Мнения есть у всех, в том числе у людей, которых я очень уважаю.
Р.К. Спроул говорит: “Я верю, что, поскольку Иисус был в полной мере человеком, он мог грешить … Я думаю, неверно полагать, что божественная природа Христа не позволяла Его человеческой природе грешить”.
Однако один из соучастников Спроула, который много раз выступал с ним на одной сцене, Джон Макартур, придерживается противоположной позиции: “Мог ли Христос... согрешить? Ответ - нет, определённо нет. Христос не мог согрешить”.
Оба они очень образованные люди, преданные Слову Божьему, но придерживающиеся противоположных взглядов. Если они не могут прийти к согласию, есть ли надежда, что мы, простые смертные, сможем выяснить, мог ли Иисус согрешить? Более того, имеет ли это какое-то значение?
Что ж, я действительно считаю, что правильный ответ на этот вопрос важен, так как насчёт того, чтобы попробовать?
Давайте начнём с того, что все христиане (за вычетом действительно маргинальных групп) разделяют мнение, что Иисус во время Своего земного служения никогда не грешил. Библия совершенно ясно говорит об этом.
Иисус спросил Своих оппонентов: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” (Иоанна 8:46) и не получил ответа. Павел говорит: “Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех” (2 Кор. 5:21), и Петр соглашается с тем, что “Он не сделал никакого греха” (1 Пет. 2:22). Иоанн говорит: “...в Нём нет греха” (1 Иоанна 3:5), чему вторит автор Послания к Евреям: “[Иисус был] искушен во всём, кроме греха” (Евр. 4:15).
Пока всё хорошо? Если да, то давайте продолжим.
Августин привёл несколько латинских фраз, которые исторически использовались в богословии для обсуждения того, мог ли Иисус согрешить. Первая - non posse peccare (не способный грешить), что указывает на безупречность Иисуса. Вторая позиция - posse non peccare (способный не грешить), которая гласит, что Иисус был свободен грешить, но удерживал Себя от этого.
Довольно много теологов утверждают, что последняя позиция (принятая Спроулом) является позицией меньшинства, хотя многие христиане, с которыми я общаюсь, верят в это. Обычно вы услышите три аргумента в пользу того, почему: (1) Христос обладал человеческой природой и поэтому, подобно Адаму и Еве, мог по Своей воле принимать решения, в том числе совершать грех; (2) В Писании говорится, что Он был искушаем (например, в Матфея 4), а это подразумевает способность поддаваться искушению; (3) Библия также говорит, что Он понимает наши слабости (Евр. 2:18; 4:15), и как это возможно, если Он не чувствовал того, что мы делаем?
Хотя эти аргументы, в совокупности и на первый взгляд, кажутся убедительными в том, что Христос мог грешить, я твёрдо верю, что Иисус не только не грешил, но и не мог грешить. Итак, позвольте мне похрустеть костяшками пальцев и изложить вам свою точку зрения, приводя по очереди каждый из аргументов о том, что Иисус мог согрешить.
Во-первых, да, у Иисуса была человеческая природа, и если бы эта природа когда-либо существовала отдельно от Его божественной природы, то она была бы такой же, как у Адама и Евы, и Он был бы способен грешить. Но этого так и не произошло. В то время как Он испытывал такие вещи, как голод, независимо от Своей божественной природы, грех - это нравственный акт, который затрагивал бы как Его человеческую, так и божественную природу. И как сказано в Писании: “Бог не искушается злом” (Иакова 1:13).
Что касается вопроса о том, что Христос делает “выбор по Своей воле”, позвольте мне спросить: свободен ли Бог грешить? Его божественные качества, включая неизменность, бесконечную и абсолютную святость, делают невозможным то, что не было прервано воплощением Иисуса или “кенозисом” (опустошением), описанным в послании к Филиппийцам 2:6-7.
Далее, в Писании действительно говорится, что Христос был искушаем, но греческое слово, используемое в тексте — peirasthênai — имеет интересное определение в соответствии с лучшим греческим словарем (BDAG): “прилагать усилия, чтобы что-то сделать, пытаться, время от времени предпринимать попытки в контексте, указывающем на тщетность; пытаться открывать природу или характер чего-либо путём тестирования, пробовать, испытывать на прочность, подвергать испытанию”. Я дополню их определение, спросив вас об искушениях Иисуса сатаной и на кресте: была ли их цель выявить моральную слабость или продемонстрировать силу? Я верю в последнее.
Означает ли это, что Иисус не чувствовал тяжести этих искушений и поэтому не может сочувствовать тому, через что мы проходим? Вовсе нет. Теолог Леон Моррис так описывает то, что пережил Христос: “Человек, поддавшийся определённому искушению, не ощутил всей его силы. Он сдался, когда у искушения ещё было что-то в запасе. Только тот человек, который не поддаётся искушению, который в отношении этого конкретного искушения безгрешен, знает всю степень этого искушения”.
Позвольте мне высказать последнее соображение, и оно касается ещё одного часто задаваемого вопроса о вечном состоянии, которым мы однажды будем наслаждаться с Богом. Многие христиане задаются вопросом, что удержит нас от греха на новых небесах и земле, о которых говорится в Откровении 20. Только потому, что у нас новые, прославленные тела, как это само по себе удержит нас от того, чтобы снова всё разрушить, как это сделали наши прародители в этом мире?
Я думаю, ответ можно найти в том, что, по словам Павла, однажды произойдёт с нами — мы будем “подобны образу Сына Его” (Рим. 8:29), что включает в себя непорочное внутреннее, нравственное состояние, подобное тому, которое было у Иисуса во время Его земного служения. Отчасти это также может быть тем, что имеет в виду Пётр, когда говорит, что однажды мы “станем причастниками божественной природы” (2 Петра 1:4). Я думаю, что природа Иисуса, который не мог согрешить во время Своего служения, предвещала то, какими мы будем, обеспечивая безгрешное вечное состояние с Богом.
Так что, в конце концов, нет, я не верю, что Иисус мог когда-либо грешить. И я думаю, Он показал нам, какими мы станем однажды: “свободными” людьми, которые не смогут грешить так же, как Он. Не знаю, как для вас, но для меня это произойдёт не так скоро.
|