Хотя как научное исследование, так и интерпретация библейского текста направлены на самооткровение Бога, тот факт, что Библия является более доступной формой Божьей речи, называемой особым откровением, даёт библейскому откровению приоритет в толковании перед требованиями научных исследований.
Резюме
Библейское мировоззрение утверждает, что человеческое познание возможно только в свете действий Бога, что не позволяет научному исследованию претендовать на то, что оно способно открыть все знания. Научное открытие возможно потому, что наблюдаемый мир действительно открывает истину о себе и о Боге, но эта истина на самом деле никогда не противоречит истине о Боге в Писании. В то время как научные исследования позволяют сделать вывод о том, что Бог говорит о Своём творении, особое откровение, записанное в Библии, является более прямым, словесным свидетельством Божьей речи. Следовательно, хотя оба способа исследования, как научный, так и библейский, подвержены ошибкам как человеческий процесс, библейское исследование имеет приоритет в плане интерпретации перед научным, потому что это Слово Божье, а не просто невербальный эффект какого-то Слова Божьего, стоящего за ним.
Что мы думаем об отношении Библии к современным научным утверждениям? Что мы делаем, когда обнаруживаем очевидные расхождения?
Библейское мировоззрение
Мы должны начать с краткого рассмотрения того, чем основанный на Библии взгляд на мир отличается от секуляризма и сциентизма, доминирующих в западном мире. Круги, в которых преобладает современный секуляризм, считают Библию устаревшей, а науку - предпочтительным способом продвижения в знаниях. Предполагается, что человеческое знание не нуждается в Боге. Но эта точка зрения имеет под собой ложные основания. Она просто предполагает определённый взгляд на мир и науку. Предп
... Читать дальше »
В новом выпуске программы «Это сверхъестественно!» – выдающийся евангелист и президент международного служения «AAIM» Алехандро Ариас. За свою жизнь он посетил более 57 стран на пяти континентах, делился Божьим Словом на крупнейших крусейдах, в церквях и на различных площадках по всему миру. Он приоткроет завесу тайны небесной жизни и расскажет о своем свидетельстве Божественного исцеления!
«Он взял меня за руку, и мы прошли сквозь стену. В мгновение ока я оказался в сияющем городе с золотыми улицами и мраморными стенами невероятной красоты. Мы подошли к старинной двери. Это были огромные ворота, какие можно видеть в английских дворцах. Стоя там, я ощутил, как несущийся сильный ветер пролетел мимо нас, и дверь открылась сама»
Как молитва веры разрушила смертельный диагноз? Какие слова услышал Алехандро от Иисуса? Почему враг так яростно пытался украсть его жизнь в детстве?
... Читать дальше »
Держу пари, что если бы вы суммировали и оценили все слова и книги, написанные за всю историю человечества, то первое место заняла бы тема Бога и спасения в этой жизни (как бы это ни определял автор). Но и я бы поспорил, что второе место займёт тема зла и того, почему оно существует.
Одна из наиболее интересных недавних попыток исследовать и объяснить зло была предпринята профессором Колумбийского университета Эндрю Дельбанко пару десятилетий назад в его книге "Смерть сатаны", в которой он утверждал, что американцы утратили представление о том, что такое зло и что оно собой представляет. Дельбанко справедливо отмечает, что сегодня люди считают себя добродетельными, что является моральной вершиной эволюционного процесса, и что “само понятие зла, по-видимому, несовместимо с современной жизнью, из которой быстро уходят идеи трансгрессии и ответственности за себя”.
Но Дельбанко опровергает это мнение тем фактом, что 20-й век был самым жестоким периодом в истории человечества, явлением "Повелителя мух", и всё это произошло, когда Запад, в частности, отказался от идеи космического, трансцендентного и сверхъестественного зла. Дельбанко говорит: “Мы в это не верим. Нам даже не нравится использовать слово "зло", потому что оно подразумевает ценностные суждения и моральные абсолюты. Поэтому мы используем медицинские термины, такие как дисфункция, и говорим о патологии”.
Вера в личное возвращение Христа для установления Своего земного царства — премилленаризм — всегда привлекала приверженцев, но в середине 1800-х годов мало кто мог себе представить, что это привлечёт больше, чем горстку людей.
Однако к 1875 году начал распространяться новый вид премилленаризма, называемый диспенсационализмом. Новый премилленаризм пришёл в Соединённые Штаты после гражданской войны, после расцвета в Великобритании среди «плимутских братьев». Одним из самых одарённых учителей «Братьев» был Джон Нельсон Дарби (1800-1882), бывший священник англиканской церкви Ирландии, который разработал новую разновидность футуристического премилленаризма. Он назвал это диспенсационализмом, в честь разделения истории на диспенсации или эпохи.
"Эти периоды отмечены в Писании некоторыми изменениями в подходе Бога к человечеству в отношении двух вопросов: греха и ответственности человека”, - объяснил К. И. Скофилд, популяризировавший систему Дарби в Америке. “Каждое из этих устроений можно рассматривать как новое испытание естественного человека, и каждое заканчивается судом, отмечающим его полную неудачу в каждом устроении”.
Диспенсационалисты спорили о количестве и названиях диспенсаций, но большинство американских диспенсационалистов придерживались семикратной схемы Скофилда: Невинность (до грехопадения), Совесть (от Грехопадения до Потопа), Человеческое правление, Обещание (от Авраама до Моисея), Закон (от Моисея до Христа), Благодать (эпоха церкви) и Царство (тысячелетнее царство).
В разделении истории на периоды не было ничего особенно радикального. Что отличало диспенсационалистов от всех остальных, так это их новый метод толкования Библии. Всё в системе диспенсационализма, казалось, основывалось на убеждении, что у Бога есть два совершенно разных плана, действующих в истории:
... Читать дальше »
Историческому Мелхиседеку и его деяниям посвящены три стиха Ветхого Завета, Бытие 14:18-20. Сравнение же Иисуса с этим персонажем занимает целую главу Послания к Евреям, начиная с послания к Евреям 7:1. Более того, автор послания к Евреям говорит о царе Мелхиседеке несколько странных вещей: “…во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда” (Евр. 7:2-3). Кем был исторический персонаж Мелхиседек? Как в Послании к Евреям используется Ветхий Завет? Правомерно ли такое использование? Было ли оно правомерным только для автора Послания к Евреям или оно всё ещё правомерно сегодня?
В эпоху средней бронзы (период до 1500 года до н.э.) Палестина была разделена на множество городов-государств. Мелхиседек считается царём-жрецом Салима, который многие учёные отождествляют с Иерусалимом. Там они поклонялись Эль-Элиоэну, или Всевышнему Богу. Хотя этот термин часто используется в Псалмах для обозначения Яхве, он не упоминается как имя, под которым патриархи знали Бога. Тем не менее, Авраам, должно быть, распознал сходство между Оным и Богом, которому он поклонялся, поскольку позже он дал клятву Всевышнему (Быт. 14:22). Возможно, у него уже был контакт с Мелхиседеком, или он и его союзники остановились помолиться в Салеме по пути на север. Но Мелхиседек остаётся одной из неясных неизраильских фигур Ветхого Завета, включая Валаама, что показывает, что Бог, по-видимому, был известен не только Израилю, но и другим людям.
После этого инцидента Мелхиседек исчезает из поля зрения, предположительно возвращаясь в Салем и доживая свои дни. Некоторые учёные указывают на внезапное появление династии священников-садокитов после захвата Иерусалима Давидом, предполагая, что они произошли от Мелхиседек
... Читать дальше »
По мере того, как мы взрослеем в Господе, мы начинаем отличать земные благословения от духовных и вечных. Когда это происходит, мы начинаем больше стремиться к духовным и вечным благословениям и больше стремиться пребывать в духовном царстве. В конечном счёте, в духовном мы чувствуем себя более уверенно, чем в материальном. В идеале, если мы сохраняем Господа своей главной любовью и стремление к Нему своим главным приоритетом, это должно стать “естественным” следующим шагом при переходе к вечной жизни. Подобно апостолу Павлу, мы будем желать этого так сильно, что нам будет трудно дольше оставаться в земном царстве. Мы будем жаждать перемен и захотим вернуться “домой”.
Самое важное изменение, которое приходит со зрелостью, заключается в том, что мы ценим познание Господа и приближение к Нему больше, чем получение благословений в обычной жизни. Нет большего благословения, чем знать Его и Его присутствие, и нет большего сокровища, чем быть рядом с Ним.
Есть популярная поговорка, что некоторые “настолько духовно мыслят, что от них нет никакой земной пользы”. Однако быть настолько преданным духовному и добиваться духовного успеха бесконечно ценнее, чем помогать другим естественными способами. Те, кто видит своим естественным умом, не могут этого увидеть, потому что они могут видеть только то, что естественно. Однако духовное имеет гораздо большее значение, чем естественное, и те, кто более тесно связан с вечным, оказывают ещё большее влияние на временные явления этой жизни.
Истина заключается в том, что те, кто мыслит по-земному, не приносят столько пользы ни в земной, ни в духовной сферах. Величайшее благо, которое мы можем сделать, - это жить так, чтобы не с
... Читать дальше »
Несколько месяцев назад я купил автомобиль. Дополнительным преимуществом нового автомобиля является то, что у меня впервые появились датчики слепых зон.
Теперь, когда я собираюсь перестроиться в другой ряд, маленький огонек предупреждает меня о том, что я пытаюсь обогнать другую машину. И если я не обращаю внимания на сигнал датчика, моя машина также подаёт звуковой сигнал, пока я не одумаюсь и не изменю траекторию движения.
Честно говоря, я никогда не думал, что захочу использовать эту функцию. На самом деле, когда я однажды ездил на тест-драйве автомобиля с этой функцией, меня это просто раздражало.
Но, как ни странно, теперь я люблю эти детекторы слепых зон! Я не могу представить, что бы я делал без них.
Размышляя о слепых зонах, я понял, что между ними существует множество духовных параллелей:
1. Слепые зоны - это факт жизни каждого из нас. Несмотря на то, что в нашей жизни есть проблемные зоны, мы часто не замечаем опасности. В сообществе, занимающемся восстановлением, это обычно называют “жизнью в отрицании”. Итак, мой друг, я надеюсь, ты осознаешь вероятность того, что в твоей жизни могут быть какие-то моральные или духовные пробелы.
2. Поначалу мы часто сопротивляемся обнаружению наших слепых зон. Мне было стыдно признаться, что мне нужна машина с функцией обнаружения слепых зон, но я признал. Однако, подобно тому, как “гордыня предшествует падению” (Притчи 16:18), смирение помогает нам обрести защиту. Если вы не желаете признавать истину, то в конечном итоге столкнетесь с ней.
3. Бог создал церковь с учётом обнаружения слепых зон. Хотя это ч
... Читать дальше »
Это одна из тех историй, от которых мне хочется плакать и в то же время посетить одну из тех комнат ярости, где я мог бы помахать кувалдой в руках.
В недавней статье Wall Street Journal подробно описан трагический случай Ричарда Уайтекера, который был обманут на сумму в размере 750 000 + 401 тыс. долларов (из своего пенсионного фонда) сомнительной инвестиционной компанией Next Level Holdings. “Я подумал, что это потрясающая возможность, и я буду обеспечен на всю жизнь”, - подумал 60-летний Уайтекер.
Финансовая возможность, предложенная Уайтекеру, выглядела как другие инвестиции, а те, кто её продвигал, походили на других финансовых консультантов, но и те, и другие были фальшивками. И те, кто организовал маскарад, сделали это с парнем, который не только потерял работу, но и у которого недавно обнаружили рак.
Кто-нибудь ещё захотел в комнату гнева?
Я уверен, вы знаете, что случай Уайтекера не уникален, поскольку бесчисленное множество людей были обмануты в финансовом отношении, но, тем не менее, этот случай по-прежнему душераздирающий. Это хорошее напоминание всем нам о том, что ужасные последствия могут наступить, когда вы зависите от чего-то поддельного.
И вот в чём дело: если в физическом мире существуют катастрофические последствия того, что вас обманули, то почему вы думаете, что в духовном мире будет что-то
... Читать дальше »
В своей последней работе "Евангельские истории" Эндрю Уилсон знакомит читателей с 57 короткими рассказами, которые освещают Евангелие.
Подобно кристаллу, преломляющему свет, Евангелие раскрывается в Писаниях различными способами. Цель Уилсона состоит в том, чтобы “повысить нашу признательность и удовольствие от хороших новостей, поворачивая кристалл”.
Он разбивает книгу на пять частей: (1) Сотворение и грехопадение; (2) Израиль и история; (3) Поэты и пророки; (4) Иисус и спасение; и (5) Восстановление и надежда. Это отражает общую структуру библейской сюжетной линии - Сотворение мира, Грехопадение, Израиль, Иисус и Новое Творение.
Уилсон, пастор-преподаватель лондонской Kings Church, пишет в доступном и увлекательном стиле. Он сочетает богословскую глубину с ярким повествованием, оживляя Писания. Его способность сочетать юмор, современные аналогии и культурные отсылки (например, "Бойцовский клуб", "Шестое чувство"), а также библейскую экзегезу делают книгу очень увлекательной.
К сожалению, книга не дотягивает в трёх областях.
Во-первых, книге не хватает глубины. Это больше похоже на “дегустационное меню”, чем на полноценный обед. Уилсон знакомит читателя с глубокими теологическими концепциями, но лишь поверхностно.
Во-вторых, в книге предлагается ограниченное рассмотрение альтернативных теологических точек зрения. Как и все мы, он сформирован своим собственным церковным прошлым и теологической позицией, но иногда это ограничивает нюансы его дискуссий. Например, его подход к искуплению предполагает модель замещения наказания, но он никогда не упоминает другие способы понимания креста.
... Читать дальше »
Гость нового выпуска хорошо знает, что такое личные отношения с Богом. Будучи христианином в четвертом поколении, проповедником и евангелистом, он длительное время сталкивался с демоническими атаками. Знания об Иисусе на социальном, философском и историческом уровнях не спасали от ночных кошмаров и демонических существ, словно подчеркивая: недостаточно просто знать о Боге – необходимо иметь с Ним живые отношения.
Гость нового выпуска программы «Это сверхъестественно!» – Дэвид Эрнандес, евангелист и автор бестселлеров. Он расскажет, к чему приводят ультиматумы с Богом и что он увидел, когда, наконец, встретился с Ним.
«Я был один в гостиничном номере. Лежал на кровати, уставившись в потолок, весь в поту. Сердце сильно колотилось, тело сотрясалось от нападения дьявола, который обманывал меня и атаковал разум. Я начал терять смысл жизни, как вдруг… »
Что такое «цикличность поколений» и как выйти из порочного круга духовного наследия? «Из чрева потекут реки воды живой» – что означают эти слова Христа, сказанные Им в Евангелии от Иоанна 7:38?
... Читать дальше »