В этой книге предлагается 57 способов по-новому взглянуть на Евангелие. Но не все из них находят отклик
В своей последней работе "Евангельские истории" Эндрю Уилсон знакомит читателей с 57 короткими рассказами, которые освещают Евангелие.
Подобно кристаллу, преломляющему свет, Евангелие раскрывается в Писаниях различными способами. Цель Уилсона состоит в том, чтобы “повысить нашу признательность и удовольствие от хороших новостей, поворачивая кристалл”.
Он разбивает книгу на пять частей: (1) Сотворение и грехопадение; (2) Израиль и история; (3) Поэты и пророки; (4) Иисус и спасение; и (5) Восстановление и надежда. Это отражает общую структуру библейской сюжетной линии - Сотворение мира, Грехопадение, Израиль, Иисус и Новое Творение.
Уилсон, пастор-преподаватель лондонской Kings Church, пишет в доступном и увлекательном стиле. Он сочетает богословскую глубину с ярким повествованием, оживляя Писания. Его способность сочетать юмор, современные аналогии и культурные отсылки (например, "Бойцовский клуб", "Шестое чувство"), а также библейскую экзегезу делают книгу очень увлекательной.
К сожалению, книга не дотягивает в трёх областях.
Во-первых, книге не хватает глубины. Это больше похоже на “дегустационное меню”, чем на полноценный обед. Уилсон знакомит читателя с глубокими теологическими концепциями, но лишь поверхностно.
Во-вторых, в книге предлагается ограниченное рассмотрение альтернативных теологических точек зрения. Как и все мы, он сформирован своим собственным церковным прошлым и теологической позицией, но иногда это ограничивает нюансы его дискуссий. Например, его подход к искуплению предполагает модель замещения наказания, но он никогда не упоминает другие способы понимания креста.
Это особенно очевидно в его рассуждениях об оправдании. Уилсон представляет традиционную точку зрения реформатов: оправдание - это юридическая (судебная) декларация, согласно которой Бог объявляет верующего праведным только по вере. Другие учёные, такие как Н.Т. Райт и Джеймс Данн, в последние десятилетия подвергли сомнению эту концепцию. Является ли оправдание чисто декларативным (“получение спасения”) или оно также включает в себя аспекты завета и отношений - например, приглашение вступить в завет преображения? Уилсон оставляет эти идеи неизученными, упуская возможность для более глубокого вовлечения.
В-третьих, хотя библейское изложение Уилсона в целом убедительно, есть места, где оно вызывает вопросы. Один из примеров можно найти на странице 12, где он утверждает, что то, что мы созданы по образу и подобию Бога, означает - по крайней мере частично - что мы похожи на Него физически (на основе Бытия 1:26-27). Но древнееврейские термины целем (изображение) и демут (подобие) предполагают представление и схожесть, а не физическое сходство. На Древнем Ближнем Востоке царей часто называли “образом” бога, что означало, что они были представителями или наместниками, а не физическими копиями. Более того, в Иоанна 4:24 говорится, что Бог есть дух, а в послании к Филиппийцам 2:6-8 ясно говорится, что человеческий облик Иисуса был уникальным для воплощения. Утверждение Уилсона здесь кажется сомнительным как с богословской, так и с экзегетической точки зрения.
Аналогичную озабоченность вызывает основополагающая метафора Уилсона в книге - Евангелие как кристалл. То есть Евангелие описывается как многогранный драгоценный камень, который преломляет разные цвета в зависимости от угла обзора. Хотя поначалу это кажется привлекательным, возникает важный теологический вопрос: является ли Евангелие собранием отдельных частей или это единая история? Подход Уилсона может, по крайней мере, непреднамеренно свидетельствовать о том, что Евангелие - это набор теологических концепций (оправдание, искупление, примирение), а не непрерывное повествование с началом, серединой и концом, кульминацией которого является Иисус как Мессия Израиля, несущий царство Божье. Таким образом, хотя метафора Уилсона выгодно подчеркивает богатство Евангелия, она рискует создать впечатление, что это скорее отдельные учения, чем единая драматическая история.
"Евангельские истории" лучше всего подходят для того, чтобы помочь читателям проследить ключевые темы, закономерности и исполнение в Писаниях, которые они могли бы по неосторожности пропустить. Кроме того, в книге соблюден здоровый баланс, поскольку она не является ни чисто академической, ни исключительно религиозной.
Кроме того, это книга для широкой аудитории. Независимо от того, являетесь ли вы пастором, читателем-мирянином или новичком в христианской вере, "Евангельские истории" будут полезны для вас. Книга достаточно глубокая для тех, кто знаком с теологией, и в то же время доступная для тех, кто не знаком с библейской интерпретацией.
Joshua Bloor- специалист по изучению Нового Завета, лектор, писатель и пастор из Манчестера, Великобритания.