Определение
  
Непростительный грех - это крайний грех, о котором Иисус предупреждает в Матфея 12:31-32, Марка 3:28-29 и Луки 12:10. Христиане придерживаются по крайней мере четырёх различных взглядов на то, что такое непростительный грех.
  
Резюме
  
В этом эссе будут рассмотрены четыре точки зрения на непростительный грех: (1) Совершить действительно тяжкий грех, такой как прелюбодеяние, убийство или отречение от Христа под давлением. (2) Утверждать, что Дух является ложью. (3) Приписывать сатане чудеса, совершаемые с помощью Духа. (4) Решительно отвергать ясную истину, открытую Духом Святым об Иисусе, приписывая Его могущественные деяния сатане. В этой статье приводится аргумент в пользу четвёртой точки зрения.
  
Вступление
  
Непростительный грех - это крайний грех, о котором Иисус предупреждает в Матфея 12, Марка 3 и Луки 12:
  
Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32).
  
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению (Марка 3:28-29).
  
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится (Луки 12:10).
  
Люди называют этот тяжкий грех непростительным грехом, богохульством против Святого Духа и вечным грехом. Некоторые люди мучатся вопросом, виновны ли они в его совершении. Может ли человек совершить непростительный грех сегодня? Если да, то кто и как? Почему грех непростителен? Ответы зависят от того, в чём именно заключается этот грех. Далее излагаются четыре точки зрения на то, что такое непростительный грех, и приводятся аргументы в пользу четвёртой точки зрения.
  
1. Совершить действительно тяжкий грех, такой как прелюбодеяние, убийство или отречение от Христа под давлением
  
Согласно этой популярной точке зрения, большинство грехов простительны, но такие грехи, как прелюбодеяние, убийство и отречение от Христа под угрозой преследования, настолько серьёзны, что их нельзя простить. Эта точка зрения неверна не только потому, что она не вписывается в литературный контекст 12-й главы Матфея, 3-й главы Марка и 12-й главы Луки. Это неправильно, потому что в Библии есть примеры людей, которые совершили эти самые грехи и получили Божье прощение: (1) Царь Давид совершил прелюбодеяние и убил Урию (2 Цар. 11-12; Пс. 50; (2) Павел свидетельствует: “прежде был хулитель и гонитель и обидчик” (1 Тим. 1:13; ср. 1 Кор. 15:9); и (3) Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа (Иоанна 18:15-18, 25-27; 21: 15-19). Истинные христиане по-прежнему грешат всевозможными способами, в том числе огорчают Святого Духа Божьего (Еф. 4:30). Любой, кто утверждает обратное, - лжец: “Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас” (1 Ин. 1:10). Но Бог прощает кающихся грешников благодаря Иисусу: “если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника” (1 Ин 2:1б).
  
2. Утверждать, что Дух является ложью
  
Большинство ранних отцов церкви, которые говорили о непростительном грехе, придерживались этой точки зрения. Например, Кирилл Иерусалимский утверждает: “Человек часто должен бояться сказать, будь то по незнанию или из притворного почтения, что-то неподобающее о Святом Духе, и тем самым подвергнуться осуждению” (Катехизисы 16.1).
  
Эта точка зрения маловероятна, поскольку она описывает грех слишком обобщенно. Многие нехристиане высказывали ложные убеждения о Духе, но позже стали христианами и верили в Него правильно. И многие христиане высказывали ложные убеждения о Духе, но позже исправляли эти убеждения, когда они становились более зрелыми в понимании того, что Библия открывает о Духе. Например, христианин может осознать, что неправильно называть Святого Духа “оно”, поскольку Он - личность.
  
3. Приписывать сатане чудеса, совершаемые с помощью Духа
  
Эта точка зрения распространена среди диспенсационалистов. Некоторые из тех, кто придерживается этой точки зрения, указывают, что человек мог совершить этот грех только во время земного служения Иисуса, потому что чудеса, совершенные с помощью Духа, относятся исключительно к чудесам, которые совершал Иисус. Другие утверждают, что человек мог совершить этот грех в период сверхъестественных знамений в первом веке, но не после этого, поскольку знамения прекратились. Они утверждают, что ограничивать чудеса чудесами Иисуса слишком узко, поскольку контекст Луки 12:10 включает чудеса, совершенные двенадцатью учениками Иисуса.
  
Эта точка зрения не является убедительной, поскольку, как утверждает Д. А. Карсон, “Помимо вопроса о том, происходят ли чудеса сейчас, Иисус в другом месте предупреждал, что чудеса не обязательно являются критерием истинного ученичества (Мф. 7:21-23); то есть они не обязательно свидетельствуют о присутствии и силе Духа”.1
  
4. Решительно отвергать ясную истину, открытую Духом Святым об Иисусе, приписывая Его могущественные деяния сатане
  
Жан Кальвин объясняет, что те, кто совершает непростительный грех, “со злым умыслом противятся Божьей истине, хотя её яркость настолько трогает их, что они не могут ссылаться на невежество”2. Они решительно отвергают ясную, открытую Духом истину об Иисусе, приписывая Его могущественные деяния сатане. Они решительно отвергают Иисуса, потому что никогда не раскаиваются. Они продолжают восставать против Иисуса, пока не умрут. Вместо того, чтобы смириться с тем, кто такой Иисус, и признать, что Святой Дух придал силу великим деяниям Иисуса, они восстают против Иисуса, заявляя, что сатана придал силу Его великим деяниям.
  
Непростительный грех - это не случайная, импульсивная или неосторожная оговорка. Это сознательное отрицание истины об Иисусе. Бог реагирует на такой бунт тем, что ожесточает сердце бунтаря и не даёт ему желания покаяться и уверовать. Этот грех непростителен, потому что Бог никогда не позволяет этому человеку раскаяться и уверовать. Таким образом, это грех, который могут совершить только неверующие.
  
Только Бог знает, кто виновен в этом грехе. Простой человек не может с уверенностью знать, что его ближний совершил непростительный грех и, следовательно, не подлежит покаянию. Многие люди, которые, по-видимому, совершили этот грех, позже раскаиваются и верят.
  
Этот грех может пересекаться с вероотступничеством. (Вероотступничество - это решительный отход от веры. Вероотступник - это человек, который когда-то называл себя христианином, но необратимо отказался от ортодоксального христианства). Поскольку некоторые люди, совершающие непростительный грех, никогда не называли себя последователями Христа, формально они не являются отступниками. Например, фарисеи, к которым обращался Иисус, не были отступниками. Они были на грани совершения непростительного греха, но они не утверждали, что являются последователями Христа, а затем необратимо отказались от Христа и Его учения.
  
Но те, кто совершает непростительный грех, подобны отступникам в том, что они решительно отвергли истину и находятся за пределами покаяния. Судьба тех, кто совершает непростительный грех, схожа с судьбой отступников, по крайней мере, в трёх отрывках об отступничестве: “невозможно... снова привести их к покаянию” (Евр. 6:4-6); “тот, кто попирает Сына Божьего... и оскорбляет Дух благодати” (Евр. 10:29); “есть грех, ведущий к смерти” (1 Ин. 5:16). В каждом из этих трёх отрывков, отмечает Карсон, “присутствует осознанное понимание того, где находится истина и сияет свет, и сознательное отворачивание от этого” - точно так же, как в случае с непростительным грехом в Синоптических Евангелиях.3 
  
Те, кто совершил непростительный грех, не беспокоятся об этом. Они ожесточены в своём неверии. Поэтому, если вы беспокоитесь о том, что совершили непростительный грех, это верный признак того, что вы его не совершали. Если вы стыдитесь своего греха против Бога, значит, вы не совершили непростительного греха. Поэтому, вместо того чтобы чувствовать себя безнадёжно осуждённым, продолжайте отворачиваться от своих грехов и продолжайте доверять Иисусу. Если вы пребываете в Иисусе Мессии, то для вас “нет осуждения” (Рим. 8:1).
  
Сноски
  
1 D. A. Carson, “Matthew,” in Matthew–Mark, 2nd ed., Expositor’s Bible Commentary 9 (Grand Rapids: Zondervan, 2010), 336. 
2 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, ed. John T. McNeill, trans. Ford Lewis Battles, 2 vols., The Library of Christian Classics (Philadelphia: Westminster, 1960), 1:6:17. 
3 Carson, “Matthew,” 337.
  
Для дальнейшего изучения:
  
Darrell L. Bock, Luke: Volume 2: 9:51–24:53, стр. 1140–43.
D. A. Carson, “Matthew,” в Matthew–Mark, 2nd ed., pp. 336–37.
William W. Combs, “The Blasphemy against the Holy Spirit” (ThD diss., Grace Theological Seminary, 1985).
Myk Habets, “Jesus, the Spirit, and the Unforgivable Sin: A Contribution from Spirit Christology,” Journal of Theological Interpretation 12 (2018): 39–57.
Jonathan T. Pennington, “You Asked: What Is the Unforgivable Sin?”
John Piper, “Beyond Forgiveness: Blasphemy against the Spirit”.
Thomas R. Schreiner, “What Is the Unforgivable Sin?”
Sam Storms, “What Is Blasphemy of the Holy Spirit?” гл. 6 в Tough Topics: Biblical Answers to 25 Challenging Questions.
  
 
Andrew David Naselli (доктор философии, Университет Боба Джонса; доктор философии, Школа евангелического богословия Тринити) - профессор систематического богословия и Нового Завета в Вифлеемском колледже и семинарии в Миннеаполисе и ведущий пастор церкви Христа Царя в Стиллуотере, штат Миннесота.
  Это эссе является частью серии "Краткая теология".
  
 |