По-настоящему понять концепцию вечности не так просто, как и установить её библейскую истину, потому что она включает в себя вопрос о времени. А время - это действительно сложный вопрос. Мы знаем, что Бог превосходит время и не подчиняется никаким законам природы.
Мы знаем, что Он никоим образом не ограничен временем. Мы знаем, что Он видит всю историю из вечности. Для Бога не существует ни прошлого, ни будущего. Есть только вечное настоящее. Как сказал Христос (который есть Бог): "истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоанна 8: 58).
Фома Аквинский сказал, что мы должны представить себе, что Бог подобен человеку, стоящему на вершине сторожевой башни, "охватывающему одним взглядом целый караван проходящих путников". Именно так Бог видит всю нашу жизнь - одним взглядом.
Однако, помимо этого теологического принципа, христианство всегда допускало большую интеллектуальную свободу, когда дело доходило до понимания природы времени. На самом деле, вся тема времени и отношения Бога к нему включает в себя некоторые из самых сложных и запутанных проблем в метафизике. Например, некоторые говорят, что время бесконечно, что у него нет ни начала, ни конца. Есть и другие, которые согласны с тем, что время бесконечно, но говорят, что оно имеет определённое начало и не имеет конца. Третьи говорят, что время ограничено как началом, так и концом.
Каким бы ни было время, связь Бога с ним ещё более проблематична. Бог внутри времени или вне времени? Или Он как-то в обеих состояниях? Является ли время творением Бога, подобным материальному миру, или же это совершенно иной вид творения? Разве сам Бог каким-то образом переживает время?
Мы знаем, что Он живёт в вечном настоящем и не ограничен временем, но вошёл ли Он каким-то мистическим образом во время благодаря Своему сотворению Вселенной и, что более важно, благодаря Своему воплощению в лице Иисуса Христа? Или человечество, что ещё более таинственно, каким-то образом было поглощено Троицей и безвременьем божественности Бога?
Наконец, даже если мы придем к некоторому пониманию времени и отношения Бога к нему, возникает дополнительная трудность понимания концепции вечности. И здесь мы подходим к ещё одной сложной серии проблем. Например, существуют две теории времени, каждая из которых обращается к таким вопросам, как: "является ли вечность вневременным царством без какой-либо последовательности, длительности или последовательности моментов? Может быть, это просто бесконечное время, не имеющее никакого завершения, но тем не менее похожее на время, как мы обычно думаем о нём - с непрерывной прогрессией моментов из прошлого в будущее?"
Этого определённо достаточно, чтобы у вас закружилась голова! На самом деле, даже если бы вы обладали объединенными знаниями Альберта Эйнштейна и Фомы Аквинского, и даже если бы вы посвятили свою жизнь этому предмету, вы всё равно не смогли бы окончательно доказать ни одну теорию времени и вечности. Логика помогает только до определенного момента. Пока мы живём в трехмерной Вселенной и переживаем время от момента к моменту, мы просто не можем по-настоящему знать, какова будет вечность после нашей смерти.
Возможно, самый простой способ осмыслить этот предмет (с христианской точки зрения) - это постулировать, что существует, вероятно, два или три различных типа времени. Первое - это то, что мы переживаем в этой жизни: солнечное или земное время. Второе - это то, что переживают умершие: своего рода одухотворенное время. Третий - это уникальный способ, которым сам Бог живёт Своей Собственной Божественностью.
Мы даже не можем обозначить эту последнюю категорию как "время", потому что для нас невозможно концептуализировать природу Божьей жизни. Однако мы можем получить некоторое представление о духовном времени мёртвых.
На протяжении веков христианские мистики - как католические, так и протестантские - переживали так называемые периоды экстаза, в которых они утверждали, что были наполнены Духом Божьим и были в присутствии Бога, ангелов или благословенных на небесах. В это время они, казалось, находились в состоянии транса, который иногда длился часами или даже днями.
И всё же, когда экстаз заканчивался, мистикам всегда казалось, что прошли лишь мгновения. Этот опыт каким-то образом вывел их из телесного времени и поместил в одухотворенное время, которое казалось им почти отсутствием времени. Эйфория, которую они испытывали в присутствии божественного, ускоряло время настолько, что оно почти останавливало часы.
Конечно, с ними что-то происходило — в их умах и душах, — но они не чувствовали никаких побочных эффектов от течения времени, никакой скуки, усталости или тяжелой работы. Иногда мы испытываем подобное чувство, когда занимаемся тем, что действительно любим. Время летит незаметно, а мы его почти не замечаем. Действительно, акт любви всегда, кажется, имеет эффект ускорения времени.
Разве не так всё время чувствуют себя благословенные на Небесах, когда сама Любовь находится прямо перед ними?
И наоборот, разве жизнь не может быть совершенно противоположной для людей в аду? Тогда вместо лёгкости и быстроты времени они будут терпеть только его гнетущее, плотное, вялое, утомительное, скрежещущее, нудное, черепашье бремя - так мы иногда переживаем время на земле, когда чувствуем себя безнадёжными и вынуждены делать то, что ненавидим.
Так вот, не поймите меня превратно. То, что одухотворённое время может ощущаться иначе, чем земное, не означает, что его вообще не будет. Оно будет. Библия указывает, что время будет продолжаться и после нашей смерти, и здравый смысл поддерживает эту теорию.
Ведь в каком-то смысле время очень легко понять. Это просто измерение изменений. И в раю, и в аду люди будут знать, думать, принимать решения и совершать поступки. Всё это предполагает перемены. Это будет особенно верно после воскресения, когда человеческие души воссоединятся со своими телами. Если у вас есть тело — прославленное или порочное, — это всё равно тело, и по определению оно будет способно двигаться и действовать. Если что-то может двигаться и действовать, оно может изменяться и, следовательно, должно существовать в некотором состоянии времени.
Это просто логика.
Энтони ДеСтефано - автор бестселлеров 20 христианских книг, включая его последнюю книгу "Hell: A Guide". Его книги были изданы в 18 странах и на 12 языках. Он также был ведущим двух телесериалов на телеканале Eternal Word Television Network (EWTN) и получил множество наград и почестей от религиозных организаций по всему миру. Он заядлый пилот, успешный бизнесмен и давний активист движения «За жизнь». Он выступал во многих национальных радио и телевизионных программах, включая "Клуб 700", "Семейный разговор доктора Добсона" и "Фокус на семье".
|