Слово «сукка», давшее название празднику, переводится как «шатер», или «шалаш», или «кущи» и символизирует отказ от опасной, в общем-то, иллюзии, что надежным дом делает крыша. Безопасность и надежность существования зависит совсем от других причин.
Заповеди пребывать в сукке во всех поколениях давалось множество объяснений, например, что, устанавливая около дома шалаш, евреи присоединяются к тем, кто сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Эрец-Исраэль, обрабатывал эту землю и радовался плодам, которые она дарила. Согласно другому толкованию, смысл заповеди в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. Так же это напоминает евреям, что земля – наш временный дом, что наш дом в вечности с Творцом.
В книге Левит 23:39–43 содержатся два особых предписания, связанные с праздником Суккот: «В кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней».
Сорок лет еврейский народ провел в Синайской пустыне, продвигаясь к Обетованной Земле. Их не беспокоила прочность крыши над головой, им сопутствовали защитные «облака Славы», и в трудную минуту они полагались на поддержку Всевышнего. Но, обретя свою Землю и поселившись в прочных, надежных домах, они все равно ежегодно уходят на семь дней под кровлю временных хижин. Эта заповедь является их благодарностью Всевышнему и памятью об Исходе из Египта.
Евреям не предписано селиться в сукке на Песах, в пору их Исхода из Египта, потому что весной – обычное для всех народов время перебираться на летние дачи, и смысл их переселения не был бы очевиден. Но они делают это осенью, в пору дождей и ненастья, подчеркивая тем самым, что цель их пребывания в сукке – лишь исполнение заповеди Всевышнего, они делают это исключительно в память об избавлении народа от рабства и славят Его тем самым .
Есть и другое название у Суккот – праздник уборки урожая. Он всегда выпадает на осень, на пору окончания летней страды, когда урожай полей, садов и виноградников стекается в амбары и на склады. Что может быть радостнее для земледельца зрелища обильных плодов его труда! Однако при виде щедрого изобилия он способен возгордиться: «Все это принесли мое умение и сила!» И, позабыв о Б-re, о духовных ценностях, вообразить, что цель его жизни – накопление богатства.
В своей бесконечной мудрости Б-г повелел именно в это время – время осеннего изобилия – переселяться в скромные шалаши. В предписании Торы жить в них семь дней содержится глубокий нравственный смысл: выйди из постоянного жилища, человек, «дабы сердце твое не возносилось», и не думай – «это сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство». Именно в дни личной радости вспомни, как предки твои кочевали в Синайской пустыне, и поверь: даже в этом хрупком убежище Б-г защитит тебя и пошлет процветание.
Следущая заповедь:«возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней».
В раввинистической традиции эти растения назваются арбаа миним (буквально «четыре вида») — этрог (вид цитрусовых; плод, похожий на лимон), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба).
Евреи держат Арбаа миним в руках во время произнесения молитв (потрясая ими и читая определенные псалмы).. Это является особым ритуалом. Еще его называют - «вознесение лулава». Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений, каждый из которых символизирует определенный тип людей. Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа. Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, - это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела. Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, - это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел. Мирт - растение несъедобное, но приятно пахнущее - это евреи, которые не знают Тору, но от которых, как аромат, исходят добрые дела. Верба, у которой нет ни вкуса, ни запаха, - это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет - один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.
Согласно другому толкованию, каждое из растений - определенная часть человеческого тела. Этрог - это сердце, тонкий и прямой пальмовый лист - позвоночник, мирт с его овальными листочками - глаза, а верба - уста. Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются этроги, лулавы, пальмовые ветви для кровли, приспособления для постройки и украшения сукки. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной сукки. Сегодня уже мало кто действительно живет в шалаше все семь дней праздника. Обычно семья только обедает в сукке, лишь некоторые остаются там на ночь. Особенно радуются Суккоту дети, воспринимающие этот праздник как интересное приключение.
Суккот явяляется одним из трех паломнических праздников наряду с праздником Песах и Шавуот. После первого праздничного дня наступают так называемые полупраздники: школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
Необычайно торжественно отмечался праздник Суккот до падения Иудеи, во времена Иерусалимского Храма. Еврейские мудрецы говорят: кто не видел «Радость черпания воды» (Симхат Бейт Хашоэйва) в Храме на Суккот – тот не видел в своей жизни настоящего веселья.
Во дворе Храма стояли золотые подсвечники, высотой в пятьдесят локтей (около 25 метров), с четырьмя золотыми чашами наверху, куда заливали кувшинами ароматическое масло. Не было дома в Иерусалиме, который не освещало бы их высокое пламя. В эти ночи, пишут современники, было настолько светло, что женщины могли сортировать пшеницу.
Исторические летописи единодушно подтверждают особую торжественность, великолепие и удивительное веселье праздника Суккот во времена Храма. Например, знаменитые «Хроники» Иосифа Флавия выделяют Суккот как наиболее красочный у евреев праздник. В эти дни Иерусалим переполняли паломники, бесконечной чередой шли карнавалы, люди танцевали с факелами в руках и пели, восхваляя Всевышнего.
И сегодня Праздник Суккот в Израиле всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием.
Даже в еврейских молитвах не называется Суккот иначе, как «зман симхатейну» — время нашей радости. Рамбам писал: «Радость, которую испытывает человек при исполнении заповеди Б-га из любви к Б-гу, есть великое служение. И нет большего величия и чести, чем веселиться во имя Всевышнего».
С праздником Суккот, возлюбленный еврейский народ!!!