Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Почему христианство больше не кажется необходимым, но скоро может снова стать таковым
Этой осенью в Копенгагене я прогуливался ранним утром по тихим улочкам, мимо закрытых магазинов. Я искал церковь Богоматери, неоклассический собор лютеранской церкви в Дании. В отличие от многих других европейских соборов, эта церковь излучает свет, когда вы входите в неё с узких, затемнённых улочек. Когда вы проходите по центральному проходу, окруженному статуями апостолов, к Иисусу, стоящему за алтарём с приглашающе простёртыми руками, фонари манят вас к себе. После наступления темноты свет Слова вновь воссиял во времена протестантской реформации.

Вскоре после открытия я вошёл в собор со вторым посетителем. Ближе ко входу я обнаружил третьего. Посетив достаточно европейских церквей, вы ожидаете увидеть небольшое количество пожилых женщин за молитвой. Но не в этот раз. Двое других посетителей, молодые люди, коренные датчане, читали и молились.

Я пришёл сюда на следующее утро после поминальной службы по Чарли Кирку в Соединённых Штатах. Всю неделю руководители и гости нашей конференции TGC Norden хотели расспросить меня о Кирке. Собрание размером со стадион, сопровождаемое евангельской проповедью от высокопоставленных политиков, было бы немыслимо в Скандинавии, одном из самых светских регионов мира. Но церковные лидеры из Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии и Фарерских островов сказали мне, что они видели кое-что из того, что я наблюдал в церкви Пресвятой Богородицы: возросшую восприимчивость молодых людей к Евангелию.

Возвращаясь в свой отель и готовясь к вылету, я размышлял о том, что значит жить в постхристианском мире, о чём я рассказываю в новой книге "Евангелие после христианства". Возможно, мы не такие светские, как я думал, по крайней мере, в Соединённых Штатах. Возможно, слияние христианского свидетельства и политической власти остаётся сильнее, чем можно было бы предположить по снижению посещаемости церкви.

Размышляя об этом приятным прохладным утром неподалеку от кафедрального собора, недалеко от Копенгагенского университета, я заметил флаг прайда. Потом ещё один. Потом ещё один. Я забрёл в район гей-баров по пути от железнодорожного вокзала к своему отелю, расположенному рядом со стриптиз-клубом. И я начал лучше понимать, в каком затруднительном положении мы оказались на Западе в постхристианский период. Одна группа людей может проявлять обнадёживающий интерес к Евангелию, в то время как другая отдаляется от Бога. В одной стране может происходить пробуждение, в то время как в другой церкви пустеют. Социальные сети показывают одну группу мучениками, в то время как другая группа видит их в красном свете.

Чарльз Тейлор, как известно, начал свой окончательный анализ секуляризма с описания утраты религиозных убеждений в период с 1500 по 2000 год. Во времена Лютера от религии приходилось отказываться. В наши дни вы должны принять её. Вера оспаривается плюрализмом наших взглядов. Все знают, что необязательно быть христианином, что христиане не обладают монополией на власть. Таков наш постхристианский мир, где вера прорастает на одной улице, а упадок господствует на другой.

Тезис о секуляризации

Ранее в этом году мой друг попросил меня объяснить различия между Соединёнными Штатами и Европой, особенно в том, что касается религии и секуляризма. В Копенгагене я провёл бессонные ночи, размышляя над этим вопросом. Социолог Райан Бердж всегда хорошо разбирается в графиках, иллюстрирующих эту динамику. Он показал, что чем богаче страна, тем ниже уровень религиозности.

Это стандартный тезис секуляризации. Зарабатываешь деньги, теряешь Бога. Норвегия - самая богатая страна в мире по показателю ВВП на душу населения. Чуть опережая Соединённые Штаты. Менее 20% норвежцев считают, что религия очень важна. В Дании, Швеции и Финляндии показатели ещё ниже.

Но в тезисе о секуляризации всегда было одно существенное отличие. Это Соединённые Штаты, где 52 процента американцев считают религию важной.
Но эта диаграмма от Берджа мне не особо нравится, ведь Соединённые Штаты большие и разнообразны. Европа тоже. Некоторые европейские страны больше похожи на Соединённые Штаты. Некоторые штаты больше похожи на европейские страны. Если мы действительно хотим докопаться до сути различий в религиозности и секуляризме, нам нужно заглянуть глубже.
В целом, 25% населения США еженедельно посещают религиозные службы. В Европе этот показатель составляет 14%. Неудивительно, что мормоны штата Юта и лютеране Северной Дакоты возглавляют список. Но №3 и №5 - это два государства посткоммунистического Восточного блока, Польша и Словакия. Мы вернёмся к изучению значимости этих двух стран.

Затем следует множество штатов, включая Арканзас и Южную Дакоту, пока вы не доберётесь до нескольких европейских стран, в частности Ирландии и Италии, где посещаемость в среднем по США составляет 26 процентов в неделю. Большинство стран Европы находятся в нижней части списка - от 13% еженедельных посещений церкви в Испании и 12% в Соединённом Королевстве до 3% в Исландии.

Однако из этого списка вы увидите, что несколько штатов США являются такими же светскими, как и многие европейские страны. Только 14% жителей Массачусетса посещают церковь еженедельно. В Мэне, самом светском штате, этот показатель составляет 12%. Вермонт - 18%, как и Коннектикут. Нью-Гэмпшир - 17%. Нельзя сказать, что вся Европа светская. Польша и Словакия напоминают американский Библейский пояс. И дело не в том, что Соединённые Штаты религиозны. Новая Англия как Скандинавия. Неудивительно, что так много американцев с Юга испытывают трудности в служении, когда переезжают в Новую Англию. С таким же успехом они могли бы жить в Норвегии.

Побывав в Копенгагене в третий раз, я получил представление о проблемах секуляризма, общаясь с пасторами и миссионерами — некоторыми коренными жителями Северной Европы, другими из Соединённого Королевства и многими из Соединённых Штатов. Я старался слушать и наблюдать, подмечать и делать заметки.

В первый вечер, когда я учил по Иеремии на TGC Norden, футбольный клуб "Копенгаген" играл в матче Лиги чемпионов против немецкого "Леверкузена". Я мог дойти от церкви до стадиона менее чем за 40 минут. Излишне говорить, что моя проповедь не шла ни в какое сравнение с футбольной ничьёй. Как и в Соединённых Штатах, спорт процветал по мере того, как религия становилась все менее важным объектом посвящения, отнимала время, внимание и деньги.

Затем, субботним утром, я бродил по чистым, безопасным улицам, наблюдая, как толпы людей наслаждаются кофе и выпечкой в неспешных уличных кафе. Смеющиеся дети танцевали в фонтанах на городских площадях. Я пришёл в церковь как раз вовремя, чтобы услышать, как мой друг Кристиан Рот завершает конференцию прекрасной проповедью о страданиях из Послания к Римлянам 8.

Переход с залитых солнцем улиц в душную церковь потряс меня. И я спросил себя, кто из нас оторван от реальности? Конечно, это толпы людей на улицах проявляют гораздо меньше беспокойства по поводу неизбежности смерти, чем, по мнению их предка-экзистенциалиста Серена Кьеркегора (похороненного недалеко от церкви).
И вот, я спросил себя, кто же чувствует себя оторванным от реальности? Мы, христиане, чувствуем это, сидя в тёмной церкви и рассуждая о страданиях и всевластии Бога. Это нам кажется, что мы живём в кошмаре, который сами навлекли на себя, в то время как мир наслаждается последними солнечными неделями перед наступлением долгой северной зимы с её ранними ночами и поздним утром.

Эти основатели церквей и миссионеры - мои герои. Они - столпы реальности и истины среди нереального изобилия, которое вы не сможете унести с собой в вечность. Они сталкиваются с апатией, а иногда и с открытым противодействием со стороны людей, которые до смерти увлекаются алкоголем и наркотиками.

Это вызов, брошенный христианству в наш секулярный век. Дело не в том, что мы неправы. Меняющиеся культуры не меняют того факта, что 2000 лет назад Иисус, Сын Божий, воскрес из мёртвых, и это единственный способ для любого из нас избежать смертного приговора и вечного суда. Проблема в том, что во многих светских странах вера в Иисуса не ощущается необходимой. Люди не чувствуют необходимости творить добро или вести праведный образ жизни. Это одна и та же история от Бостона до Манчестера, от Бергена до Мальме. Реальность кажется нереальной.

Трещины в тезисе о секуляризации: две подсказки

Если мы хотим решить миссионерскую проблему секуляризма, нам нужно обратить внимание на различия между Соединёнными Штатами и Европой, а это значит, что нам нужно внимательнее присмотреться к различиям между разными странами Европы и разными штатами Соединённых Штатов.

1. В целом у католиков дела обстоят лучше, чем у протестантов

Первое, что бросается в глаза, - это чёткое разделение между протестантами и католиками. Польша, Словакия, Ирландия и Италия - преимущественно католические страны. Норвегия, Швеция и Исландия, расположенные в самом низу списка, исторически являются протестантскими странами. Итак, у нас есть первый важный ключ к пониманию того, что между протестантами и католиками есть некоторые различия, по крайней мере, в том, что касается еженедельного посещения церкви и того, что религия очень важна.

Когда вы смотрите на Соединённые Штаты, картина выглядит не такой ясной, по крайней мере, на первый взгляд. В основном протестантские штаты на Глубоком Юге с высокой концентрацией баптистов и методистов занимают самые высокие позиции. В основном католические штаты Новой Англии занимают самые низкие позиции. Означает ли это, что мы не можем извлечь никакого понимания из этого различия?

Я всё ещё думаю, что мы можем, и вот почему. Что общего мы видим между самыми религиозными европейскими странами и самыми религиозными американскими штатами? Загляните в историю, и вы увидите высокую степень напряжённости между церковью и культурой или политическими властями. Возьмём Польшу. Католическая церковь, подарившая нам папу римского Иоанна Павла II, в 1990-е годы была главным противником коммунизма, контролируемого Советским Союзом. В результате церковь играет большую роль в формировании национальной идентичности, особенно с учётом того, что Польша сталкивается с постоянной угрозой безопасности со стороны расположенного неподалеку российского колосса.

Теперь давайте вернёмся на американский Юг. Вы снова столкнётесь с высокой степенью напряжённости между церковью и культурными или политическими властями. На Юге проживает самая высокая концентрация афроамериканцев, и церковь была опорой и объединяющей силой в чернокожем сообществе перед лицом маргинализации и часто откровенных преследований.

Белые христиане на Юге, возможно, составляют большинство и контролируют большую часть своих общин и даже штатов. Но они видят свою идентичность в отличие от прогрессистов Севера, особенно от янки из Новой Англии. Мне не нужно углубляться в проблемы, связанные с этим подходом, возвращаясь к рабству и сегрегации. Но даже сегодня самобытность южан видит угрозу своим ценностям, и церковь является главной цитаделью для защиты.

Как показывает история, это напряжение может создавать проблемы. Но определённое напряжение необходимо и для того, чтобы церкви были верны Писанию, что мы видим на примере пророков, апостолов и, конечно, самого Иисуса. Мы видим, насколько это необходимо, когда изучаем христианские движения, которые существуют и распространяются. Ларри Уртадо, исследователь христианства второго века, предлагает историческую социологию религии в своей замечательной книге "Разрушитель богов":

Успешное религиозное движение должно сохранять определённый уровень преемственности со своей культурной средой, но при этом оно также должно “поддерживать средний уровень напряжённости” в этой среде. То есть движение не должно восприниматься как совершенно чуждое или непонятное. Но, с другой стороны, у него также должно быть то, что я подразумеваю под отличительными чертами, которые выделяют его в культурной среде, включая поведенческие требования, предъявляемые к новообращённым. Должна быть чёткая разница между тем, чтобы быть своим в группе, и тем, чтобы быть посторонним.

Короче говоря, движения доступны и необычны. Это не культы. Но и не ассимилированные сообщества. И это подводит нас ко второму важному ключу к разгадке.

2. Церковь и государство находятся в напряжении

Я посещал и часто совершал служение в Женеве, Копенгагене, Стокгольме, Бостоне, Эдинбурге, Лондоне, Берлине, Амстердаме — некоторых из самых светских городов мира. В своё время все они также были одними из самых важных протестантских городов мира. Они были или даже остаются сегодня столицами устоявшегося или официального государственного протестантизма. И я не думаю, что эта деталь является второстепенной для нашего расследования.

Я говорю это не только как баптист свободной церкви. Я опираюсь на факты. Официальная церковь не может мириться с напряженностью в отношениях с государством или культурой, которую Уртадо отождествляет с успешными религиозными движениями. Задача официальной церкви состоит в том, чтобы способствовать социальной сплоченности, служить политическому видению.

В зависимости от страны и периода времени, некоторые авторитетные церковные лидеры всё ещё могут выступать против правительства, выступать против войны, осуждать аморального лидера. Сейчас это часто встречается, когда речь заходит об экономике или защите окружающей среды. Ни один англиканский епископ не дрогнет перед тем, как осудить экономический план премьер-министра. Часто они идут в ногу с культурой, а не против неё.

Гораздо реже епископ выступает против ассистированного суицида, абортов или гомосексуальности. Это может занять некоторое время, но в конечном итоге авторитетная церковь осознаёт, к чему привели культура и политики. Напряженность должна быть снята. Общество должно быть стабилизировано и объединено с помощью церкви.

Давайте вернёмся к протестантскому элементу этого уравнения. Концепция реформаторов, которую я всецело поддерживаю, сочетала подлинную внутреннюю духовность с прикладной общественной теологией. Крупнейшие реформаторы, такие как Кальвин и Лютер, работали в среде истеблишмента. Они хотели увидеть духовное пробуждение через подлинную, непосредственную встречу со Словом Божьим. И они хотели, чтобы это Слово применялось к тому, как устроено общество, в согласии с правительством.

Прогуливаясь по Копенгагену, я вспомнил, насколько успешными были их реформы. Это мир, созданный протестантизмом. Всеобщая грамотность. Повсеместное процветание. Защита прав человека. Безопасные и чистые улицы - это не просто программа правительства, направленная сверху вниз. Это восходящее поведение людей, которые из поколения в поколение усваивали библейские заповеди. Эти реформы происходят из динамичной, инновационной культуры, сформированной протестантским образованием, направленным на служение общему благу.

Протестантизм нормализовал и универсализировал внутреннее содержание христианства. Как мы ясно видим на примере пуритан Новой Англии, протестанты ожидали, что каждый испытает встречу с Богом и будет повиноваться из внутреннего желания, а не просто из внешнего соответствия. Тогда эти протестанты ожидали, что их общины станут городами на холме, маяками праведности, когда эта вера будет применяться ко всей жизни. Неудивительно, что протестантские страны Северной Европы прославились своими щедрыми программами социального обеспечения. Это их вера, применяемая к обществу, по крайней мере, когда вы достаточно состоятельны, чтобы позволить себе это.



Так в чём же проблема? В чём причина секуляризма?

Церковь стала жертвой собственного успеха.

Когда все подчиняются изнутри, а правительство решает все проблемы, какова цель церкви? Кому нужна проповедь, чтобы рассказать вам о том, что вы уже знаете, что нужно делать? Вы будете внутри, слушая о страданиях, описанных в 8-й главе Послания к Римлянам, в то время как толпа снаружи будет думать: "Правительство позаботится обо мне, если что-то пойдёт не так". Христианство не кажется необходимым, как я слышал в жалобах от многих церковных лидеров по всей Скандинавии.

Ожидая слишком многого

Есть ещё одна проблема, которая приводит к секуляризму, и она характерна для протестантизма. Чарльз Тейлор обвиняет реформаторов в том, что они слишком многого ожидают от отдельных людей и общества в целом.

Легче поддерживать религию ритуалов, публичных выступлений. Вы идёте на мессу, потому что вам нужно причаститься. И вы не ожидаете, что все будут вести себя как святые. Вот почему мы почитаем немногих как святых, а не перегружаем многими. Тейлор называет эту проблему реформой. Человек оправдывается только верой. Это объективно (апостол Павел). Но доказательство веры можно найти в наших делах. Это субъективно (послание Иакова). Откуда вы знаете, что вы оправданы, если ваши дела не приносят пользы?

Тейлор говорит, что протестантизм сгибается под тяжестью собственных высоких ожиданий. Меня не убеждает этот аргумент, но я признаю его силу. Протестантизм возлагает на людей большие надежды, которые они должны подтверждать своими действиями. В этом падшем мире наши действия неизбежно окажутся неэффективными. Общество не всегда меняется. Грех не искоренён. И мы задаёмся вопросом, действительно ли мы спасены, может ли христианство на самом деле работать.

Эта динамика между общественным и частным в Европе проявляется непонятным образом, и я изо всех сил пытался понять это в беседах с церковными лидерами. В светской Европе вы обнаружите своеобразную связь между высокой степенью индивидуальной автономии и высокой степенью социального соответствия. Все вместе занимаются своими делами. Церковные лидеры рассказывают мне, как трудно быть учеником среди людей, которые не могут представить себя членами церкви и подчиняться руководителям. Но они охотно платят высокие налоги, чтобы все были примерно на одинаковом экономическом уровне, имели доступ к образованию и здравоохранению.

И снова это загадка секуляризма. Протестантизм и его упор на индивидуальное чтение Библии способствовали росту индивидуализма на Западе — того самого индивидуализма, который сейчас, например, выступает против церковного учения о сексуальности. И протестантизм также создал это нравственное общество, которое ожидает, что каждый внесёт свой вклад в общее благо в соответствии с устоявшимися ценностями.

Итак, что же произошло? Как зародился устоявшийся протестантизм и как церковь практически исчезла в 20-м и 21-м веках? Обычно в число подозреваемых входят философия Ницше, естественный отбор Дарвина и психоанализ Фрейда. Все они сыграли важную роль. Но теперь нам нужно добавить ещё один ингредиент в это странное рагу из секуляризма.

Эта составляющая - кризис Второй мировой войны, разрушение этого города на холме. Германия выглядит исторической и почтенной, но, конечно, она была отстроена на новом фундаменте после того, как американские и британские бомбы сравняли с землей большинство городов. С исторической точки зрения, это всего лишь фасад.

Историк Том Холланд в своей книге "Доминион" показал, как христианство создало многое из того, что мы знаем и ценим в западной цивилизации, включая Европу. Алек Райри в своей новой книге "Эпоха Гитлера" объясняет, как западные лидеры замаскировали влияние христианства, чтобы создать послевоенный консенсус. Райри не винит христиан в развязывании Второй мировой войны, хотя официальные церкви, к своему вечному стыду, одобрили Первую мировую войну. Райри просто отмечает, что христианские церкви не смогли предотвратить или остановить войну.

И после двух катастрофических войн, которые произошли в течение нескольких десятилетий, западные лидеры исключили христианство из послевоенного консенсуса. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой ничего не говорилось о Боге. Критикуя К. С. Льюиса и его военную лекцию "Человек отменяется", Райри утверждает, что в эпоху после Гитлера, в мире, в котором мы живём до сих пор, человечество стало нашей общей верой. Короче говоря, нам нужно быть хорошими (не такими, как Гитлер), и нам не нужен Бог.

Как сказал мне Холланд пять лет назад в интервью на подкасте Gospelbound, вы можете экспортировать и навязывать универсальные права человека раздираемому войной миру. Но вы не можете сделать то же самое с христианством, дискредитированным и отвергнутым войной. Таким образом, чтобы сохранить мир, мы теперь исповедуем светскую веру.

Когда секуляризм становится реальностью

Я провёл незабываемый вечер пятницы с друзьями, осматривая Национальную галерею Дании, расположенную недалеко от Королевского сада в центре Копенгагена. Экскурсовод взволнованно рассказала нам о новой выставке, посвященной сюрреализму, который, по её словам, снова стал популярным.

Неудивительно. Сюрреализм возник в Европе как реакция на Первую мировую войну. Я понимаю, почему он снова стал популярен, поскольку послевоенный консенсус по поводу Второй мировой войны окончательно рухнул после вторжения России на Украину и продолжающейся войны с ней.

Я не считаю себя экспертом в сюрреализме, поэтому я прочитал объяснения об Андре Бретоне и его Втором сюрреалистическом манифесте 1929 года. Вот одно из таких резюме:

Вдохновленные психоанализом Фрейда, [сюрреалисты] рассматривают влечения как фундаментальную энергию, которая движет человеческими существами — не только к жизни и созиданию, но и к распаду и хаосу. Это проявляется в их изображениях войны, разлагающихся тел и вызовов, бросаемых авторитетным фигурам. . . . Эти художники позволяют себе руководствоваться собственными побуждениями, которые могут привести как к созданию новых представлений, так и к разрушению существующих норм.

В работах сюрреалистов вы видите и даже ощущаете разрушение, которому подверглось поколение, чей мир был разрушен войной. Вы также можете видеть, что они не собирались восстанавливать мир таким, каким он достался им в наследство. Возврата к июлю 1914 года не было. Руководствуясь Фрейдом, они были бы вынуждены перестраивать свою жизнь так, как им заблагорассудится.

Вы можете понять, почему сюрреализм снова стал популярен. Мы не собираемся возвращаться к миру до глобальной пандемии COVID-19, или вторжения России в Украину, или террористическим атакам на Израиль, или Германии до бомбёжек. Райри говорит, что мы тоже не собираемся возвращаться к христианству. Это не вариант.

Так что нам снова придётся строить новый мир, как бы мы себя ни чувствовали. Нам повезёт, если он продержится так же долго, как послевоенный консенсус. Никто не знает. Мы движемся в будущее без компаса, руководствуясь только своими побуждениями. Таков современный западный секуляризм: мы усвоили христианство, но не признаём его. Мы пропагандировали христианство, но не придаём ему значения. Мы отказались от христианства, но не знаем, чем его заменить.

История не циклична и не линейна. Мы не знаем, куда движемся, и мы не просто повторяем прошлое. Бог часто преподносит нам сюрпризы. Послевоенный консенсус светских универсалий когда-то казался невозможным, затем незыблемым, а теперь и вовсе неосуществимым.

Это не потому, что Копенгаген - ужасное место для жизни или посещения. Нет, благодаря христианству и протестантизму, это чудесное место, выдающееся достижение. Это невозможно, потому что реальность всегда побеждает. После того, как вы выпьете кофе и съедите пирожное, вам придётся идти домой и заняться стиркой. Система социального обеспечения может быть замечательной, но в конце концов она всегда подведёт вас. Глава 8 Послания к Римлянам правдива, независимо от того, кажется ли это реальностью солнечным сентябрьским днем или нет.

Сегодня секуляризм сталкивается с реальностью и проигрывает. Реальность остаётся неудобной для тех, кто отрицает Бога. Два пола различны. Не каждая метафизика приводит к одинаковым результатам или даже к желаемым результатам. Соседи зачастую желают победить или покорить своих соседей. Нам нужен способ терпимо относиться к различиям, но поддерживать социальную сплочённость. Нам нужна общая основа для обеспечения справедливости при сохранении свободы совести, слова и собраний. Нам нужна помощь в сдерживании побуждений, которые разрушают нас самих и других. У прогресса должна быть цель, выходящая за рамки моды и нашего чувства превосходства над прошлым.

Я вижу будущее церкви в самых светских городах Запада. Я слышал об этом от руководителей TGC Norden. Но их работа часто напоминает толкание камня в гору, когда он скользит по грязи. Они пытаются доказать необходимость решения, которое они предлагают в Евангелии. Большинство же людей довольствуются тем, что смотрят в голубое небо за чашкой кофе и выпечкой. Они не хотят думать о смерти, заглядывать в свои души, задаваться вопросом, устареют ли когда-нибудь отупляющие последствия их влечений. И благодарят (не Бога? самих себя?) за государство всеобщего благосостояния.

Три угрозы секуляризму

Однако что-то меняется. Эти лидеры рассказали мне, что, по их мнению, произойдёт. Я перечисляю три проблемы, которые вскоре потребуют широкомасштабных социальных действий. И сюрреализм не найдёт ответов. Западу снова понадобится христианство.

1. Рост ислама угрожает секуляризму

Религии процветают при умеренных угрозах. Первой угрозой секуляризму и возможностью для христианства является подъём ислама, особенно в результате иммиграции с 2015 года. Ислам и светский гуманизм являются странными партнёрами, несмотря на их общее неприятие христианства. Даже Швеция недовольна своей неспособностью интегрировать большое количество иммигрантов-мусульман.

Проблема с маскировкой христианства, которое сделало ваше общество возможным, заключается в том, что вы можете на самом деле забыть о том, что делало ваше общество правдоподобным. Большая часть Европы обнаруживает, что многие мусульмане не разделяют их стремления или их видение общественного блага. Расцвет ислама может заставить светский Запад искать поддержки и вернуться к христианству, чтобы выжить.

2. Снижение рождаемости угрожает обществам

Вторая угроза связана с этим. Светский Запад - не единственное место, где наблюдается снижение рождаемости. Но этот спад начался в Скандинавских странах. Проблема не только в том, что система социального обеспечения зависит от молодых работников и молодых налогоплательщиков. Дело в том, что общество, в котором не вступают в брак и не заводят детей, - это общество, утратившее чувство цели, жертвенности или даже надежды. Учитывая более высокий уровень рождаемости в исламских странах, Европа может столкнуться с простой математической проблемой в течение одного-двух поколений. Может ли христианство возродить надежду и видение того, как дать жизнь новому поколению, способному сохранить культуру и ценности этих прекрасных стран?

3. Нарушения безопасности угрожают выживанию

Третья угроза ещё более актуальна. Мало кто думал, что Швеция и Финляндия вступят в НАТО — до тех пор, пока они не поспешили вступить туда после вторжения России на Украину. Конец послевоенного консенсуса вновь поставил в центр внимания основные вопросы безопасности и выживания. Всего через несколько часов после моего отъезда аэропорт Копенгагена был окружён беспилотниками. Авторитарная ось между Россией, Китаем и Северной Кореей может подвергнуть неминуемой опасности большую часть демократического, светского Запада.

Может ли христианство напомнить этим странам, находящимся под угрозой, почему стоит защищать себя и своих более слабых братьев? Может ли их историческая вера обеспечить единство и решимость противостоять этому вызову любой ценой? Даже светский премьер-министр Дании считает, что это возможно.

Христианство - это истина и реальность, независимо от того, признаём мы господство Христа или нет. Но на секулярном Западе самым большим препятствием для нас является отсутствие осознаваемой или ощущаемой нужды со стороны наших соседей — отсутствие неминуемой угрозы, которая пробудила бы их от мирского сна. Мы проповедуем 8 главу Послания к Римлянам, а они наслаждаются футбольным матчем. Секуляризм подобен животному в среде обитания, где нет хищников. Протестантизм подарил им мирные и процветающие города. Что потеряно, если церкви пустуют? Автобусы по-прежнему ходят по расписанию. Еда по-прежнему появляется на столе. Социальное государство по-прежнему обеспечивает людей всем необходимым.

Эта потребность может стать более ощутимой при любом из этих трёх вариантов. Если да, то как мы, христиане, отреагируем на это?

Я надеюсь, что как протестанты, которые верят, что Евангелие приносит преображение отдельным людям и обществам. Как и реформаторы, мы не можем довольствоваться внешним соответствием. И я надеюсь, что в ответ мы не будем пытаться устранить напряженность между церковью, культурой и политическими властями. Не поддавайтесь на уговоры истеблишмента. Это ещё один тупик. Иисус сказал нам ожидать скорби (Иоанна 16:33). И Он обещал, что проведёт нас через любые испытания. Он не подведёт нас и на секулярном Западе.

Collin Hansen
является вице-президентом по контенту и главным редактором The Gospel Coalition, а также исполнительным директором Центра культурной апологетики Келлера. Он ведет подкаст the Gospelbound, написал множество книг и внес свой вклад в их создание. Он публиковался в New York Times и Washington Post и давал комментарии для CNN, Fox News, NPR, BBC, ABC News и PBS NewsHour. Он является адъюнкт-профессором Бисонской школы богословия, где он также является сопредседателем консультативного совета.
Категория: Статьи | Просмотров: 13 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | TGC |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: церковь, ислам, реформация, католицизм, христианство, США, Протестантизм, Европа
         
     
Книги [2429]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2925]
Разное [718]
Библия [372]
Израиль [301]
Новости [601]
История [805]
Картинки [398]
MorningStar [1347]
Популярное [220]
Пророчества [1167]
Пробуждение [400]
Прославление [1268]
Миссионерство [334]
It's Supernatural! [826]
Как часто заходите на сайт?
Всего ответов: 14
500

Онлайн всего: 48
Гостей: 48
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025