17 сентября 2010 года вечером, после захода солнца, евреи встречают Йом Кипур
В еврейской традиции Йом Кипур — один из самых важных дней в году - день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в 10 день месяца Тишрей (по еврейскому календарю) и является завершением Десяти дней покаяния, во время которых окончательно решается судьба человека в наступающем году.
За десять дней до этого, в Рош а-Шана, еврейский Новый год, евреи считают, что весь мир как бы прошел перед Всевышним. Поступки и мысли людей были оценены и взвешены; для каждого был подведен итог года и обозначена линия судьбы в новом наступающем году (кому жить, кому умереть, кому быть успешным, а кому пройти испытания).
Естественно задать вопрос: разве возможно - уже после вынесения "приговора" в Рош а-Шана - оказать влияние на формулировку окончательного, подписанного "текста приговора" и тем самым на судьбу человека, в начавшемся году? Евреи верят, что Всевышний через Тору, переданную еврейскому народу более 3300 лет тому назад, - сообщил: да, возможно изменить "текст приговора" в день его подписания, в Йом Кипур.
Поэтому в Йом Кипур постятся даже светские евреи, которые могут и не соблюдать другие праздники и посты. Считается, что в Израиле в этот день постятся 2/3 населения. В этом году Йом Кипур выпадает на шабат. Поэтому называется Шабат Шаббатон… При заходе праздника евреи зажгут свечи – по одной за каждого члена семьи и еще одну за души усопших родственников.
В древние времена в праздник Йом-Кипур в Иерусалимский храм приводили двух жертвенных животных — козлов одинаковой масти. Первосвященник бросал жребий и, по его выбору, одного из козлов приносили в жертву на огне (вместо быка), а на другого первосвященник символически возлагал грехи всего еврейского народа и «отпускал» в пустыню. Отсюда — «козёл отпущения». По другой версии, козла уводили в Иудейскую пустыню, где сбрасывали со скалы под названием Азазель в пропасть.
Отсылание козла в пустыню символизирует очищение от всех грехов и уничтожение последствий всех дурных дел сынов Израиля в результате полного раскаяния и стремления приблизиться ко Всевышнему. Талмуд рассказывает, что в период Первого Храма, когда Божественное присутствие было ощутимо и выражалось в постоянных чудесах, происходивших в Храме, одно из них было связано с козлом, отсылаемым в пустыню. К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти».
Мы знаем, что в Христианстве козел отпущения - является образом Иисуса Христа, который взял на себя грехи всего человечества. Сегодня за отсутствием храма и не принятием Иисуса как Мессии - евреи приносят в жертву за грехи - петуха или же приносят денежную жертву, за которую моляться говоря: "Да будут эти деньги жертвой" (эти деньги не берут из десятины).
Писания предписывают евреям в Йом Кипур «никакой работы не делать» и «изнурять душу», так как «это день искупления пред Господом». Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевает пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость.
В этот день вы не увидите в Израиле машин на дорогах (за исключение скорой помощи). Зато на улицах, можно увидеть много детей, которые ездят по всем дорогам на велосипедах и роликах…Это уже стало доброй традицией. Израильтяне называют этот день в шутку – праздником велосипедов. Это единственный день в году, когда закрыт Аэропорт «Бен Гурион» в Израиле и никакие рейсы не совершаются.
В Йом Кипур читают также поминальную молитву, к которой в наши дни добавилось еще две части: поминовение жертв Катастрофы и погибших в войнах за независимость Израиля.
В 1973 году в этот день, армии Египта и Сирии предприняли внезапное нападение на Израиль. Прямо из синагог и из своих домов люди отправились в бой, и рев моторов нарушил покой праздника. Многие не вернулись. Так старые обрядовые формы наполнило новое трагическое содержание — утраты и скорбь. Эта война получила название «Война Судного дня», которая завершилась победой для Израиля.
На исходе Судного дня (Йом Кипур) читается «закрывающая молитва», произносимая при заходе солнца - считается, что после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара и слышен завершающий все обряды призыв: «В следующем году - в Иерусалиме!».
|