Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Возможно, вы не знаете Иудаизм так хорошо, как думаете
Евангелическое руководство Джона Фелана по еврейской мысли и истории содержит много откровений — некоторые из них болезненны.
Gerald McDermott
Я никогда не забуду тот день, когда стоял на развалинах синагоги третьего века в Капернауме, всего в двух шагах от прекрасных голубых вод Галилейского моря. Я вёл экскурсию христианских паломников. Наш гид обратил наше внимание на Матфея 23:3, стих, который я читал сотни раз, но который теперь внезапно соскочил со страницы: “итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте”.

Я был потрясён. Как мог Иисус рекомендовать учение фарисеев, когда Он предостерегал от их лицемерия в том же стихе (“по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают”)? Как я мог упустить эту рекомендацию за десятилетия серьезного изучения Библии?

Книга John E. Phelan Jr.’s «Separated Siblings: An Evangelical Understanding of Jews and Judaism» содержит этот и сотни других сюрпризов. Фелан, отставной профессор теологии и бывший президент теологической семинарии Норт-Парка в Чикаго, предоставил христианам один из самых увлекательных и всеобъемлющих путеводителей по еврейской мысли и цивилизации за последние полвека. Читатели получают подробные, но восхитительные описания еврейских терминов, деноминаций, понимания Бога, религиозных практик, исторических событий и споров. Фелан также открывает новые открытия о еврействе Иисуса и Павла и связывает историю сионизма с современным государством Израиль.

Сюрпризы в запасе

Книга полна просветляющих откровений. Христианские читатели найдут отклик в еврейских текстах, которые в противном случае могли бы не заметить. Кадиш, например, - это ежедневная еврейская молитва, которая начинается словами, почти идентичными первому прошению в Молитве Господней: “Да возвысится и святится Его великое Имя”. Фелан замечает, что в то время как Талмуд — набор гигантских размышлений как о еврейской устной традиции, так и о Ветхом Завете — может показаться посторонним одержимым “незначительными вопросами” религиозного закона, верные евреи рассматривают его как божественное руководство к повседневной святости, которое заставляет разум работать “в служении любви и послушанию”.

Христиане иногда характеризуют еврейскую практику как более сосредоточенную на внешнем, чем на сердечном. Но Фелан указывает, среди многих других примеров сердечной духовности, на раввинское утверждение, что ежегодный День Искупления “искупает только тех, кто кается”.

Христианские критики сионизма часто утверждают, что еврейское стремление вернуться в Израиль началось только в 19 веке и было в основном светским. Тем не менее Фелан отмечает, что для раввинов, редактировавших вавилонский Талмуд в пятом веке, Израиль всё ещё был центром мира, и поэтому “любой еврей, живущий за пределами этой земли, что-то упускал”. Только на земле евреи могли соблюдать сельскохозяйственные законы Торы; поэтому, как говорится в Талмуде, “небольшая группа людей в земле Израиля дороже [Святому], чем великий Синедрион за пределами земли”.

Эта книга должна также удивить читателей, которые были убеждены, что Бог отверг евреев как Свой избранный народ, когда большинство евреев первого века отвергли Иисуса как своего Мессию. Фелан утверждает, что в то время как завет Бога с Моисеем был обусловлен послушанием Израиля, Его завет с Авраамом был безусловным. Моисей предупреждал, что народ Божий потеряет контроль над землей, если обратится к идолопоклонству (Втор. 28:36), но они останутся избранными Богом. Как говорит сам Павел, “Ибо дары и призвание Божие непреложны” (Рим. 11:29). “Даже отвержение Иисуса как Мессии не ведёт к окончательному отвержению евреев”, - пишет Фелан. Павел “настаивал в Послании к Римлянам 11, что евреи всё ещё "любимы" Богом” (ст. 28).

Фелан не согласен с общепринятой евангельской интерпретацией учения Павла о спасении по вере. Он утверждает, что учение Лютера об оправдании часто неправильно понималось как форма “дешевой благодати”, при которой дела и послушание не имеют ничего общего со спасительной верой. Однако Павел, как отмечает Фелан, писал в Римлянам 2:13: “потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.” Фелан говорит, что Павел “мог бы иметь в виду две разные вещи” под “законом” — закон как путь спасения и закон как руководство к жизни, — но “важно то, что Павел, как, кстати, и Иисус, явно ожидал, что быть последователем Иисуса означает быть послушным закону Божьему”.

Если Павел более позитивно настроен по отношению к еврейскому закону, чем многие думали, то его учение о будущем Израиля также более еврейское, чем многие себе представляли. Его пророчество в Римлянам 11:26 о том, что “весь Израиль будет спасён”, мучило толкователей на протяжении тысячелетий. Но Фелан услужливо показывает, что это было общее раввинское учение, которое появляется в Мишне, письменном свидетельстве устного учения раввинов до и во времена Павла. Мишна утверждает, что “все израильтяне будут иметь долю в грядущем мире”, но она специально исключает евреев, которые отрицают воскресение мёртвых или вдохновение Торы, а также евреев, которые живут распущенной жизнью. Возможно, тогда Павел адаптировал знакомое изречение, которое ограничивало определение “Израиль” верными представителями всех 12 колен.

В важной главе, посвященной последним еврейским интерпретациям Павла, Фелан прослеживает выводы еврейских учёных Даниила Боярина, Памелы Эйзенбаум и Марка Наноса, которые согласны с тем, что Павел продолжал практиковать еврейский закон до своей смерти и учил еврейских учеников Иисуса делать то же самое. В то же время Павел учил учеников-язычников не обрезаться, потому что язычники и иудеи должны были соблюдать закон, как говорит Фелан, “по-разному”.

Если сюрпризы, которые преподносит Фелан, интригуют, то они также болезненны. Он выделяет много моментов за последние два тысячелетия, когда христианские лидеры учили ненависти к евреям и преследованию их. Эразм, например, отказался от поездки в Испанию, потому что там было слишком “много евреев”. Лютер проповедовал, что если евреи не обращались, “нам [христианам] не следует ни терпеть, ни переносить их среди нас”. Как Фелан объясняет, даже Карл Барт, Дитрих Бонхёффер, и Мартин Нимеллер, который “выступал против нацизма и антисемитизма” до и во время Второй мировой войны, тем не менее их “отчёты показали наличие антиеврейских взглядов и двусмысленную поддержку евреев Германии, пока это не стало в очередной раз слишком поздно”. Декларация Бармена (1934) прославилась тем, что Иисус Христос был единственным лидером Германии (фюрером), но в ней ничего не говорилось о преследовании евреев, потому что “исповедующая Церковь не приняла бы этого”.

Проблема, пишет Фелан, не в том, что христиане были “просто равнодушны и неосведомлены”. К сожалению, “по всей Европе крещённые христиане помогали и подстрекали или с энтузиазмом присоединялись к бойне”.

Несколько пробелов

Несмотря на многие достоинства этой книги, в ней есть несколько пробелов. В то время как Фелан записывает жалобу рабби Якова Нойснера на то, что Иисус не обращался к Израилю в целом, он не упоминает, что Иисус сделал это четыре раза — когда Он сказал, что в новом мире Его апостолы будут судить все 12 колен Израиля (Мф. 19:28); когда Он предсказал, что однажды весь Иерусалим примет Его (Лк. 13:34-35); когда, непосредственно перед Его вознесением, Он объявил, что Отец назначил время, когда Он “восстановит царство Израилю” (Деяния 1:6-7); и когда Он Духом Своим вдохновил Иоанна написать о том дне, когда Он придёт на облаках и “все [иудейские] племена земли [Израиля] будут плакать о Нём” (Откр. 1:7, LSV).

В то время как Фелан ясно указывает на центральную роль Земли Обетованной в ветхозаветных упоминаниях о завете Бога с Его еврейским народом, Он пренебрегает подобными акцентами в Новом Завете. Например, помимо упоминаний о земле как центре будущей работы Бога (Деяния 1:6; Луки 13:34-35), Иисус предсказал, что однажды Иерусалим больше не будет контролироваться язычниками, но (косвенно) еврейским народом Бога (Луки 21:24). Павел также учил, что Бог “дал [иудейским патриархам] их землю в наследие” (Деян. 13:19, ESV).

Теодор Герцль, отец современного “светского” сионизма, надеялся на правительство, которое будет еврейским “по характеру”, чтобы защитить еврейскую культуру и религию; когда Иордания аннексировала Западный берег в 1950 году, Организация Объединённых Наций и Лига Арабских государств осудили это как незаконное нарушение международного права; и хотя трагично, что 700 000 арабов потеряли или покинули свои дома из-за арабо-израильской войны 1948 года, война также изгнала 800 000 евреев из их домов на арабских землях.

Фелан заканчивает эту замечательную книгу предупреждением против четырёх “опасных” прочтений Нового Завета, которые он называет “антиеврейскими”, Во-первых, что евреи находятся под проклятием и даже сатанинским - учение, которое он замечает в «Изучении Библии» Макартура. Во-вторых, что все евреи ответственны за убийство Иисуса, что он уподобляет утверждению, что “американцы убили Линкольна и Кеннеди”. В-третьих, что Бог покончил с иудеями, что, по словам Фелана, Павел отрицает, когда утверждает: “Не отверг Бог народа Своего” (Рим. 11:2) И в-четвёртых, что фарисеи, как и все иудеи, были неизменно лицемерами и законниками - Фелан приводит несколько случаев, когда они защищали Павла, как они это делали перед Синедрионом: “ничего худого мы не находим в этом человеке” (Деяния 23:9).

В наше время, когда правоохранительные органы США сообщают о большем количестве преступлений на почве ненависти против евреев, чем любая другая религиозная группа, и когда учёные все чаще обнаруживают, что Иисус и ранняя церковь были более еврейскими, чем считалось ранее, «Separated Siblings» обещают помочь христианам лучше понять еврейские корни своей веры — и почему это понимание так важно.

Джеральд Макдермотт недавно ушёл с англиканской кафедры богословия в Бисонской школе богословия. Он автор книги "Израиль имеет значение: почему христиане должны думать по-другому о Народе и Земле" и редактор книги "Раса и завет: восстановление религиозных корней для американского примирения".


РЕЙТИНГ

НАЗВАНИЕ

АВТОР

ИЗДАТЕЛЬ

ДАТА

СТРАНИЦ

ЦЕНА

Separated Siblings: An Evangelical Understanding of Jews and Judaism

John E. Phelan Jr.

Eerdmans

6 октября 2020

360

23.55$

Категория: Книги | Просмотров: 1010 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/4 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Равел, израиль, Рецензия, христианство, евреи, Теология
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [331]
Статьи [2592]
Разное [642]
Библия [306]
Израиль [301]
Новости [578]
История [716]
Картинки [383]
MorningStar [1237]
Популярное [199]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [885]
Миссионерство [325]
It's Supernatural! [753]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 46
500

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024