Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Вечность и неизменность Бога
Определение

Уникальность Бога означает, что Он самодостаточен, независим от чего-либо вне Себя. Вечность Бога - это Его уникальность по отношению ко времени: Владыка времени, существующий над и отдельно от него, но свободный входить в него для достижения Своих целей.

Резюме

Библия учит о Божественности Бога, говоря, что Он не нуждается ни в чём, кроме Самого Себя (Деяния 17:24-30). Таким образом, Божественность отличает Творца от творения, но она также защищает свободу Бога входить в творение, не компрометируя себя, вступать в отношения с миром и людьми. Таким образом, Он спасает нас от греха не потому, что Ему это нужно, а благодаря Своему свободному дару благодати. Вечность Бога - это Его равенство по отношению ко времени и, следовательно, Его господство над временем. Поскольку Он - Творец времени, Он стоит над ним, но свободно входит в него, чтобы исполнять Свою волю. Он превосходит время в том, что (1) у Него нет ни начала, ни конца, (2) Он не меняется, (3) Он в равной степени осознаёт прошлое, настоящее и будущее и (4) течение времени не ограничивает его в том, чего Он может достичь.

Единство

Термин aseity (асоциальность) происходит от латинского выражения "a se", означающего "сам по себе". Бавинк определяет это следующим образом: Бог “есть то, чем Он является Сам по Себе или от Своего собственного “Я”.1 Он добавляет, что Божественность “обычно рассматривается как первый из атрибутов”, и даже говорит, что "все остальные атрибуты произошли от этого".2 Идея заключается в том, что Бог никоим образом не зависит ни от чего вне Себя, но у Него достаточно внутренних ресурсов для всего, чем Он является и что делает. Таким образом, господство Бога является абсолютным и независимым от всего, что Он сотворил.

Может показаться трудным найти библейскую основу для концепции, которая кажется столь философской и абстрактной, как эта. Термин "Божественность" не встречается в Писании. Но это слово хорошо выражает некоторые представления о Боге, которые полностью соответствуют Библии.

Библия учит, что Бог, во-первых, Сам по Себе (“от Себя”), поскольку Он является хозяином всего сущего, “владыкой неба и земли” (Быт. 14:19, 22; ср. Пс. 23:1, 49:10-12). Он - собственник, потому что всё, кроме Бога, является Его творением (Исход 20:11, Пс. 145:6-7). Творения действительно обладают чем-то своим, но только благодаря божественному дару. Когда мы даём что-то Богу, мы даём Ему только то, что Он сначала дал нам (Луки 12:42, 16:1-8, Титу 1:7). Поэтому, когда мы даём что-то Богу, Он не обязан возмещать нам ущерб (Луки 17:10). Бог ничего не должен ни одному созданию (Иов 41:11, Рим. 11:35-36). Это правда, что Бог возлагает на Себя обязательства перед созданиями, заключая заветы и обещания. Но эти обязательства Он берёт на Себя Сам, а не навязывает им кто-либо или что-либо извне.

Таким образом, у Бога нет потребностей. Псалом 49, например, учит нас, что в отличие от языческого поклонения, поклонение истинному Богу направлено не на удовлетворение потребностей Бога, а на признание Его самодостаточности и способности удовлетворять наши потребности.3 Павел поднимает эту тему, когда обращается к верующим-язычникам в Афинах (Деяния 17:24-30). Поскольку истинный Бог - “Господь неба и земли”, - говорит Павел, Он “ не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду4, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё”. Поэтому мы полностью зависим от Него. Он совершенно не зависит от нас. Такова доктрина о божественности.

Таким образом, хотя божественность - это философская идея, наше знание о ней, как и обо всех других божественных атрибутах, основано на практической реальности Бога как нашего Господа по завету. Мы исповедуем Его божественность, потому что такое исповедание подразумевается в самом акте поклонения, в том почтении, которое верующий испытывает к своему Господу. Обратите внимание на связь между единством и поклонением в молитве Павла в послании к Римлянам 11:36: “Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь”.

Тождественность действительно указывает на огромную разницу между Богом и миром. Мир полностью зависит от Бога; Бог вовсе не зависит от мира5. Но Божественное свойство тождественности не является барьером между Ним Самим и миром, который Он создал. Аристотель верил, что его бог, “первопричина”, не мог любить мир, потому что такая любовь поставила бы под угрозу его самодостаточность. По его мнению, бог, любящий мир, зависел бы от мира, полагаясь на то, что мир вызовет его привязанность. Таким образом, его контакт с миром заставил бы его измениться. Но библейский Бог другой. Его любовь к миру безгранична, она дана даже тем существам, которые не проявляют к Нему никакой привязанности, которые ничего не могут для Него сделать. “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками” (Рим. 5:8).

Хотя Богу не нужен мир или что-либо в нём, Он свободно входит в Своё творение и свободно обрушивает на Свои творения благословения и суды. Поэтому, когда в Иисусе Христе Он спасает Свой народ от их грехов, Он не стремится удовлетворить какую-то Свою потребность. Когда Писание говорит, что спасение происходит только по благодати (Еф. 2:8-9), это свидетельствует о том, что Бог спасает не для того, чтобы удовлетворить Свою нужду, а исключительно для того, чтобы удовлетворить нашу. Спасение предполагает единство Бога, ибо в спасении мы отчаянно нуждаемся, а Бог самодостаточен. Поскольку Бог - это Сам по Себе, спасение даётся только по благодати.

Вечность

Учитывая вышеизложенное, мы можем определить вечность Бога как Его тождественность по отношению ко времени. Мы видели, что Бог ни в чём не нуждается и, следовательно, не зависит ни от чего в творении. Но время само по себе является творением Бога. Это означает, что Его отношение ко времени сильно отличается от нашего. Для нас время часто проходит слишком быстро, чтобы мы могли достичь своих целей, или слишком медленно, чтобы поддерживать свой интерес. Мы часто не успеваем чего-то достичь, потому что у нас “не было достаточно времени”. Но, поскольку Бог - это Сам по Себе, Он не зависит от времени в этом смысле. У Него всегда достаточно времени для достижения Своих целей, и его никогда не бывает слишком много. Другими словами, Бог - владыка времени, потому что Он - Владыка всего сотворенного.

Теологи спорят о точном различии между временем и вечностью. Я считаю полезным отметить, как я уже отмечал в предыдущем абзаце, что существование во времени имеет определённые пределы, и Бог, в силу Своей исключительности, превосходит эти пределы. Трансцендентность - это один из библейских способов понимания вечности.

Писание упоминает несколько более конкретных способов, с помощью которых Божья вечность превосходит время:
1. У Бога нет ни начала, ни конца. Он существовал до сотворения мира (Быт. 1:1, Иоанна 1:1). Джеймс Барр говорит, что ранние христиане понимали это “начало” как начало самого времени.6 Таким образом, существование самого Бога не только не имеет ни начала, ни конца; оно находится за пределами самого времени.

2. В важных отношениях Бог не меняется (Мал. 3:6). По крайней мере, Его неизменность даёт Ему представление о времени, сильно отличающееся от нашего.7

3. Его всеведение8 охватывает настоящее, прошлое и будущее. Он видит все времена с одинаковой и совершенной ясностью, ибо Он - тот, кто сделал их такими, какие они есть.9 Это не значит, что для Него все времена неразличимы. Он знает, что одно событие произошло в понедельник, другое - во вторник и так далее, и Он прекрасно понимает процесс, посредством которого одно событие перетекает в другое. Таким образом, утверждение, что в сознании Бога нет “последовательности моментов”, вводит в заблуждение. Но Он видит все события, разворачивающиеся перед Ним, как можно увидеть всю процессию с высокой точки обзора. Это библейское учение даёт нам основание утверждать, что существование Бога “вне времени”, а не просто продолжается во времени.

4. Как я указывал выше, Бог не подвержен разочарованиям, которые мы испытываем во времени. Для Него время никогда не течёт слишком медленно (Пс. 89:5) или слишком быстро (2 Пет. 3:8). Как Господь, Бог полностью контролирует ход времени, структурируя всю историю мира для достижения своих уникальных целей (Гал. 4:4, Деяния 1:7, ср. 17:26, Марка 13:32).
Таким образом, для Бога время никогда не является пределом. Он властелин времени. Это важный момент. Теологи иногда спорят о том, находится ли Бог “во времени” или “вне времени”. Лучший способ осмыслить это - признать, что время - это творение Бога. Как Господь, Он полностью контролирует время и властно устанавливает его границы. Однако мы должны также отметить, что, поскольку время - это творение Бога, Он может распоряжаться им по Своему усмотрению. Таким образом, библейская история - это история о вечном Боге, который вступает в историю, предназначенную Ему для того, чтобы подружиться с бренными созданиями и спасти их от греха, а также судить нечестивых.

Что касается времени, как и всего остального, Бог является господином созданного им мира: верховным правителем, верховной властью и неотвратимым присутствием.

John M. Frame

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Herman Bavinck, The Doctrine of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1951), 144.
2 Там же.
3 Это частая тема в ВЗ. См. Ис. 40:19-20, 41:7, 44:15-17, 46:6, Иер. 10:3-5, Авак. 2:18-20.
4 Подчёркивание моё.
5 В “теологии процесса” A. N. Whitehead, Charles Hartshorne, John Cobb и другие, Бог и мир взаимозависимы. Они нуждаются друг в друге. Это далеко от учения Библии.
6 Barr, Biblical Words to Time (Naperville, Ill.: Alec R. Allenson, 1969), 75.
7 Я подробно обсуждал природу неизменности Бога в своей книге "The Doctrine of God" (Phillipsburg: P&R Publishing, 2002), 566-72.
8 Смотрите статью “Всемогущество, всеведение и вездесущность”.
9 Смотрите статью “Верховная власть Бога”.

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЧТЕНИЯ

  • Bavinck, Herman, The Doctrine of God (Grand Rapids: Eerdmans, 1951).
  • Bavinck, Herman, Reformed Dogmatics: 2. God and Creation (Grand Rapids: Baker Academic, 2004).
  • Frame, John, The Doctrine of God (Phillipsburg, NJ: P&R Publishing, 2002).
  • George, Timothy, “The Eternity of God”
  • Got Questions? “What Does it Mean That God is Eternal?”.
  • Got Questions? “What is the Aseity of God?”
  • Kuiper, D. H., “The Eternity of God”
  • Monergism, “The Aseity, Self-Existence of God”
  • Pearce, Kenneth, “Divine Attributes”
  • Theopedia, “Attributes of God”.
  • Tozer, A. W., The Knowledge of the Holy: the Attributes of God: Their Meaning in the Christian Life (San Francisco: HarperOne, 2009).
  • Van Til, Cornelius, An Introduction to Systematic Theology (Phillipsburg, NJ: P&R Publishers, 2007).

    Это эссе является частью серии "Краткая теология".
  • Категория: Статьи | Просмотров: 114 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | TGC |
    Всего комментариев: 0
    Похожие материалы: Новые материалы:
    Теги: бог, Теология, время, вечность
             
         
    Книги [2423]
    Видео [983]
    Аудио [335]
    Статьи [2767]
    Разное [708]
    Библия [344]
    Израиль [301]
    Новости [596]
    История [766]
    Картинки [398]
    MorningStar [1304]
    Популярное [211]
    Пророчества [1164]
    Пробуждение [399]
    Прославление [1068]
    Миссионерство [332]
    It's Supernatural! [793]
    У вас работает Youtube?
    Всего ответов: 82
    500

    Онлайн всего: 17
    Гостей: 17
    Пользователей: 0


    Top.Mail.Ru

    Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025