Держу пари, что если бы вы суммировали и оценили все слова и книги, написанные за всю историю человечества, то первое место заняла бы тема Бога и спасения в этой жизни (как бы это ни определял автор). Но и я бы поспорил, что второе место займёт тема зла и того, почему оно существует.
Одна из наиболее интересных недавних попыток исследовать и объяснить зло была предпринята профессором Колумбийского университета Эндрю Дельбанко пару десятилетий назад в его книге "Смерть сатаны", в которой он утверждал, что американцы утратили представление о том, что такое зло и что оно собой представляет. Дельбанко справедливо отмечает, что сегодня люди считают себя добродетельными, что является моральной вершиной эволюционного процесса, и что “само понятие зла, по-видимому, несовместимо с современной жизнью, из которой быстро уходят идеи трансгрессии и ответственности за себя”.
Но Дельбанко опровергает это мнение тем фактом, что 20-й век был самым жестоким периодом в истории человечества, явлением "Повелителя мух", и всё это произошло, когда Запад, в частности, отказался от идеи космического, трансцендентного и сверхъестественного зла. Дельбанко говорит: “Мы в это не верим. Нам даже не нравится использовать слово "зло", потому что оно подразумевает ценностные суждения и моральные абсолюты. Поэтому мы используем медицинские термины, такие как дисфункция, и говорим о патологии”.
Но Дельбанко говорит, что это не работает и что, в конце концов, “у нас нет языка, чтобы связать нашу внутреннюю жизнь с ужасами, которые происходят перед нашими глазами во внешнем мире... мы не можем обойтись без каких-либо концептуальных средств для осмысления универсального человеческого опыта жестокости и боли”.
А без этого многие из нас теряют чувствительность к злу и ведут себя так, что, по выражению Дельбанко, “мы вздрагиваем или морщимся, а затем переключаем канал”.
Естественно, как христианин, я считаю, что он прав, и утверждаю, что дьявол - это актуальная реальность. Но почему Дельбанко (который не является христианином; он называет себя “ненаблюдательным евреем”) приходит к такому выводу? Почему мы не можем просто удалить дьявола?
Многие сегодня так и сделали. Они высмеивают идею о существе, которое Иисус назвал “князем мира сего” (Иоанна 12:31; 16:11), во многом подобно психологу Генри Мюррею, который описал сатану как “не более чем рудиментарный образ, пережиток древнего прошлого со сломленным духом, нелепый актёр-хам и в воображении человека нет ничего более значимого, чем червеобразный отросток в его кишечнике.” Согласно недавнему опросу Гэллапа, к нему присоединились 42% американцев, которые отрицают существование дьявола.
Но в то же время, как отмечается в недавней статье AP news, наблюдается всплеск “сатанинского” поклонения. Просто это не то, что, скорее всего, приходит вам в голову, когда вы слышите этот термин.
В статье говорится: “Хотя они и используют термин "сатанист", они не почитают сатану и не верят в него … Вместо богов они восхваляют человечество”.
“Вы сами хозяин своего настоящего и будущего, и нет Бога, который принимал бы решения за вас”, - утверждает один из членов Сатанинского храма. “В сатанизме нет решений или абсолютных истин. Вы сами себе бог и сами создаёте свою собственную реальность”, - говорит другой.
Как ни странно, в статье упоминается, что “как только они будут приняты, члены могут выбрать себе новое имя — обычно демона или падшего ангела, — с которым их будут отождествлять в храме и среди других соратников”. Это вызывает недоумение; если вы не верите в сатану, как вы можете верить в демонов/падших ангелов? Но я отвлёкся.
От всего этого у меня дрожь по спине, потому что, хотя Библия говорит, что мы созданы по образу Божьему (Быт. 1:27), так много людей закрепляют в своём сознании мировоззрение с помощью вышеприведенных заявлений, независимо от того, объявлены они сатанистами или нет, что они невольно переделывают себя в соответствии с этим образом дьявола.
Перечитайте заявления членов Сатанинского храма и скажите мне, что это не согласуется с заявлениями дьявола “Я буду...” в 14-й главе Книги Пророка Исаии, которые заканчиваются словами “Я уподоблюсь Всевышнему” (стих 14). То же самое относится и к отрицанию абсолютной истины в стиле “сказал ли Бог?” (Быт. 3:1).
И то, и другое продолжается каждый день, как говорит Лайонел Тайгер, профессор антропологии из Университета Ратгерса, описывая нашу культуру как “отдельных людей с полностью сформировавшимися личными моральными принципами, позволяющими вести бизнес без личной ответственности”.
Такое отношение привело к тому, что общество, в котором всё в порядке, создано для того, чтобы поглощать наши проступки и заставлять их якобы исчезать, как это описывает Джон Апдайк в своём романе “Иствикские ведьмы", где герой вытирает немного пролитого чая на восточный ковер и замечает: "Самое замечательное в восточных коврах, что они не показывают ваши грехи”.
Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Римянам 16:20)
|
О, но они проявляются — часто мгновенно, иногда трагически, но всегда рано или поздно.
В своей книге Дельбанко говорит: “Итак, работа дьявола повсюду, но никто не знает, где его искать”. Возможно, мы просто недостаточно усердно ищем.
Факт в том, что он, хотя и не вездесущ, но в другом смысле присутствует повсюду. Трудно стереть дьявола из памяти, когда его желания, мысли и действия проявляются у стольких людей.
В эпизоде “Мэр Кингстауна” женщина, которая всю свою жизнь подвергалась насилию, говорит “мэру”, что она не верит в Бога, но абсолютно уверена в дьяволе, потому что его ученики повсюду, исполняющие приказы своего учителя. “Дьявол - это мы”, - говорит она с разбитым сердцем.
Я бы сказала, что она одновременно и права, и неправа.
Она права в том, что каждый, кто когда-либо жил, уходил из этой жизни с одним из двух духовных отцов. Либо они были “рабами Христовыми” (Рим. 1:1), имея Бога своим Отцом, либо оставались “в сетях дьявола, будучи пленены им для исполнения Его воли” (2 Тим. 2:26). Точно так же, как “ианин-ская” часть слова “христианин” является окончанием прилагательного, заимствованным из латыни для обозначения “приверженности или даже принадлежности, как в случае с рабовладением”, “сатанисты” также представляют своего владельца.
Но она ошибается в том, что на самом деле существует дьявол, которого британский писатель Иэн Макьюэн описывает как “пагубный принцип, силу в человеческих делах, которая периодически выходит вперед, чтобы доминировать и разрушать жизни отдельных людей или страны, а затем отступает, ожидая следующего случая”.
Как бы мы ни старались, мы не можем удалить сатану сейчас, но мы с нетерпением ждём того дня, когда он будет уничтожен навсегда, как сказано в Писании: “Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре” (Рим. 16:20).
Вот для этого-то я и хочу занять место в первом ряду.