Шалом с Израиля. 9 сентября весь еврейский народ будет праздновать Рош-а-Шанá, (в переводе с иврита «голова года», т.е. начало года) — Еврейский Новый год.
Рош-а-Шана - является Библейским праздником, то есть предписывается Танахом (Левит 23:23-24): «В седьмой месяц (тишри), в первый день месяца да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание». Рош-а-Шана Празднуется с начала эпохи Второго Храма.
Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней: 1-го и 2-го числа месяца тишрей (тишри), совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-Шана наступает вечером после захода солнца. В этом году праздник заходит 8 сентября вечером.
Еврейский праздник Рош а-Шана отмечается в честь сотворения мира, он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого - скитания, кого - благополучие, а кого - терзания, кому суждена бедность, а кому - богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья.
Самым торжественным моментом праздника является трубление в шофар. Во время синагогальной службы звук шофара (бараний рог) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши». Звук шофара звучит как призыв к покаянию.
В эти дни верующий отдаёт самому себе и своему Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он анализирует свою жизнь и принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета», или «Десять дней покаяния», которые заканчиваются праздником Йом-Кипур (Судный день)
Рош-а-Шана отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда. Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, «сладким». Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание «полного», счастливого года.
В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
рыбу - символ плодородия;
голову (баранью или рыбную) - чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство;
круглую сладкую халу (похожа по виду на русскую "плетенку") с изюмом - чтобы год был полным, здоровым; овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай;
яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым».
Люди произносят за праздничным столом благословения в жизнь друг друга и семьи.
В этот вечер Рош-а-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием, быть вписанным в Книгу Жизни.
Принятое пожелание-поздравление в это день звучит так:
«Ле-шана това у-метука тикатев ва-техатем!», что означает: «На добрый и сладкий год да будешь ты записан и запись эта пусть будет скреплена печатью!».
В книге пророка Михея написано: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) Эти слова легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на шаббат) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие Библейские тексты и покаянные гимны и молитвы.
Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Господа как царя, десять текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.
Основная цель Рош-а-Шана как праздника, освящающего начало года, — это подготовить себя в преддверии приближающегося Судного дня и молиться о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным.
Желаю всему еврейскому народу и Израилю в этом году Благословения, Божий Шалом, Радости и откровения от Господа! Пусть Бог покроет Свой народ любовью и милостью!
|