Родители Майкла Харпера возлагали большие надежды на то, что он, получив надлежащее образование, продолжит семейный бизнес по оптовой продаже продуктов питания для лондонских продуктовых магазинов и ресторанов. Он учился в двух элитных частных школах, прежде чем в 1950 году поступил в колледж Эммануэль в Кембридже, получив стипендию для изучения юриспруденции. Когда во время первого собеседования с деканом его спросили, к какой церкви он принадлежит, он не смог вспомнить название. Религия едва ли занимала первое место в его мыслях.
Но однажды воскресным утром произошло нечто странное. По совету друга он зашёл в часовню Королевского колледжа во время церковной службы, которая уже шла полным ходом.
Впервые в своей жизни я почувствовал прикосновение Бога. Ничто на земле не сравнится с этим восхитительным переживанием, когда ты знаешь, что перешёл в надёжные руки Христа. ...Святой Дух работал надо мной в течение нескольких недель, и я обнаружил, что даже некоторые из моих добродетелей были пороками. Но теперь всё было исправлено. Я был чист. Каким утешением были для меня хлеб и вино в то утро.
Он сразу же начал посещать собрания «Христианского союза» и заводить друзей. Вскоре он начал читать христианские книги и вести благочестивую личную жизнь. После двух лет учёбы в колледже он сменил специальность с юриспруденции на теологию. “Мои родители были сбиты с толку; они думали, что я заразился религиозной манией”, - писал он позже. Когда он объявил, что хочет продолжить учёбу после окончания школы, поступив в Ридли-Холл, Кембриджскую школу для священников, его разочарованный отец нахмурился и сказал, что если его сын действительно собирается пойти по этому пути, то он надеется, что тот станет архиепископом Кентерберийским!
В те годы в Ридли-Холле царил настоящий духовный подъём, особенно когда в 1954 году в Лондон приехал евангелист Билли Грэм. На следующий год Майкл Харпер был рукоположен в Англиканскую церковь, а ещё через год женился на своей жене Джин. Получив первоначальное образование в Баттерси, в 1958 году они пришли в источник евангельской жизни в англиканском мире - церковь All Souls на Лэнгхэм-плейс, Лондон, куда только что был назначен настоятелем знаменитый Джон Р. У. Стотт. Харперу, как одному из шести викариев, было поручено посетить пять крупных универмагов на Оксфорд-стрит, расположенных неподалеку, в качестве своего рода “бизнес-капеллана”. Он проводил часы в торговых залах, беседуя с персоналом, а также организовывал еженедельные обеденные часы для сотрудников и их начальства. Они с Джин были счастливы.
Но когда дело дошло до проповеди, он не увидел того отклика, на который надеялся. Люди вежливо слушали, а затем уходили, почти не комментируя услышанное. Он почувствовал, что, несмотря на тщательную подготовку проповеди, ему не хватало силы Евангелия. Это беспокоило его в течение долгого времени.
В мае 1962 года друг пригласил его выступить на конференции выходного дня за городом. Он сел за подготовку пяти бесед из послания к Ефесянам. Чем дольше он работал, тем больше оживали две молитвы Павла (1:17-23 и 3:14-21).
Первая молитва - об “откровении”, а не о “умственном знании”, и между ними огромная разница! Слова, которые используются в этом отрывке, выражают это — “мудрость”, “откровение”, “знание”, “глаза сердца”, “просветлённый”. Вся молитва может быть кратко изложена в словах "дабы вы познали". ...Павел молился не об интеллектуальном знании. Скорее, Павел молится о том, чтобы его собратья-христиане в Эфесе обладали знаниями, полученными по сверхъестественному вдохновению, и это было то, о чём я очень мало знал из личного опыта.
Чем дольше он работал над своими проповедями, как дома, так и по дороге на конференцию, тем больше воодушевлялся. Занятия, проведённые в выходные, оказались чрезвычайно эффективными. Он не мог дождаться, когда вернётся к жене и представит свой блестящий доклад. Несколько недель спустя она ощутила такое же пробуждение духовной жизни и страсти, и с этого момента их хождение с Богом стремительно продвигалось вперёд. Они считали всё это своим крещением Святым Духом, хотя и без какого-либо говорения на языках (“полный отвлекающий манёвр, - сказал Майкл, - ниже достоинства англиканского священника”).
Как раз в это время новости о зарождающемся харизматическом движении в Америке распространились по всему Атлантическому Океану. Харперы не могли не заметить, как много членов епископальной церкви (англиканских братьев) были вовлечены в это движение. Совсем рядом, один преданный архитектор из конгрегации All Souls, сказал, что был крещён Духом и заговорил на иных языках, находясь в ванной! Как это произошло, скажите на милость? Он сказал, что пошёл на собрание, чтобы послушать Дэвида дю Плесси, который посоветовал ему выбрать спокойную обстановку в ожидании появления Духа.
Мужчина передал свой экземпляр "Троица", харизматичного журнала, созданного отцом Беннеттом. Епископальная церковь Денниса Беннетта в Калифорнии заинтриговала Майкла и Джинну больше, чем что-либо. Они вернулись к изучению того, что на самом деле говорится в книге Деяний о языках. Они заметили, что даже Мария, мать Господа, заговорила на языках вместе с остальными в День Пятидесятницы (1:14). Их сомнения начали рассеиваться.
Летом 1963 года американский лютеранский лидер Ларри Кристенсон и его жена Нордис проезжали через Лондон по пути домой с конференции в Финляндии, и Харперы пригласили их погостить у них дома. Когда спокойный, респектабельный гость спросил Майкла, заговорил ли он уже на языках, тот ответил: “Нет, но я хочу”. Кристенсон дал ему несколько практических указаний, а затем сменил тему.
Ещё один американский гость также пользовался гостеприимством маленькой квартиры Харперов, так что. . .
...Мы с Джин оказались в гостиной. Джин спала на диване, а я - на полу. В ту ночь мне было трудно заснуть. Во-первых, это было не совсем удобно. С другой стороны, мои мысли были заняты другим. ... “Был ли я на правильном пути? Не было ли это опасным и сеющим раскол движением? Не сбил ли я многих людей с пути истинного? Что бы подумали обо мне мои друзья? Что можно сказать о моём будущем?”
Где-то посреди ночи я вспомнил всё, что сказал мне Ларри. “Попробуй, начни говорить, не говори по-английски” и так далее. И я попробовал. Может быть, на долю секунды послышались какие-то звуки, издаваемые человеком. Но почти сразу же я заговорил на новом языке. Когда я это сделал, одновременно произошли две удивительные вещи. Господь, казалось, сделал два шага вперёд. Раньше Он казался немного отстранённым. Теперь же Он был действительно близко. И, во-вторых, тревоги и страх испарились. И вот я был здесь, но не в состоянии экстаза (я не верю, что кто-то может испытывать экстаз, лёжа на жестком полу!), а разговаривая с Богом со свободой и радостью, о которых я всегда мечтал, но никогда не считал возможным. Мой разум был ясен, и я полностью осознавал, что происходит. Это было восхитительное ощущение совершенного общения между Богом и человеком.
Вскоре после этого Харпер начал организовывать встречи, когда Кристенсон в следующий раз вернётся в Великобританию, а также для других харизматов, включая дю Плесси. Он организовал переиздание двух тысяч экземпляров брошюры Кристенсона "Говорение на языках, подарок для Тела Христова". Люди также начали писать и просить о магнитофонных записях. Жизнь Харперов стала более насыщенной, чем когда-либо.
Постепенно он осознал, что работа священника церкви All Souls больше не занимает в его сердце первого места. И снова на его пути возникла развилка. Честнее всего было бы заняться чем-то новым, но чем? Как? В конце концов, в феврале 1964 года он договорился о встрече со своим ректором. В своей книге он написал:
Общеизвестно, что Джон Стотт не разделял этих взглядов на работу Святого Духа. В теологии существовали очень серьёзные различия, но на протяжении всего этого периода сохранялось единство в других областях. Джон Стотт никогда не предлагал и даже не намекал на то, что мне следует покинуть церковь All Souls, что делает ему честь, поскольку другие оказывали на него определённое давление, вынуждая сделать это. ...Я всегда буду благодарен ему за безупречное поведение в этих трудных обстоятельствах. . . .
По обоюдному согласию я должен был остаться до июня, проработав, таким образом, чуть более шести лет в All Souls. Тем временем в моей голове начала формироваться идея Фонда Фонтейн, как его позже назвали.
Эта новая благотворительная организация стала нервным центром для харизматичных изданий и конференций на Британских островах, а Харпер был её директором в течение следующих одиннадцати лет. Сама по себе организация не была официальной, у неё не было членства. Вместо этого он просто озвучивал то, что Святой Дух совершал во многих секторах христианского мира. Журнал "Обновление" предоставлял постоянный поток достоверных свидетельств и вдумчивых учений.
В одном из выпусков Харпер писал: “Когда верующие-протестанты увидели, что католики исполнены Духа и говорят на иных языках, они поняли, что должны протянуть им руку общения. Мы не могли отвергнуть тех, кого Бог явно считал своими детьми”. Его путешествия в другие части Европы и даже дальше (Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Сингапур, несколько африканских стран) на протяжении по меньшей мере двадцати лет приносили жизнь и мудрость жаждущей вдохновения аудитории.
В 1984 году он, наконец, остепенился и стал каноником кафедрального собора в Чичестере на южном побережье Англии. Десять лет спустя он перешёл из англиканской церкви в православную из соображений соблюдения догматической верности. Но он никогда не переставал выступать за то, чтобы Святой Дух действовал по-своему, даже в самых торжественных ситуациях. “Господь придёт за подготовленной Церковью, - писал он, - но он не вернётся за небольшой группой харизматов, которые слишком нетерпеливы, чтобы ждать остальных членов Церкви. Он готовит Церковь к Своему возвращению. Обновление идёт полным ходом; но многое ещё предстоит сделать”.