Определение
Неизменность означает, что Бог никоим образом не меняется. Бесстрастие, являющееся следствием неизменности, означает, что Бог никоим образом не испытывает эмоциональных изменений; Он не страдает.
Резюме
Неизменность и бесстрастие - это ключевые исторические атрибуты, которые исповедует церковь, атрибуты, отличающие бесконечного и вечного Творца от конечного и бренного творения. Неизменность означает, что Бог никоим образом не меняется; Он неизменен и по этой причине совершенен во всех отношениях. Бесстрастие, являющееся следствием неизменности, означает, что Бог никоим образом не испытывает эмоциональных изменений и не страдает. Чтобы пояснить, Бог не просто выбирает быть бесстрастным; Он бесстрастен по Своей природе. Бесстрастие присуще самому Его существу. Бесстрастие не означает, что Бог апатичен, и не подрывает божественную любовь. Бог максимально живой; Он - это Его атрибуты в бесконечной мере. Следовательно, бесстрастие гарантирует, что Божья любовь не может быть более бесконечной в своей красоте. Наконец, бесстрастие даёт великую надежду, ибо только Бог, который в Своей божественности не подвержен страданиям, способен спасти мир, тонущий в страданиях.
Вступление
Идеи имеют последствия. Оглядываясь на двадцатый век, мы видим, что одной из идей, имевших серьёзные последствия, было распространённое мнение о том, что Бог страдает. Влиятельные теологи, такие как Юрген Мольтман, стремились дать надежду страдающему миру, расколотому двумя мировыми войнами. Мольтманн долго и пристально изучал зверства нацистских концентрационных лагерей; когда он услышал, как евреи восклицают: “Где Бог?” Мольтманн ответил, что Бог был там, и Он тоже страдает. Это был Бог, который страдал в газовой камере; это был Бог, который висел на виселице. По этой причине в мире, полном боли, у нас есть надежда, потому что мы знаем, что Бог знает о нашей боли.
Давайте будем честны, аргументы Мольтмана могут быть очень убедительными и эмоционально привлекательными. Возможно, вы были на уроке Библии, где ваш близкий друг плакал из-за трагедии. Если это так, то, скорее всего, кто-то сказал: “Не волнуйся, Бог страдает вместе с тобой. Ему так же больно, как и тебе. Он так же охвачен горем, как и ты”. Идея страдающего Бога находит отклик в наших чувствах и кажется большим утешением во времена страданий.
И всё же именно в те трудные моменты, когда по нашим щекам текут слёзы, теология имеет наибольшее значение. Хотя в данный момент может показаться утешительным сказать другу, что Бог тоже страдает, при дальнейшем размышлении это опасная идея, которая в конечном итоге не даёт ни утешения, ни надежды.
Помогите! Мой дом в огне!
Чтобы прояснить этот момент, рассмотрим иллюстрацию из моей книги "Нет ничего более великого: неприрученные атрибуты Бога". Представьте, что ваш дом внезапно загорелся. Когда вы спасаетесь от огня и наблюдаете за происходящим с улицы, вы понимаете, что ваш ребёнок всё ещё внутри. Что, если бы в этот момент к вам подбежал сосед и, желая почувствовать вашу боль и посочувствовать вам, поджёг себя?
Естественно, вы бы посмотрели на такого человека с недоверием, возможно, даже взбешённые безумием такой реакции. Кто вам на самом деле нужен в этот момент? Вам нужен тот пожарный, который сможет с твёрдой, контролируемой уверенностью оценить ситуацию, броситься в огонь и спасти вашего ребёнка от смерти. Только тот пожарный, который не поддаётся эмоциональному срыву, может стать вашей надеждой в этом адском испытании.
Дело в том, что Бог, который страдает, Бог, подверженный эмоциональным изменениям, не так уж и утешителен, если подумать. Страдающий Бог может быть похож на нас, но Он не может спасти нас. На самом деле, эмоциональный Бог так же беспомощен, как и мы. Во времена страданий нам нужен Бог, который не страдает, который может преодолеть страдания, чтобы искупить нас и вернуть справедливость в этот злой мир.
Вспомним старое слово: бесстрастный
По этой причине церковь — от ранних отцов церкви до Вестминстерского исповедания — верила, что библейский Бог - это Бог без страстей, то есть Он бесстрастен.
Вплоть до девятнадцатого века слово “страсти” применялось только к творению, а не к Создателю. Это слово имело негативный оттенок, обозначая кого-то или что-то, подверженное изменениям, подверженное эмоциональной силе других людей. Таким образом, когда наши отцы отрицали наличие страстей в Боге, они отличали Его как неизменного, самодостаточного Творца от постоянно меняющегося, нуждающегося творения (подобно тому, как это делает Павел в Деяниях 17).
В одном этом слове, “страсти”, мы видим разницу между христианским Богом и богами греческой мифологии, богами, подверженными эмоциональным колебаниям, преодолеваемыми переменами настроения, богами, изменяемыми или манипулируемыми чужой волей. В одну минуту они предаются похоти, а в следующую выходят из себя в приступе ярости. Напротив, христианский Бог, по словам Томаса Вейнанди, “не подвержен смене эмоциональных состояний; и сотворённый порядок не может изменить Его таким образом, чтобы Он претерпел какие-либо изменения или утрату”1. Вот что значит для Бога быть бесстрастным.
Таким образом, следует пояснить, что пример с изображением горящего дома имеет недостаток (как и все изображения?). В этот момент паники и хаоса пожарный решает не поддаваться эмоциональным колебаниям; однако Бог невозмутим не только по Собственному выбору, но и по Своей природе. Он невозмутим. Другими словами, пассивность противоречит самой Его сущности; Он не способен быть пассивным.
Почему, спросите вы? Есть много причин, но одна из важных заключается в том, что пассивный Бог подвержен переменам, эмоциональным изменениям. Но из Библии мы знаем, что Бог не меняется (Мал. 3:6; Иак. 1:17); Он неизменен. Бесстрастие, таким образом, является естественным следствием неизменной природы Бога. Это важно для того, кто такой Бог, а не только для того, что Он делает.
Безразличный?
Если Бог бесстрастен, значит ли это, что Он стоик, безжизненный, безразличный, апатичный и неспособный к любви или состраданию? К сожалению, это слишком распространённая карикатура. На самом деле бесстрастие гарантирует как раз обратное: Бог не может быть более живым или более любящим, чем Он есть вечно.
Помните, Писание не только говорит, что Бог неизменен, но и что Он бесконечен (Пс. 146:5; Рим. 11:33; Еф. 1:19; 2:7). Он неизмерим, безграничен не только по размеру, но и по самому своему существу. У Него нет ограничений; Он - абсолютное совершенство. Если Бог бесконечен, то никогда не бывает так, чтобы что-то в Боге ждало активации, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Выражаясь причудливым теологическим языком, в Боге нет пассивной потенции. Скорее, Бог - это Его атрибуты в бесконечной мере. Иными словами, Он максимально живой; Он не может быть более живым, чем Он есть вечно. Отцы церкви любили подчеркивать это, называя Бога чистым действием (actus purus). Он не может быть более совершенным в действии, чем Он есть на самом деле, иначе Он был бы менее совершенным, конечным и нуждался бы в совершенствовании.
Примените эту истину, например, к такому свойству, как любовь, и станет ясно, почему бесстрастие имеет решающее значение. Если Бог бесстрастен, то Он не просто обладает любовью, Он сам есть любовь, и Он есть любовь в бесконечной мере. Он не может стать более любящим, чем Он есть на самом деле. Если бы Он стал, то его любовь была бы пассивной, она бы изменилась, возможно, от хорошего к лучшему, что означало бы, что она не была идеальной с самого начала.
В этом свете бесстрастие гарантирует, что Бог есть любовь в бесконечной мере. В то время как любовь к пассивному Богу подвержена изменениям и совершенствованию, любовь к бесстрастному Богу не меняется в своём бесконечном совершенстве. Бесстрастие гарантирует, что Божья любовь не может быть более безграничной в своей красоте. Бог не зависит от других в том, что касается проявления и исполнения Его любви; нет, Он сам есть любовь в бесконечной мере, вечная, неизменная и независимая от сотворенного порядка.
Всё сказанное может показаться нелогичным, но только бесстрастие может дать нам личного Бога, который есть вечная, неизменная любовь. Бесстрастие, далёкое от апатии или инертности, обещает верующему, что Бог не может быть более любящим, чем Он есть вечно. Это то, чего не может обещать бесстрастный Бог.
Я повторю ещё раз: идеи имеют последствия. Хотя на первый взгляд может показаться, что это не так, пассивность, страдающий Бог - опасная идея. Это опасно, потому что подрывает уверенность христианина в себе и даже надежду христианина, особенно во времена реальных трудностей. Если Бог подвержен эмоциональным изменениям, откуда нам знать, останется ли Он верен Своим обещаниям? Его евангельские обещания могут меняться так же быстро, как меняется Его настроение. И если Бог подвержен эмоциональным колебаниям, то есть ли у нас уверенность в том, что Его собственный характер останется неизменным? Его любовь может не оставаться неизменной, Его милосердие может быть уже не вечным, а Его справедливость не может гарантировать победу в будущем.
Но это также и удручающая идея. Как признаётся Кэтрин Роджерс, “что касается меня, то я нахожу идею Бога, который вынужден страдать из-за нас и который нуждается в нашей самореализации, удручающей концепцией божественности”2. Это удручает, потому что не обращает нас к Богу как к нашей скале и крепости (Пс. 17:2), но вместо этого заставляет нас жалеть Бога как того, кто так же бессилен в страданиях, как и мы, как Его конечные создания.
Однако благая весть о бесстрастии - это весть надежды. Когда на нас обрушиваются самые тяжелые жизненные испытания, неисповедимый план нашего личного и любящего Бога остаётся неизменным, потому что Он - Бог, который неизменно невозмутим. Несмотря на то, что боль наносит тяжелый удар, мы поднимемся вместе с Лютером и будем петь:
Бесстрастие - наша истинная надежда во времена страданий
|
Наш Бог - могучая крепость,
Нерушимый бастион.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Thomas Weinandy, Does God Suffer? (Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2000), 111.
2. Katherin Rogers, Perfect Being Theology (Edinburgh: Edinburgh University Press, 2000), 52.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
None Greater: The Undomesticated Attributes of God, Matthew Barrett (Baker Books)
Does God Suffer? Thomas Weinandy, First Things
Подкаст Credo: The undomesticated attributes of God, Matthew Barrett: Часть 1 и Часть 2.
Подкаст Credo: Does God Suffer? — Matthew Barrett и Thomas Weinandy
Подкаст Credo: Does God’s Immutability Need to Change? Matthew Barrett и Paul Smalley
Confessing the Impassible God, Richard Barcellos и др.
Matthew Barrett - профессор христианского богословия Среднезападной баптистской теологической семинарии, главный редактор Credo и ведущий подкаста Credo. Он директор Центра классической теологии и автор книг. Вы можете следить за ним в Twitter.
Это эссе является частью серии "Краткая теология".