Смысл 1 Тимофею 5:8 довольно ясен. Неспособность заботиться о нуждах конкретных людей равносильна отказу от своей веры. А верующий человек, который действует таким образом, что на практике отрицает эту веру, хуже тех, кто вообще никогда не исповедует её.
Что создаёт для нас трудности, так это строгий тон этой инструкции и категоричность, которая, по-видимому, связана с тем, что человек не выполняет её. Связанная с этим трудность — в свете того, что Павел настаивает на том, что спасение происходит по вере, а не по делам, — заключается в тесной связи в этом тексте между совершенно конкретным действием и верой человека, а, следовательно, и его спасением.
Тщательный анализ аргументации Павла в более широком контексте и в рамках его размышлений о вере и её плодах должен облегчить эти трудности.
Наш стих является частью более длинного отрывка (1 Тим. 5:3-16), в котором Павел говорит о месте вдов в церкви и заботе о них. В древнем мире, отчасти из-за патриархальных семейных и социальных структур, вдовы часто были одними из самых слабых и уязвимых членов общества. Из Ветхого Завета ясно, что Бог проявляет особую заботу о самых ничтожных, малых, угнетённых, бессильных. И эта забота распространяется на вдов (Втор. 10:18; 24:17; Пс. 68:6; Ис 1:17). Из рассказа Луки о служении Иисуса и ранней церкви (Лк. 7:11-15; 18:2-8; 21:1-4; Деяния 6:1; 9:39), мы видим, что забота о вдовах естественным образом продолжалась в “новом Израиле”, что христианская община считала заботу о вдовах особой обязанностью и что группы вдов в церквях были особенно вовлечены в добрые дела благотворительности для нуждающихся.
Более обширный отрывок, частью которого является этот текст, раскрывает эту неизменную заботу о вдовах. Он также показывает, что особые обстоятельства требовали большей ясности в отношении ответственности церкви в этой области. Павел проводит различие между “истинными вдовицами” (1 Тим. 5:3), и теми, у кого есть семья, способная позаботиться о них (1 Тим. 5:4). Учитывая тот факт, что ранние церкви в целом состояли из людей, принадлежавших к низшим социально-экономическим слоям (см. 1 Кор. 1:26-28), их экономические ресурсы не могли быть обширными. Таким образом, возникла необходимость направить ограниченные ресурсы на решение наиболее острых проблем, связанных с лишениями. Возможно, что сострадание церкви к вдовам проявлялось настолько последовательно, что благотворительность стала чем-то ожидаемым, даже когда в ней не было реальной необходимости.
В любом случае, наставление Павла заключается в том, что основная ответственность за заботу о вдовах лежит на ближайших родственниках (детях или внуках, 1 Тим. 5:4). Только когда эта помощь недоступна, когда вдова “одинокая” (1 Тим 5:5), ответственность ложится на более широкую общину.
Павел обосновывает это наставление двумя способами. Прежде всего, такие действия “угодны Богу” (1 Тим. 5:4). Обязанность заботиться о родителях вытекает в иудаизме из пятой заповеди (“Почитай отца твоего и мать твою”, Исх. 20:12), и считалось, что соблюдение этой заповеди приносит с собой Божье благословение. Во-вторых, Павел основывает свои наставления на истине, снова и снова повторяемой в Слове Божьем, а именно на том, что вера человека, его убеждения должны находить выражение в конкретных действиях и взаимоотношениях. Таким образом, после резкого упрёка в пустоте и поверхностности израильского богослужения (Ис. 1:10-16) Исаия призывает народ “…делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову” (Ис. 1:17). Правильные отношения с Богом выражаются в отправлении правосудия, проявлении доброты (Мих. 6:6) и проявлении непоколебимой любви (Ос. 6:6). Самое истинное выражение поклонения Богу - это когда Божий народ участвует в том, чтобы “как вода, течёт суд, и правда — как сильный поток!” (Амос 5:24).
Это центральное ветхозаветное убеждение также лежит в основе послания Иисуса и Его последователей. О нас узнают по плодам, которые мы приносим (Мф. 7:16, 20), и таким образом мы прославляем Бога (Ин. 15:8). Мир узнает, что мы ученики Иисуса, если мы искренне будем любить друг друга (Ин. 13:35). Если Божья прощающая и примиряющая работа не находит выражения в наших взаимоотношениях, то наше поклонение Богу бесполезно (Мф. 5:23-24). Плод Духа в нас, говорит Павел, выражается в доброте и проявлении благости на практике (Гал. 5:22). Новая жизнь во Христе (Кол. 3:1-3) должна выражать себя в жизни, исполненной сострадания и доброты (Кол. 3:12). Вера, которая не подтверждается делами, считается мёртвой, недостоверной верой (Иак. 2:14-17). “Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира” (Иак. 1:27).
В рамках этой более широкой новозаветной перспективы следует понимать указание Павла о том, что дети или внуки должны заботиться об овдовевших матерях или бабушках. Они “прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу” (1 Тим. 5:4). Реальность наших взаимоотношений с Богом самым естественным образом отражается на наших человеческих взаимоотношениях. И члены наших ближайших семей первыми ощущают влияние наших отношений с Богом. Выражение “Милосердие начинается дома” основано на убеждении, что если любовь к ближнему конкретно не проявляется в наших самых близких отношениях, то наши притязания на любовь к Богу (“наша религия”) являются ложью (1 Ин. 4:19-21).
Вот почему Павел осуждает человека, который не заботится о членах семьи, потому что таковой “отрёкся от веры” и “хуже неверного” (1 Тим. 5:8). Хотя это суждение кажется суровым по отношению к данному конкретному плохому поведению в практическом христианском поведении, забота Павла на протяжении всего послания о том, чтобы христианская жизнь была выше упрёков со стороны посторонних (1 Тим. 2:2; 3:1-7; 5:14; 6:1) помогает нам понять его сильные слова. Фраза “быть хуже неверного” подразумевает, что даже от неверующих ожидают заботы о членах своей семьи. Верующие, которые пренебрегают этой ответственностью, таким образом, поступают “хуже” неверующих. Когда бы это ни происходило (см. также 1 Кор. 5:1-2), церковь не является альтернативной Божьей общиной в разрушенном, фрагментированном мире. И такая жизнь в миру представляет собой отречение от веры.