Итак, скажите мне, исповедовались ли вы сегодня Богу в своих грехах? Если да, то почему вы это делали, если вы уже были прощены за эти грехи, когда Христос умер за вас на кресте?
В связи с этим я хотел бы поприветствовать вас на одной из многочисленных внутренних дискуссий в христианстве, на этот раз на тему признания в грехах перед Богом. Регулярно ли мы исповедуемся в грехах, чтобы получить или сохранить Божье прощение? По какой-то другой причине? Нужно ли это вообще?
Постоянное исповедание грехов, по-видимому, предписано Писанием, в том числе Иисусом в молитве Господней: “Прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим” (Мф. 6:12), а Иоанн пишет: “Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Иоанна 1:8-9).
Слово “исповедоваться” в стихе Иоанна употреблено в настоящем времени в сослагательном наклонении, что указывает на постоянное действие. Его можно перевести как “продолжать исповедовать свои грехи”, что ещё раз подтверждает идею постоянного диалога с Богом о наших нынешних грехах. Но опять же, зачем это делать, если нам уже было дано прощение раз и навсегда, когда мы приняли Христа как Господа и Спасителя?
На одной стороне находятся учителя, которые говорят, что постоянное исповедание грехов перед Богом не нужно, потому что Христос раз и навсегда принёс Себя в жертву за нас. На другой стороне - зацикленность на исповеди, которая необходима для постоянного примирения с Богом и спасения.
До своего духовного пробуждения Мартин Лютер служил хорошим примером последнего. Лютер часто проводил шестичасовые сеансы исповеди (!) со своим викарием Иоганном фон Штаупицем, который в конце концов однажды вышел из себя и сказал ему: “Мартин, ты исповедуешься во всём. Ты считаешь грехом даже свой собственный пердёж”.
Если последняя часть верна, то у меня серьезные неприятности.
В любом случае, если отбросить все эти крайности, какую позицию должен занять христианин, когда речь заходит о стихах, подобных 1 Иоанна 1:9? В одном выпуске подкаста Уильяма Лейна Крейга "Разумная вера" его соведущий Кевин Харрис спросил его именно об этом:
КЕВИН ХАРРИС: Меня учили, что во время искупления все наши грехи (прошлые, настоящие и будущие) оплачиваются на кресте. Тем не менее, в 1-м послании Иоанна, которое, по-видимому, написано для христиан, говорится, что если мы исповедуем наши грехи, Он, будучи верным и праведным, простит нам наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Итак, поясните мне, есть ли какой-то аспект искупления, который покрывает наши грехи (прошлые, настоящие, будущие), но есть и другой аспект, в котором мы продолжаем приносить свои грехи Богу для прощения?
Д-р КРЕЙГ: Я тоже думал над этим вопросом, потому что, когда я был молодым христианином, меня учили, что на кресте прощаются все наши грехи (прошлые, настоящие и будущие). В результате моих размышлений об искуплении я пришёл к убеждению, что на самом деле это ложь. Причина в том, что людей в будущем не существует ни в каком смысле, и, следовательно, они не могут совершать грехи, и, следовательно, они не могут быть виновны в этих грехах. Человек не виновен в грехе, если он его не совершал. Итак, в то время, когда Иисус умер на кресте, мы с вами даже не существовали, не говоря уже о том, чтобы быть виновными в грехах, и поэтому эти грехи не могли быть прощены и очищены на кресте. Скорее, я думаю, что то, что произошло на кресте, заключается в том, что Богу была выплачена плата за человеческий грех, достаточная для покрытия всех грехов человечества, которые когда-либо были совершены (в прошлом, настоящем или будущем), и что это потенциальное искупление затем актуализируется исторически во времени как люди начинают существовать, совершают грехи, обращаются ко Христу за прощением и получают божественное прощение и очищение от Бога. Итак, я бы различал потенциальную возможность искупления и прощения на кресте и её актуализацию, которая, как я думаю, происходит исторически с течением времени.
Ответ Крейга интересен (и, скорее всего, на него повлияла его позиция по отношению к Богу и времени), но я думаю, что нам нужно ещё многое прояснить по этой теме, чтобы ответить на эти вопросы.
Тогда и сейчас
Библия представляет, по крайней мере, два аспекта нашей греховной дилеммы, которые мы можем рассматривать как “тогда” и “сейчас”. Прежде всего, Писание говорит нам, что мы не соответствуем Божьим стандартам, и “Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?” (Пс. 129:3) наряду с “Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!” (Пс. 31:1).
“Тогдашнее” измерение нашей проблемы греха включает в себя то, что Иисус совершил для нас на кресте. Когда Иисус умер, Он стал совершенной, раз и навсегда принесённой жертвой за грехи, которую никогда не нужно будет повторять, и “Он совершил это однажды” (Евр.7:27). Вот почему Павел говорит нам: “в Котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его” (Еф. 1:7).
Завершенная работа Христа также представляет собой плату Богу за наш грех, вот почему Павел говорит: “Вы были куплены дорогой ценой” (1 Кор. 7:23). Наконец, Иисус также удовлетворил Божье правосудие по отношению к нам (в Библии это называется умилостивлением, см. Рим. 3:25) и примирил нас, которые ранее были естественными врагами Бога, с Самим Собой (Рим. 5:10).
Все эти удивительные вещи относятся к “тогдашнему” аспекту нашей проблемы греха и действительно были совершены для нас исторически и раз и навсегда. И я верю, что, поскольку Бог безвременен в силу Своей вечности, всё это происходило в вечности прошлой в соответствии с Его точкой зрения.
Позиция “сейчас” в вопросе о нашем грехе - это то, о чём Иоанн говорит в своём первом послании. Одной из черт лжеучителей, с которыми сталкивался Иоанн, было то, что они не признавали своего греха (см. стих 8). Иоанн говорит нам, что такое признание греха является характерной чертой христианской жизни
По этому поводу Джон Макартур пишет в своём учебнике Библии:
“Постоянное исповедание грехов является признаком истинного спасения. В то время как лжеучители не признавали своего греха, истинный христианин признавал и оставлял его (Пс. 31:3-5; Притч. 28:13)... Вместо того, чтобы сосредотачиваться на исповедании каждого отдельного греха по мере необходимости, Иоанн особенно имеет в виду здесь твёрдое признание того, что человек грешен и нуждаемся в очищении и прощении (Еф. 4:32; Кол. 2:13)”.
Джон Пайпер соглашается с этим, говоря: “Исповедовать означает "соглашаться", "видеть это так, как видит это Бог", "относиться к этому так, как относится к этому Бог". Итак, Джон говорит:
“Если мы исповедуем наши грехи, то Он, будучи верен и праведен, простит наши грехи и очистит нас от всякой неправды". Итак, исповедь - это не плата. Это просто соглашение с Богом о том, что с моей стороны это был отвратительный и недостойный поступок, и я стыжусь его. Я сожалею об этом. Я отказываюсь от этого. Я заново принимаю законченную, завершенную, совершенную, раз и навсегда совершенную работу Христа. Я отдыхаю от этого. Я наслаждаюсь общением, которое Он мне обеспечил”.
Не хочу перегибать палку в этом вопросе, но приведу последнюю цитату из Кальвина, потому что я думаю, что в конце он хорошо передаёт, что происходит с нами, когда мы верим во что-то иное, чем говорят Пайпер и Макартур: “Он снова обещает верующим, что Бог будет благосклонен к ним, при условии, что они признают себя быть грешниками. Очень важно полностью убедиться в том, что, когда мы согрешаем, для нас уже готово примирение с Богом: в противном случае мы всегда будем носить в себе ад”.
Очень верно. Звучит в точности как то, что испытывал Лютер.
К счастью, это осознание позволило ему, наконец, освободиться от своего ежечасного ритуала исповеди, который длился четверть дня, и отдохнуть в Божьей работе, совершенной для него. В заключение он написал следующие слова, которые нам всем не мешало бы запомнить, когда мы будем думать об этих вещах:
“Короче говоря, если Бог не будет постоянно прощать, мы пропали. Таким образом, это прошение на самом деле означает, что Бог не желает рассматривать наши грехи и наказывать нас так, как мы того ежедневно заслуживаем, но милостиво относиться к нам, прощать, как Он обещал, и таким образом даровать нам радостную совесть, чтобы мы могли предстать перед Ним в молитве. Ибо если сердце не в ладах с Богом и не может породить такой уверенности, оно никогда не осмелится молиться. Но такая уверенность и радость в сердце могут прийти только тогда, когда человек знает, что его грехи прощены”.
|