Определение
Новый Завет утверждает, что Иисус Христос равен Богу и тождественен Ему, совершая дела, которые может совершать только Бог. Как Сын, Он отличается от Отца, но тождественен Ему и Святому Духу.
Резюме
Божественность Иисуса была выражена в Новом Завете косвенно, но всепроникающе. Это было косвенно, поскольку мощный ветхозаветный монотеизм делал богохульными любые притязания на божество. Это было распространено повсеместно, поскольку неопровержимые доказательства тождества Иисуса с Богом доминировали в мышлении, вере и богослужении церкви с первых дней её существования после Пятидесятницы. Иисус характерно называл Бога Своим Отцом и утверждал, что Он равен Ему как объект веры. Павел считал Иисуса Христа тождественным Яхве по статусу и существу. Новый Завет в целом рассматривает Его как Творца, Судью и Спасителя – дела, которые мог совершить только Бог. Он является объектом поклонения, темой ранних христианских гимнов и часто упоминается в молитвах. Он считается единым с Отцом по существу.
Фон
Строгий монотеизм Ветхого Завета означал, что любые притязания на божество будут отвергнуты как богохульные. Израиль неоднократно предупреждали о том, что есть только один Бог, а все остальные притязания на религиозное поклонение являются идолопоклонством (например, Втор. 6:4, Ис. 44:6-8). Изгнание укрепило это мнение.
Иисус и Отец
Учитывая это, неоднократное обращение Иисуса к Богу как к Своему Отцу с указанием на то, что Он является Сыном, было беспрецедентным и поразительным. Титул “Сын Божий” использовался в Ветхом Завете по отношению к Мессии и иногда к Израилю, но не к отдельному человеку.1 Иисус использовал слово “Отец” как личное имя, а не как метафору или описание того, на что похож Бог.2 Откровение Бога как Отца относится не к общему отцовству всех Его созданий, а к взаимоотношениям внутри существа Божьего. Иисус говорит о храме как о “доме Моего Отца” (Луки 2:49, Иоанна 2:16). При крещении Иисуса Отец объявляет Его Своим Сыном (Мф. 3:17). Иисус утверждает, что был послан Отцом (Иоанна 5:30, 36, 6:38-40, 8:16-18, 26, 29), вместе с Отцом Он воскрешает мёртвых (Иоанна 5:24-29) и судит мир (Иоанна 5:27). Все будут почитать Его так же, как они почитают Отца (Иоанна 5:23). Отец даёт Ему Своих учеников и привлекает их к Себе (Иоанна 6:37-65). Отец знает Его и любит, в то время как Он исполняет поручение Отца (Иоанна 10:15-18). В свою очередь, Иисус молится Отцу (Матфея 6:9, Иоанна 17:1-26). “Авва” - это Его обычное обращение к Богу (Мф. 16:17, Марка 13:32, Луки 22:29-30), знакомое арамейское слово, обозначающее отца.3 В Гефсимании и на кресте Иисус в крайних случаях взывает к Отцу (Матфея 26:39-42 и др., Луки 23:34).
Иисус говорит о славе, которую Он разделял с Отцом до сотворения мира, предвосхищая Своё обновление (Иоанна 17:5, 22-24), завершив работу, порученную Ему Отцом (ст.4). Он размышляет о Своём единении и взаимном пребывании с Отцом (ст. 20 и далее). Ранее Он защищал Своё равенство и тождество с Отцом (Иоанна 10:30, 14:6-11, 20), неразрывный союз, так что Его собственное слово будет критерием, который Отец будет использовать при вынесении приговора (Иоанна 5:22-24, 12:44-50). Он говорит Марии Магдалине, что вознесётся к Своему Отцу (Иоанна 20:17, ср. 16:10, 17, 28, 14:1-3).
И наоборот, Иисус также говорит, что Он меньше Отца (Иоанна 14:28), но это относится к Его воплощённому состоянию, в котором Он объединил человеческую природу и ограничил Себя человеческими ограничениями. Таким образом, Он не делает ничего иного, кроме того, что, по Его мнению, делает Отец (Иоанна 5:19). Как Отец воскрешает мёртвых, так и Сын оживляет, кого пожелает (Иоанна 5:21). Как Отец имеет жизнь в самом Себе, так и Сыну Он дал иметь жизнь в самом Себе и осуществлять суд (Иоанна 5:26-29).
Фоме Он говорит, что познать Его - значит познать Отца, а Филиппу Он говорит: “видевший Меня видел Отца” (Иоанна 14:6-9). За этим стоит тот факт, что Он и Отец - одно целое (Иоанна 10:30), и что Он, как и Отец, является объектом веры учеников (Иоанна 14:1). Никто не может прийти к Отцу иначе, как через Иисуса. В Евангелии от Иоанна, главы 14-16, Иисус говорит о Себе как об Отце, так и о Святом Духе. Он упоминает о взаимном пребывании этих троих. Отец пошлёт Духа в ответ на просьбу самого Иисуса (Иоанна 14:16 и далее, 26, 15:26). Ученики должны молиться Отцу во имя Иисуса (Иоанна 15:16).
В Евангелии от Матфея Иисус заявляет о взаимном знании и верховенстве Отца (Мф. 11:25-27). Х.Р. Макинтош назвал этот отрывок “самым важным для христологии в Новом Завете”, говоря о “безусловной взаимосвязи Отца и Сына”4. Иисус - Сын благодарит Отца за то, что тот скрыл “эти вещи” [то, что Он делал и чему учил] от мудрецов, открыв их вместо этого младенцам. Отец, по Его словам, суверенен в Своём раскрытии. Однако Иисус сразу же заявляет, что Он, Сын, также обладает этим суверенитетом. Знать Отца - это дар, данный Сыном тому, кого Он изберёт. Как Отец открывает “всё”, касающееся Сына, тому, кому Он пожелает, так и Сын открывает Отца – и “всё”, что Отец доверил Ему, – тому, кому Он пожелает. Более того, Иисус полностью разделяет всеобъемлющее знание Отца. Только Отец знает Сына, и только Сын знает Отца. Иисус полностью разделяет верховную власть Бога-Отца, и Его знание, как и знание Отца, является всеобъемлющим и взаимным. С другой стороны, в таких отрывках, как Матфея 24:36, где Иисус говорит, что Он не знает о времени Своей парусии, о котором знает только Отец, Он ссылается на добровольные ограничения Своего воплощённого состояния.
| Иисус не говорит, что Он и Отец - это одна личность, но что вместе Они составляют единого Бога
|
Короче говоря, Иисус как Сын отличен от Отца и в то же время един с Ним. Бокхэм комментирует: “Иисус не говорит, что Он и Отец - это одна личность, но что вместе Они составляют единого Бога”5. Это отличает Его от пророков и, согласно писаниям Павла, предполагает Его причастность к атрибутам Бога.6
Павел в своём важном заявлении о Сыне в Римлянам 1:3-4 проводит различие между Сыном Божьим “от семени Давидова по плоти” и тем, что Он “назначен Сыном Божьим с силой Святого Духа после воскресения мёртвых” (мой перевод). Оба предложения относятся к Иисусу Христу, Сыну Божьему (ст. 3а). Сын Божий произошёл от Давида в Своём воплощении; Он был воскрешён Духом в новом, преображенном состоянии – Сын Божий, наделённый силой. Как Сын Божий, перед распятием Он был в слабости, “в виде раба” (Фил. 2:7). Теперь, когда Он воскрес, Он вознесён одесную Бога Отца (Деяния 2:33-36, Фил. 2:9-11, Еф. 1:19-23, Кол. 1:18, Евр. 1:3-4) и царствует над всем космосом (Мф. 28:18), управляя всем сущим до тех пор, пока все Его враги не покорятся (1Кор. 15:24-26), после чего смерть, наконец, будет устранена и Он вернёт царство Отцу (1Кор. 15:24-28). Существует различие и тождество.
Равенство Иисуса и Его тождество с Богом
Иисус утверждает Своё равенство и тождество с Богом перед лицом обвинений в богохульстве со стороны иудейских лидеров. Его обвиняют в том, что Он сделал Себя равным Богу (Иоанна 5:16-47), а позже - в отождествлении Себя с Богом (Иоанна 10:25-39). Его обвинители угрожают карой за богохульство. В обоих случаях Иисус отрицает обвинение на том основании, что Он говорит правду, ссылаясь в подтверждение на множество свидетелей, которых требует еврейский закон. В Иоанна 14:1 Иисус отождествляет Себя с Богом как объектом веры: “Верьте в Бога; точно так же, как рамки вокруг картины, Иоанн называет Его ”Богом“ в Иоанна 1:18 в начале своего Евангелия, а Фома называет его ”Господь мой и Бог мой“ в Иоанна 20:28 в конце.
Характерное для Павла имя Иисуса Христа - “Господь” (Κύριος), греческое слово, обычно используемое для обозначения Яхве (אהוה), заветного имени Бога в Ветхом Завете. Этим повсеместным употреблением Павел показывает, что он считает Иисуса человеком, имеющим статус Бога, без каких-либо сокращений. Он не пытается объяснить или защитить это, упоминая об этом настолько неосознанно, что, как замечает Уртадо, это означает, что оно стало повседневным явлением среди ранних христиан. Послания Павла свидетельствуют о том, что вера в полную божественность Иисуса Христа является основной аксиомой церкви, а не предметом спора. Это, указывает Уртадо, подтверждается арамейским возгласом в 1 Коринфянам 16:22 "марана фа" (Господи, приди!). Павел использует это в языческом контексте без объяснения или перевода, обращаясь ко Христу в общей литургической молитве с почтением, проявляемым к Богу. Более того, корни этой молитвы - палестинские, широко известные за пределами её первоначального источника и, вероятно, существовавшие до Павла.7 Баукхэм пишет о “его очень раннем происхождении”8. Павел применяет божественное имя (Яхве) ко Христу через Κύριος “без объяснения или оправдания, предполагая, что его читатели уже были знакомы с этим термином и его значением”. В Римлянам 9:5, вероятно, Павел прямо называет Иисуса Христа Θεός (Богом). Уитерингтон пишет об Иоанне, что он “готов говорить об Иисусе то же, что он говорит о Господе Боге, потому что видит их на одном уровне”9.
Автор Послания к Евреям, также приводя доводы в пользу превосходства Христа, цитирует Псалом 44 в поддержку того, что воплощённый Сын обладает статусом Бога (Евр. 1:8-9). Сын - это сияние славы Отца, явный образ Его существа. Все ангелы должны поклоняться Ему (Евр. 1:1-14). Поскольку Он превосходит ангелов, комментирует Бокхэм, “Он включён в уникальную сущность единого Бога”.10 Псалом 101, в котором говорится о творце Вселенной, здесь непосредственно относится ко Христу. По словам Т.Ф. Торранса, Христос - это “не просто своего рода местоблюститель или своего рода "двойник" Бога в Его отсутствие, но воплощенное присутствие Яхве”11.
Более того, воскресение Иисуса раскрывает, что Он - Господь, божественность Христа становится “высшей истиной Евангелия … центральная точка отсчёта, соответствующая всей последовательности событий, предшествовавших распятию на Кресте и после него”.12 В центре Новозаветной вести находится неразрывная связь между Сыном и Отцом.13
| В центре Новозаветной вести находится неразрывная связь между Сыном и Отцом
|
Иисус как Творец, Судья и Спаситель
Иисусу Христу приписываются дела, которые может совершить только Бог. Иоанн провозглашает, что Иисус Христос - это вечное Слово, которое сотворило всё сущее, которое пребывает с Богом и которое есть Бог (Иоанна 1:1-18). Ничто не возникло отдельно от этого Слова. Слово, которое “в начале”, находится “у Бога”, направлено к Богу и есть Бог. Это подразумевает предсуществование. Он - единородный Бог (ст. 18). Павел повторяет это (Кол. 1:15-20). В Евреям 1:1-4 говорится о том же, ибо Сын сотворил мир и направляет его к намеченной цели. В 1 Коринфянам 8:6 Павел связывает Бога-Отца и Господа Иисуса Христа в Их соответствующей работе по сотворению мира. Это проливает свет на эпизоды из Евангелий (Мф. 14:22-36, ср. Пс. 76:20, Иов. 9:8, Иов. 26:11-14, Пс. 88:10, 106:23-30), в которых Иисус проявляет функции божества, суверенно управляющего стихиями. Будучи представленными как знамения Царства Божьего, они указывают на Его господство над миром как Его царя.
В Иоанна 5:22-30 Иисус называет Себя судьёй мира; это может быть только Бог. В Матфея 25:31-46 говорится, что Иисус, как Сын человеческий, будет праведно судить народы (ср. Марка 8:38, Дан 7:14). Павел категоричен (1 Фес. 3:13, 5:23, 2 Фес. 1:7-10); мы все должны предстать перед судилищем Христовым (2 Кор. 5:10).
В Ветхом Завете подчёркивается, что избавление могло прийти только от Яхве, а не от человека (Пс. 145:3-6).14 Имя Иисус, которого требовал ангел, означает “спаситель”. Он должен был спасти Свой народ от их грехов (Мф. 1:21). Его исцеления показывают, что Он - Господь жизни. Кроме того, Он избавляет от греха и смерти. Поскольку спасение - это дело Божье, настойчивое описание Павлом Иисуса как Спасителя является косвенным указанием на Его божественность (Титу 2:11-13, 1:4, 3:6, Флп. 3:20, 2 Тим. 1:10; 2 Пет. 1:11). Некогда распространённое мнение о том, что новозаветное учение о Христе было чисто функциональным, не соответствует действительности; по словам Бокхэма, “участие Иисуса в уникальном божественном владычестве зависит не только от того, что Иисус делает, но и от того, кем Иисус является по отношению к Богу”. В результате “становится очевидным, что Иисус является неотъемлемой частью уникальной личности Бога”15.
Поклонение Иисусу
В ряде отрывков Нового Завета восхваляется Иисус Христос, указывая на то, что Христос является объектом поклонения (Иоанна 1:1-18, Евр. 1:3 и далее, Кол. 1:15-20, Флп. 2:5-11, 2 Тим. 2:11-13). То, как описывается Иисус, требует, чтобы гимны были обращены к Нему. Не нуждаясь в каких-либо особых объяснениях и предполагая широкую известность в церкви, представляется вероятным, что гимны в Откровении были основаны на устоявшейся практике. Уртадо считает, что “практика пения гимнов в честь Христа восходит к самым ранним слоям христианского движения”16. Более того, нет и намёка на возражения со стороны еврейских церквей.17 Поскольку Он - Сын Отца, поклонение Христу - это одновременно поклонение Отцу (Флп. 2:9-11). Уэйнрайт перечисляет ряд новозаветных славословий, явно или, возможно, адресованных Христу (2 Пет. 3:18, Откр. 1:5б–6, Рим. 9:5, 2 Тим. 4:18).18 Баукхэм приходит к выводу, что ношение воскресшим Иисусом божественного имени Яхве через Κύριος “недвусмысленно означает Его причастность к уникальной божественной идентичности, признание которой является именно тем, что выражает богослужение в еврейской монотеистической традиции”19.
Молитва также возносится ко Христу. Стефан взывает к Господу Иисусу, когда его забивают камнями до смерти (Деяния 7:59-60), его крик совпадает со словами Самого Иисуса (Луки 23:46). Павел молится воскресшему Христу, чтобы его жало в плоти было удалено (2 Кор. 12:8-9). Он ссылается на распространённый зов “Марана фа” (1 Кор. 16:22, ср. Откр. 22:20; см. также 1 Фес. 3:11-12, Деяния 9:14, 21, 22:16). Спасение состоит в исповедании Иисуса Христа как Κύριος (Рим. 10:9-13, 1 Кор. 12:1-3, Фил. 2:9–11).
Т. Ф. Торранс говорит, что мы полагаемся в нашей вере в божество Христа не на различные инциденты зафиксированы в Евангелиях или на конкретное заявления, но
по всей целостной евангельской структуре божественного откровения в течение истории, данное в Новозаветных Писаниях. Именно когда мы пребываем в нём, размышляем над ним, настраиваемся на него, проникаем внутрь него и впитываем его в себя, и обнаруживаем, что сами основы нашей жизни и мышления меняются под созидательным и спасительным воздействием Христа, и спасаемся Христом, и лично примиряемся с Богом во Христе, тогда мы верим в Него как в Господа и Бога20.
В результате, продолжает Торранс, мы молимся Иисусу как Господу, поклоняемся Ему и поём хвалу Ему как Богу. Неудивительно, что Фома, столкнувшись с весьма ощутимым доказательством воскресения Иисуса, мог сказать в ответ: “Господь мой и Бог мой” (Иоанна 20:28).
Примечания
1 Arthur Wainwright, The Trinity in the New Testament (London: SPCK, 1963), 171–95.
2 Peter Toon, Our Triune God: A Biblical Portrayal of the Trinity (Wheaton, Illinois: BridgePoint, 1996), 145–48.
3 James Barr, “Abba Isn’t Daddy,” JTS 39 (1988): 28–47.
4 H.R. Mackintosh, The Doctrine of the Person of Jesus Christ (Edinburgh: T.&T. Clark, 1912), 27.
5 Richard Bauckham, Jesus and the God of Israel (Milton Keynes: Paternoster, 2008), 104.
6 L. W. Hurtado, “Son of God,” in Dictionary of Paul and his Letters (ed. Gerald F. Hawthorne; Downers Grove: InterVarsity Press, 1993), 900–906.
7 Larry Hurtado, One God, One Lord (Third edition; London: Bloomsbury T&T Clark, 2015), 110-12; idem, “Lord,” in DPL, 560–69
8 Bauckham, Jesus and the God of Israel, 128.
9 B. Witherington III, “Lord,” in Dictionary of the Later New Testament and its Development (ed. Ralph P. Martin and Peter H. Davids; Downers Grove: InterVarsity Press, 1997), 672.
10 Bauckham, Jesus and the God of Israel, 24.
11 Torrance, The Christian Doctrine of God (Edinburgh: T&T Clark, 1996), 51.
12 Torrance, Christian Doctrine of God, 46. See also 52; Toon, Our Triune God, 159.
13 Torrance, Christian Doctrine of God, 49.
14 Wainwright, Trinity, 155–70 о Христе как Спасителе.
15 Bauckham, Jesus and the God of Israel, 31.
16 Hurtado, One God, One Lord, 106.
17 Там же, 107.
18 Wainwright, Trinity, 93–97.
19 Bauckham, Jesus and the God of Israel, 200.
20 Torrance, Christian Doctrine of God, 53.
Для дальнейшего изучения:
Donald MacLeod, The Person of Christ
John MacArthur, “Declaring and Defending the Deity of Christ” (видео)
Christopher Morgan, ed., The Deity of Christ
Lee Strobel, The Case for Christ
R. C. Sproul, “Defending the Deity of Christ with Apologetics” (видео)
B. B. Warfield, The Lord of Glory
Stephen J. Wellum, God the Son Incarnate
Robert Letham - преподаватель систематического и исторического богословия в Уэльсской евангелической школе богословия в Бридженде, Уэльс.
Это эссе является частью серии "Краткая теология".
|