелу Михаилу, удастся связать венец еще величественнее – из туфель, порванных на Симхат Тора... )))
Еврейский праздник Шавуот так же посвящен Торе, ее получению на горе Синай. Почему же на Симхат Тора евреи должны радоваться Торе больше, чем на Шавуот?
Во времена передачи Торы еврейский народ достиг высшей точки духовного совершенства.
Евреи получили первые скрижали как святые, совершенно праведные, очищенные от следов греха. Некоторое время спустя, после совершения тяжкого греха поклонения золотому тельцу, евреи стали Баалей Тшува – искренне раскаивающимися и сокрушающимися людьми. И только тогда получили вторые скрижали.
Первые были даны им среди молний и грома, когда сотрясались небеса и земля, они были непрочными и вскоре разбились из-за поклонения золотому тельцу. Вторые скрижали были даны на Йом Кипур – в тишине и покое – символизируя тем самым спокойную искренность Баал Тшува (раскаяния и сокрушения), искренность, которая подлинна, вечна, нерушима и пронизывает ум, сердце и каждый день жизни еврея. И вторые скрижали сохранились.
Именно поэтому евреи больше радуются на Симхат Тора, которая празднуется сразу после Йом Кипур – Дня Искупления, дня раскаяния перед Всевышним.
В день Симхат Тора все евреи – от лидеров и старейшин до простых людей – становятся равными. Это время не предназначено, для изучения Торы. Это время, невзирая на разницу в образовании, пуститься в пляс и радоваться Торе. Свиток еще не развернут в определенном месте, а заключен в футляр, и евреи танцуют со всем его содержимым.
Евреи соединяются с Торой в такой степени, когда они становится ногами танцующего Свитка Торы – как бы очеловеченной Торы. Это период ликования, когда Тора радуется еврею так же, как еврей Торе, и все евреи, независимо от положения и жизненного опыта, могут принять участие в Симхе (радости).
Это чудесный день, когда и мы можем поблагодарить Бога за его присутствие в нашей жизни, побыть с Ним наедине и сказать Ему «спасибо за Чудесное Слово данное нам свыше»… И быть благодарным Богу за этот Свет Слова Божьего, который просвещает нашу тьму.
Всех с праздниками !!!